16_география 10-11

Приложение к Основной
образовательной программе СОО МАОУ СОШ №16 с.Никольское

Рабочая программа учебного предмета
«География»

Уровень образования:
Стандарт:
Нормативный срок обучения:
Класс:

среднее общее образование
ГОС
2 года
10-11 классы

с. Никольское

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
•

•
•
•
•

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире,
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах
глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства,
разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа
природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления
с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к
окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов,
знаний и умений, а также географической информации.

Требования к уровню подготовки учащихся
1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):
• изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
• ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового
океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимо-действия общества и природы;
последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей
окружающей среды;
• темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения
возрастного состава населения;
• темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических,
транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства
крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
• причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;
• закономерности размещения основных видов природных ресурсов;
• различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование

и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов);
• различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и
природными причинами;
• миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов;
• направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;
причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди;
• причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их
последствия; распространение мировых религий на Земле;
• особенности размещения основных отраслей хозяйства;
• особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
3. Описывать:
• одну из отраслей мирового хозяйства;
один из районов старого или нового промышленного,
сельскохозяйственного, городского,транспортного или рекреационного строительства.
4. Определять (измерять):
• принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;
• ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования
минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;
• особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений;
изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической
информации;
• крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
функции крупнейших городов мира;
• условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

5. Называть и (или) показывать:
• крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;
• мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные,
транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные;
• основные средства и методы получения географической информации;
• основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
• крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения,
культурно-исторические центры;
• примеры крупнейших старопромышленных районов мира;
• меры по охране вод Океана и суши;
• тенденции изменения структуры мирового хозяйства;
• основные формы международных экономических отношений;
• крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон
мира.

№

Тема
урока

Колво
часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
Тип
Элементы
Требования
Дополни- Практические
Формы
урока
обязательного
к уровню
тельный
работы
контроля
минимума
подготовки
материал
образования
обучающихся
Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (4часа)

Параг
раф

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)
1. Многообразие
стран современного мира
2

3.

4
5

Этапы
формирования
ПК мира

1

1

Государственны
й строй стран
мира
Политическая
география
Обобщение по
теме
Современная
политическая
карта мира

1

1
1

Вводная
лекция
Лекция с
элементами беседы
практику
м

Лекция с
элемента
ми
Практику

Политическая
карта мира.
Изменения на
политической
карте мира в
новейшее время.
Многообразие
стран
современного
мира их
основные
группы.
Государственный
строй,
формы правления
и административно-территориального устройства
стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и
место России в
современном мире

Знать/понимат
ь
основные географические
понятия и
термины

Анализ
политической
карты мира
и
экономических карт с
целью определения специализации
разных
типов
стран и регионов
мира,
их участия в
МГРТ

Эвристическая Тема.1;
беседа,
заполнение к/ к
Индивидуальн Тема 1
ый опрос
п2
Составление
систематизирующей таблицы «Государственный строй
стран мира».

Заполнение
таблицы

Тема 1
п3

Индивидуальн Тема 1
ый опрос
п.3

Характеристика Тестирование
политикогеографического положения
страны, его изменений во
времени

1-3

Дата проведения
План Фак

№

Тема
урока

Колво часов

6-7 Взаимодействи
е человечества
и природы.
Мировые прир.
ресурсы
(минеральные,
земельные)
8,9 Водные,
биологические,
Мирового
океана,
климатические,
и космические,
рекреационные
ресурсы.
10, Загрязнение и
11 охрана
окружающей
среды
12, Географическ
14 ое
ресурсоведени
еи
геоэкология
15 Практическая
работа
«Оценка
обеспеченности
разных
регионов и
стран
основными
видами
пр.ресурсов»

2

2

2

3

1

Ти
п
уро
ка

Практически
Элементы
Требовани
Дополние работы
обязательного
я к уровню
тельный
минимума
подготовки
образования
обучающих
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (10часов)

Вводна Основные виды прилекция родных ресурсов.
Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность
природными ресурсаПракти ми. Особенности использования разных
кум
видов природных ресурсов. Рациональное
и нерациональное
природопользование.
Причины и последствия загрязнения окСемина ружающей среды. Пу
ти решения экологир
ческих проблем в мире и его крупных регионах, включая Рос
Семина сию. Геоэкология

Практи

Знать:
особенности
размещения
основных видов
природных
ресурсов, их
главные
месторождения и
территориальные
сочетания.
Уметь:
определять
и сравнивать по
разным
источникам
информации
географические
тенденции
развития
природных,
социальноэкономических и
геоэкологически
х объектов,
процессов и
явлений; оценивать и
объяснять
ресурсообеспече
нность
отдельных стран
и регионов мира

Оценка
обеспеченности человечества
основными
видами при
родных ресурсов. Ана
лиз карт
природопользовани
я
с целью выявления
районов
острых геоэкологических ситуаций

Оценка обеспеченности разных
регионов и стран
основными видами природных
ресурсов

Формы
контроля

Параг
раф

Эвристическая Тема 2
беседа с ис1
пользованием 2 (1-3)
карт атласа

Эвристическая Тема 2.
беседа с использованием
карт атласа,
составление
таблицы

2 (4-8)

беседа с исТема 2
пользованием
3
карт атласа,
составление
таблицы
Эвристическая Т 2
беседа с ис4
пользованием
карт атласа,
Учебное иссле Тема 2
дование по
картам, решение географических задач

Дата проведения
План Факт

16. Численность,
17 воспроизводство
населения

2 Вводная
лекция

18 Состав
19 населения.

2 Лекция
элементами беседы

20 Размещение и 2 Семинар
21 миграция
населения
мира
22 Городское и
2 Семинар
23 сельское
население

24

25

Практическа 1
я работа
«Составление
сравнительно
й оценки
трудовых
ресурсов
стран и
регионов
мира.»
Обобщение 1
знаний

практик
ум

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ (10часов
Численность и
Знать:
Типы восвоспроизводство
численность
производст
населения.
и динамику населе- ва населения
Естественный
ния мира,
прирост населения и отдельных
его типы.
регионов и стран,
Основные
Демографическая
их
политика. Половой, этногеографическу очаги этнических и
возрастной и
ю специфику;
конфессиоэтнический
различия в уровне нальных
состав населения.
и качестве жизни конфликтов
Крупные народы и
населения,
языковые семьи.
основные направлеГеография мировых ния миграций; прорелигий.
блемы современной
Этнополитические
урбанизации.
и религиозные
Уметь: определять
Оценка осконфликты.
и сравнивать по
Размещение и
разным источникам новных показателей
плотность населения. информации
уровня и
Миграция, виды ми- географические
граций, география
тенденции развития качества
жизни
международных
природных,
ления. Анамиграций.
социальнолиз карт наРасселение
экономических и селения
населения. Городское геоэкологических
исельское население. объектов,
Урбанизация и ее
процессов
формы, темпы и
и явлений; оцениуровни урбанизации. вать и объяснять
Крупнейшие города демографическую
и городские
ситуацию, уровни
агломерации
урбанизации и термира и России.
риториальной конУровень и качество центрации насележизни населения
ния
крупнейших стран и
регионов мира

)
Определение демографической ситуации и
особенностей демографической
политики в
разных
странах и регионах мира. Оценка
особенностей
уровня и качества
жизни населения
в разных странах
и регионах мира
Составление
сравнительной
оценки трудовых
ресурсов стран и
регионов мира.

Эвристическая Тема 3
беседа с ис1
пользованием
карт атласа,
Эвристическая Тема 3
беседа с ис2
пользованием
карт атласа,
работа по заполнению таблицы
Эвристическая Тема 3
беседа с ис3
пользованием
сопоставлением карт атласа
Учебное
Тема 3
дование по
картам,
4
ление таблицы
по результатам
сравнения
работа по заполнению контурных карт
Учебное
исследование по
картам,
тестирование-

Раздел IV. НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (10 часов)
26. Характерист 2
27 ика научнотехнической
революции
28. Составные 2
29 части НТР

Вводная
лекция

30. Мировое
31 хозяйство

2

Семинар

32 МГРТ.
1
Интернацио
нализация
хозяйственн
ой жизни

Семинар

33

34

Лекция с
элементами беседы

Отраслевая 1
структура
мирового
хозяйства
Территориа 1
льная
структура
мирового
хозяйства
Обобщаю- 1
щее повторение

Практику
м

Научно-техническая
революция.
Особенности отраслевой и территориальной
структуры мирового хозяйства, различия в
уровнях
экономического
развития стран и регионов,
изменение
пропорций
между
производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и
сельским хозяйством

Знать: географические особенности
отраслевой и
территориальной
структуры мирового хозяйства, размещение
его основных
отраслей; оценивать и
объяснять
территориальную концентрацию
производства, степень природных,
антропогенных
и техногенных
изменений отдельных
территорий

Установление взаимосвязей между размещением населения,
хозяйства и
природным
и
условиями
на конкретных территориях
Определение международной
специализации крупнейших
стран и регионов
мира
Анализ
экономичес
ких карт.
Выявление
неравномер
ности хозяйственного освоения
разных территорий

Составление характеристики основных центров
современного мирового хозяйства,
типологической
схемы территориальной
структуры
хозяйства экономически развитой
и развивающейся
страны. Сравнительная характеристика ведущих
факторов размещения
производительных сил

Эвристическая Тема 4
беседа с ис1
пользованием
п1-2
сопоставлением карт атласа
Эвристическая Тема 4
беседа с ис1
пользованием П3-6
сопоставлением карт атласа
ЭвриТема 4
2
стическая беп1-3
седа
Учебное
Тема 4
дование по
2
картам. Эври- п4-5
стическая беседа по
татам групповой работы
Эвристическая
Тема 4
беседа
3
П1-3
составление
таблицы

тестирование

Тема 4
3
П4-5

1-5. География
5
промышленности. Топливноэнергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность.
Электроэнер
гетика
6- Горнодобы- 5
10. вающая
промышленность. Основные
черты
географии
черной и
өветной
металлурги
и

Раздел V. ОТРАСЛИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (34часа) 11 класс
Вводная Мировое хозяйство и Знать:
Определение
, исследование
лекция
этапы его развития. географические
странпо картам,
Основные центры
экспортеров, ос- работа по
особенности
мирового хозяйства. отраслевой и
новных видов
заполнению
Международное
промышленной
и
контурных
территориальной
географическое
сельскохозяйсткарт
структуры
разделение труда.
венной
мирового хозяйЭкономическая
продукции, видов
интеграция. Интегра- ства, размещения
сырья; районов
его основных
ционные
международного
отраслей;
группировки.
туризма и
Отраслевая и терри- оценивать и
отдыха, стран,
ториальная
предоставляющи
объяснять
структура мирового территориальную
х банковские и
хозяйства.
География
другие виды
концентрацию
Лекция с
исследование
основных
отраслей
международных по картам,
производства,
элеменуслуг.
тами бе- промышленности и степень природработа на к/к
сельского
хозяйства
Определение осседы
ных,
мира, основные
новных
антропогенных и
промышленные и
направлений
сельскохозяйственны техногенных измемеждународной
нений отдельных
е районы.
торговли;
территорий;
факторов, опреприменять
деляющих между
разнообразные
народную специа
источники географ
лизацию стран и
информации для
регионов мира
проведения
наблюдений за
природными,
социальноэкономическими
и
геоэкологическими
объектами, процессами и явлениями,

Тема 5
П1
П.1-4

Тема 5
п1 п5-6

11 Машино8
18 строение,
химическая,
лесная и
стильная
промышленность. Главные страны
районы
19. Промышлен 4
22 ные районы
мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция»
23 География
2
24 транспорта.
Мировая
транспортная система

Семинар

2

Практику

27. География
2
28 мировых валютнофинансовых
отношений

Практику

25
26

Внешние
экономические связи

География
мирового транспорта.
Усиление роли
Семинар непроизводственной сферы
в мировой экономике.
География внешней
торговли. Виды международных
экономических отношений.
Семинар
Россия в мировой
экономике

их изменениями
под
влиянием разнообразных факторов;

Групповая ра- Тема 5
бота, исследо- П.1
вание по кар- 7-10
там, работа по
заполнению
контурных

составлять комплексную
ческую характеристику, таблицы,
тосхемы, диаграммы, простейшие
ты, модели,отражающие географические
сти различных
ний и процессов,
территориальные
взаимодействия

Учебное
Тема 5
дование по
П. 2
картам,
ление таблицы
по результатам
сравнения

География
мировых
валютнофинансовы
отношений

Групповая ра- Тема 5
бота, исследо- П. 3
вание по картам, работа по
заполнению
контурных
Учебное
дование по
картам, составление таблицы
по результатам
сравнения
Индивидуальный, фронтальный
работа с картами

29, Крупнейши
междуна30 еродные
отраслевые и
региональные союзы.
Международная торговля: основные направления и
структура.
Главные
центры мировой торговли
31. Практическа
я работа
«Определение
основных
направлений
международной
торговли;
факторов,
определяющих международную
специализацию стран и
32. Обобщающе
е повторение
по теме
33. Обобщающее повторение курса
географии
10 класса
34. Резерв времени -1 час

2

Семинар

1

Практику
м

1

Практику
м

1

Практику
м

1

Групповая работа, исследование по картам, работа по
заполнению
контурных
карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт

Анализ политической
карты мира
и экономических карт
с целью определения
специализации разных типов
стран и регионов мира, их участия в международном
географическом разделении
труда

Групповая работа, исследование по картам, работа по
заполнению
контурных
карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт
Тестирование
Анализ карт,
тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».