Приложение к Основной
образовательной программе СОО МАОУ СОШ №16 с.Никольское
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
Уровень образования:
Стандарт:
Нормативный срок обучения:
Класс:
среднее общее образование
ГОС
2 года
10-11 классы
с. Никольское
Задачи курса:
• развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому
взаимодействию и социальной адаптации;
• углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах
речевого поведения в различных сферах общения;
• совершенствование умений моделировать своё речевое поведение в соответствии
с условиями и задачами общения.
Содержание обучения русскому языку на отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая
(языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой
деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры,
национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи
развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения,
культуры межнационального общения.
решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка:
при составлении программы выдержаны принципы преемственности в определении объёма
содержания теоретической части темы. Курс 10 – 11 классов, с одной стороны, призван
обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о
языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой
стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения
языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых
единиц, но и механизма их функционирования.
Теоретический материал курса охватывает все разделы науки о языке. В содержание
каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного
общего образования. Их сопровождает дополнительный материал, связанный со стилистикой и
культурой речи, исторические комментарии, пояснения; правила и нормативные варианты
преподносятся подробно и развёрнуто.
В содержание курса включены самостоятельные разделы «Культура речи» и
«Стилистика», где в ознакомительном объёме даны теоретические сведения, а также
необходимый для развития речевых навыков практический материал. Работа по данным
разделам поможет старшеклассникам научиться чётко, ясно, логично, выразительно
формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение, создавать грамотные устные и
письменные тексты. Формирование речевых навыков, развитие культуры речи теснейшим
образом связано с умением мыслить, рассуждать. Способность понять суть явления и словесно
сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления личности
человека.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и
значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное
усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в
начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического
повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной
литературы.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня
сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие
мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи:
речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное,
работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по
развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально
распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность
обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех
уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает
реальные возможности школьников и строится в развитии.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с
учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в
полном объёме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на
протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом
отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание
обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека,
владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в
устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию
знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности,
культуры речи.
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных
работ, включающих задания части 1 в 10-11 классах, комплексный анализ текста, работу со
средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Содержание программы учебного курса
Изучение систематического элементарного курса грамматики, фонетики, лексики,
словообразования, синтаксиса и пунктуации заканчивается в 9 классе, поэтому на
завершающем этапе обучения предусмотрена коррекционная работа, систематизация и
углубление знаний. Ведущие правила орфографии и пунктуации представлены в сравнении и
сопоставлении, дополнены необходимыми сведениями из исторической грамматики и
этимологии, что делает учебный материал более доступным и понятным, помогает учащимся
осознать причинно-следственные связи между фактами языка.
В рамках подготовки к новому типу экзамена по русскому языку – ЕГЭ, проводится
ознакомительная работа с КИМами в начале 10 класса, затем на уроках уделяется время
практической работе по ЕГЭ согласно материалам урока.
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в русской
орфографической системе. Орфография как система правил правописания. Разделы русской
орфографии и обобщающее правило для каждого из них.
Правописание морфем. Правописание корней: правописание гласных и согласных корня.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов. Н и НН в суффиксах.
Орфограммы в окончаниях.
Правописание служебных частей речи. Не с разными частями речи. Правописание
производных предлогов. Омофоны оттого – от того, зато – за то и др.
Орфографические правила, требующие различения морфем: О и Е после шипящих и ц, Ы
иИ после ц, разделительный Ъ и Ь, согласные на стыке морфем.
Слитные, дефисные, раздельные написания. Система правил. Работа со словарём.
Написание строчных и прописных букв. Ознакомление с основным содержанием данного
раздела орфографии. Работа со словарём.
В конце изучения каждой темы даётся материал для контроля: диктант или тест.
Предусмотрены уроки по развитию речи: изложения с элементами сочинения, сочинениярассуждения, эссе и др.
Календарно-тематический план предмета «Русский язык»,
10 класс
Четверть
Раздел, тема
1 четверть
Слово о русском языке.
Лексика.
Лексикография.
Общее
кол-во
часов
1
Уроки
Контро
развития л.
речи
работы
Фразеология.
6
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
2 четверть
Практическ
ие работы
Морфемика
словообразование.
и
2
2
3
Морфология и орфография.
5
3 четверть
Морфология и орфография.
10
4 четверть
Морфология и орфография.
8
1
1
2
1
1
Календарно-тематический план курса русского языка,
11 класс
Четверть
1 четверть
Раздел, тема
Общие сведения о языке.
Общее Практические Уроки
Контрол.
кол-во работы
развития работы
часов
речи
1
Морфология и орфография.
Служебные части речи.
5
1
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
3
1
2 четверть
Синтаксис и пунктуация. Простое
предложение.
8
1
3 четверть
Синтаксис и пунктуация. Простое
осложнённое предложение.
10
1
4 четверть
Синтаксис и пунктуация. Сложное
предложение.
6
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование, «Русский язык», 10 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№
урок
а
Тема урока
1
Слово о русском языке.
2
Слово и его значение. Лексика.
Однозначность
и
многозначность.
Комбинированный
Изобразительновыразительные средства
русского языка.
Фразеология.
Р/Р.
Практическая Урок контроля УУД
работа. Лингвистический
анализ текста.
3.
Тип урока
Комбинированный
Элементы
образования
содержания Планируемые
результаты
Язык и общество. Язык и
культура.
Русский
язык
современном
мире
в
международном
и
межнациональном общении.
предметные Вид контроля
Дата
план
Некоторые
особенности
развития русского языка; что
такое речь, формы речи,
речевая ситуация.
Научиться
оперировать
терминами
при
анализе
языкового явления.
Иметь представление о
социальной сущности языка.
Лексикогра
Организация
совместной
учебной
деятельности
Лексическая
система
русского
языка.
Однозначные
и
многозначные слова. Прямое
и
переносное
значение.
Метафора,
метонимия,
синекдоха.
Смысл понятий речь устная и
письменная, монолог, диалог,
сфера и ситуация речевого
общения,
однозначные
и
многозначные слова.
Научиться
определять
прямое и переносное значение
слов, значение многозначного
слова,
соответствующее
ситуации;
пользоваться
толковым словарём.
Организация
совместной
учебной
деятельности.
Развёрнутое
обоснование
своей
позиции
с
приведением
системы
аргументов.
Особенность текстов
по Тренинг,
стилю и типу.
практикум.
Научиться
отмечать
стилевые черты, языковые
средства
текста;
аргументировано
анализировать
текст;
проводить лингвистический
фия (6 ч.)
факт
4.
Смысловые отношения Урок
между
словами: систематизации
синонимы,
антонимы, УУД
омонимы,
паронимы.
Работа со словарями.
5.
Происхождение лексики Комбинированный
современного русского
языка.
Лексика
общеупотребительная
лексика,
имеющая
ограниченную
сферу
употребления.
Употребление
устаревшей лексики и
неологизмов.
Фразеология.
Употребление
фразеологиз-мов.
Работа со словарями.
Комбини-рованный
Синонимы,
анто-нимы,
омонимы, паронимы, их
значение
в
контексте,
отличие
омонимов,
паронимов от многозначных
слов,
определение
стилистической
окраски
синони-мов.
Русская лексика с точки
зрения
сферы
её
употребления: диалектизмы,
специальная
лексика(профессионализмы, термины),
арго-тизмы.
Межстилевая
разговорно-бытовая
и
книжная лексика. Русская
лексика с точки зрения её
проис-хождения:
исконно
русские
слова,старославянизмы,
заимствованные
слова.
анализ текстов различных
стилей.
Специфика
смысловых Конструирование
отношений между словами.
предложений
Научиться
определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы,
их значение в контексте.
Сферы употребления русской Конструиро-вание
лексики, понятие заимство- предло-жений
ванные
слова,
пути
проникновения
заимствованных слов в язык и
речь.
Научиться
Определять заимствованные
слова в тексте, уместно
употреблять заимствованные
слова в речи; свободно
пользоваться лингвистическими словаря-ми, справочной
литературой.
Понятие фразеологизмы.
Научиться
определять
(идиомы)Русская
фразеология. фразео-логизмы
Крылатые слова, пословицы устойчивые сочетания слов.
и поговорки. Лексическая и
стилистическая синонимия.
Конструиро-вание
пред-ложений.
6.
7.
Р/Р. Лексический анализ Урок контроля УУД
текста
с
решением
Классификация
ошибок, Основные нормы русского Тренинг,
правильное
графическое литературного языка.
практикум
тестовых задач (ЕГЭ –
2014, А2,А11,А30, В8)
Фонетика.
объяснение орфограммы.
Графика.
Орфоэпия
8.
Обобщающее
Комбини-рованный
повторение
фонетики,
графики,
орфоэпии.
Фонетический
разбор
слова.
Чередование
звуков.
(ЕГЭ, А13, А14)
Понятия фонема, открытый
и
закрытый
слоги.
Особенности
русского
словес-ного
ударения.
Логическое ударение. Роль
ударения в стихотворной
речи. Благозвучие речи,
звукопись
как
изобразительные средства.
9.
Орфоэпичес-кие нормы Комбини-рованный
современного русского
языка.
Работа
со
словарями.
Решение
грам-матических задач в
тестовой форме.
(ЕГЭ, А1)
Особенности
рус-ского
словесного ударения. Логическое ударение. Основные
нормы
современного
литературного
произношения.
10.
Морфемика
и
Комбини-рованный
Повторение.
Морфемика
и
словообразо-вание.
Корневые
и
аффиксальные морфемы.
Морфемный
анализ
слова.
Работа
со
словарями.
словообразов
Научиться
применять
изученные
орфограммы;
соблюдать основные правила
орфографии.
(2 часа).
Основные
орфограммы,
изученные ранее.
Научиться
соблюдать
в
практике письма основные
правила
орфографии
и
пунктуации; соблюдать в
практике речевого общения
основные произносительные,
лексические, грамматические
нормы современного языка;
произво-дить фонетический
разбор.
Научиться
соблюдать
в
практике письма основ-ные
правила
орфографии
и
пунктуации; соблюдать в
практике речевого общения
основные произносительные,
лексические, грамматические
нормы современного русского
языка.
ние (3 часа)
Понятие морфема.
Виды Виды
морфем
(корень,
морфем.
Морфемный
и приставка, суффикс, оконсловообра-зовательный раз- чание,
основа
слова.),
боры.
чередование
звуков
в
морфемах, основные способы
образования слов.
Научиться применять знания
по
морфемике
и
слвлобразованию в практике
правописания; запомнить: для
Беседа,
проблемные задания.
Организация
совместной
учебной
деятельности.
Организация
совместной
учебной
деятельности
12.
Основные способы словообразования.
Морфологические
и
неморфологичес-кие
способы сло-вообразования.
Словообразова-тельный
разбор.
Речеведческий
анализ Урок
системати- Язык и речь. Основные
текста.
зации УУД
требо-вания
к
речи
(правильность,
точность,
выра-зительность,
уместность употребления
языковых средств). Анализ
художественного и научнопопу-лярного текста.
Морфология
и
орфография
13.
Принципы
орфографии.
14.
Правописание
Комбини-рованный
безударных
и
чередующихся гласных в
корне слова.
11.
Словообразо-вательные
Комбини-рованный
модели.
Словообразва-тельный
разбор слова. Формообразование.
русской Урок
системати- Общее
грамматическое
зации УУД
значение,
грамматические
формы и синтаксические
функции
частей
речи.
Нормативное употребление
форм
слова.
Принципы
русской
орфографии.
Морфологический
разбор
частей речи.
Актуализация
навыков
применения
орфограмм,
связанных с пра-вописанием
безударных и чередующихся
гласных в корне слова.
слов
с
череду-ющими
гласными нельзя использовать
правило
проверки
безударных гласных.
Виды морфем, чередование
звуков в морфемах, основные
способы образвания слов.
Научиться
производить
морфемный
и
словообразовательный анализ
слов.
Определять тему, основную
мысль текста, анализировать
его структуру и языковые особенности;
осуществлять
речевой
само-контроль;
совершенствовать
и
редактировать
собственные
тексты.
(23 часа).
Языковые
единицы,
проводить различные виды их
анализа.
Научиться
соблюдать
в
практике письма основные
правила
орфографии
и
пунктуации.
Организация
совместной
учебной
деятельности
Организация
совместной
учебной
деятельности
Комментированное
письмо.
Самосто-ятельная
ра-бота.
Основные нормы русского Тренинг,
литературного
языка практикум.
(грамматические
и
орфографические).
Научиться
опознавать
языковые
еди-ницы,
15.
Правописание гласных Комбини-рованный
после шипящих и ц.
Актуализация
навыков
применения
орфограмм,
связанных с пра-вописанием
гласных после шипящих и ц.
16.
Правописание звонких и Урок
систематиглухих соглас-ных в зации УУД
корне
слова.
Правописание двойных
согласных.
Применение
зна-ний
по
фонетике, морфемике, словообразованию в практике
правописания и говорения.
17.
Контрольный диктант.
Определение уровня изученного материала. Проверка и
тематический контроль УУД
18.
Р/Р. Текст как речевое Комбини-рованный
произ-ведение.
Смысловая и композиционная
целостность
текста.
(ЕГЭ, А6,А7,А27, А28)
19.
Правописание
Комбини-рованный
приставок. Гласные Ы, И
Урок контроля УУД
проводить различные виды их
анализа;
соблюдать
в
практике письма основные
правила орфографии; решать
учебные задачи на основе
заданных алгорит-мов.
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться
соблюдать
в
практике письма основные
правила
орфографии,
составлять
сло-варный
диктант на повторяемые орфограммы.
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться
применять
изученные
правила,
пользоваться опре-делёнными
способами по их применению
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться
применять
изученные
орфограммы;
соблюдать основные правила
орфографии.
Текст, его строе-ние и виды, Признаки текста и его
преобразования текста.
функцио-нально-смысловых
типов.
Научиться определять тему,
основную
мысль
текста,
анализировать структуру и
языко-вые
особенности
текста, осуществлять речевой
самоконтроль.
Актуализация
навыков Основные нормы русского
приме-нения
орфо-грамм, литературного языка.
Тренинг,
практикум.
Работа
с
деформированным текстом
Диктант
и
грамматическое
задание
Организация
совместной
учебной
деятельности
Тренинг,
практикум.
после приставок.
20.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление
прописных
букв.
Правила переноса слов.
21.
Контрольный диктант.
22.
Систематиза-ция знаний
о частях речи.
23.
Имена.
Склоняемые
части
речи
(имена
существи-тельные,
прила-гательные,
числительные)
Морфологичес-кие
нормы.
связанных с правописанием Научиться
опознавать
приставок (на з-, с-, пре-, языковые
еди-ницы,
при- и т.д.)
проводить различные виды их
анализа; соблюдать в практике
письма основные правила
орфографии.
Комбини-рованный Актуализация
навыков Основные нормы русского
применения
орфограмм, литературного языка.
связанных с употреблением Научиться
соблюдать
в
Ъ, Ь и прописных букв.
практике письма основные
правила
орфографии,
составлять словарный диктант
на повторяемые орфограммы.
Урок контроля УУД Определение
уровня Основные нормы русского
изученного
материала. литературного языка.
Проверка и тематический Научиться
применять
контроль УУД.
изученные
орфограммы;
соблюдать основные правила
орфографии.
Урок
системати- Общее
грамматическое Языковые
единицы.
зации УУД
значение,
грамматические Различные виды их анализа.
формы и синтаксические Научиться
соблюдать
в
функции
частей
речи. практике письма основные
Нормативное употребление правила
орфографии
и
форм слова. .Морфологичес- пунктуации; проводить анализ
кий разбор частей речи.
языко-вых единиц.
Урок
системати- Систематизация
ранее Общее
грамматическое
зации УУД
изученного об именах суще- значение,мор-фологические
ствительных,
признаки и синтаксическая
роль склоняемых частей речи.
прилагательных,
числительных;
углубление Научиться
находить
понятия о роли имён в речи, склоняемые части речи в
формирование
умения тексте,
определять
их
обосновывать
выбор синтаксическую
роль
в
падежных
окончаний предложении.
склоняемых частей речи;
определение синтаксической
роли склоняемых частей
Тренинг,
практикум.
Диктант
с
грамматичес-ким
заданием.
Комментированное
письмо.
Самостоя-тельная
работа.
Фронталь-ный
опрос. Самостоятельная работа.
24.
Правописание
Урок
систематисклоняемых частей речи. зации УУД
Правописание сложных
имён существитель-ных
и прила-гательных.
25.
Именительный
и Комбини-рованный
родительный
падежи
мно-жественного числа
некоторых
существитель-ных
мужского
рода.
Орфоэпические
и
морфологи-ческие
нормы.
Р/Р.
Функцио-нально- Урок
систематисмысловые типы речи. зации УУД
Особенности
рассуждения как типа
речи.
Типологический
анализ
текста
рассуждения.
26.
27.
речи в предложении.
Совершенствова-ние навыка
применения основных типов
орфограмм
скло-няемых
частей речи, изученных в 5-7
классах
Грамматические
и
словообразовательные
нормы
современного
русского
литера-турного
языка; их описание и закрепление
в
сло-варях,
учебниках, справочниках.
Функциональные
разновидности
языка
(книжный и разговорный),
функциональные
стили
(научный,
публицистический, официально-деловой);
язык
художественной
литературы. Функциональносмысловые
типы
речи
(повест-вование, описа-ние,
рассудение).
Сфера
употребле-ния,
типичные
ситуации речево-го общения,
зада-чи
речи;
языковые
средства, харак-терные для
текста –рассуждения.
Местоимение
как Урок
системати- Систематизация
ранее
лексико-грамматичес-кая зации УУД
изученного о местоимении,
категория. Правописание
углубление понятия о роли
местоимений.
местоимений
в
речи,
Морфологи-ческие
формирование
умения
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться
применять
изученные
правила;
соблюдать в практике письма
основные
правила
орфографии.
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться
применять
изученные
правила,
пользоваться определёнными
способами их применения.
Тематичес-кий
диктант.
Словарный
диктант
Признаки текста и его Работа
с
функционально-смысловые
деформиротипы, функциональные стили. ванным текстом
Научиться
свободно,
правильно
излагать
свои
мысли в устной и письменной
форме в соответствии с
ситуацией речевого общения,
задачами речи; соблюдать
нормы построения текста.
Общее
грамматическое Фронталь-ный
значение,
морфологические опрос. Самостояпризнаки и синтаксическая тельная работа.
роль местоимений, парадигма
личных
местоимений,
нормы.
28.
Глагол. Грамматичес-кие
категории
русского
глагола. Правописание
личных окончаний
и
суффиксов
глаголов.
Морфологи-ческие
нормы.
29.
Глагольные формы
причастие
деепричастие.
30.
Значение
и
употребление,
правописание причастий
и деепричастий
–
и
определять синтаксическую орфограмма-пробел
роль
местоимения
в (местоимение с предлогом,
предложении.
частицей).
Научиться
находить
местоимения
в
тексте,
определять
их
синтаксическую
роль
в
предложении.
Урок
системати- Систематизация
ранее Общее
грамматическое
зации УУД
изученного
о
глаголе, значение,
морфологические
углубление
знаний признаки и синтаксическая
(особенности
роль глагола..
функционирования глаголов Научиться находить глаголы
в речи), отработка умения в
тексте,
определять
правильно писать личные спряжение
глаголов
с
окончания и суф-фиксы безударным
личным
глаголов.
окончанием; различать по
вопросу
личную
и
неопределённую
форму
глагола.
Урок
системати- Углубление знаний (особен- Общее
грамматическое
зации УУД
ности
функционирования значение,
морфологические
глагольных форм в речи), признаки и синтаксическая
отработка умения правильно роль
причастия
и
упот-реблять
глаголь-ные деепричастия,
орфография
формы в речи.
причастия и деепричастия.
Научиться
применять
изученные орфографические
правила;
использовать
изученную часть речи в
устной
и
письменной
практике.
Урок
системати- Совершенствование навыка Основные нормы русского
зации УУД
применения основных типов литературного языка.
орфограмм
причастия
и Научиться
применять
деепричастия, изученных в 7- изученные
правила,
8 классах.
соблюдать в практике письма
основные
правила
орфографии,
находить
в
Фронталь-ный
опрос. Самостоятельная работа.
Организация
совместной
учебной
деятельности
Тематичес-кий
диктант
31.
Наречия и наречные Урок
систематисочетания. Морфемный зации УУД
и словообразо-вательный
разбор наречий. Слова
категории
состояния.
(ЕГЭ, А17, А!8)
Систематизация
ранее
изученного
о
наречии,
углубление
знаний
(особенности
функционирования наречий в
речи).
32.
Служебные части речи.
33.
Правописание
Урок
системати- Совершенствование навыка
производных предлогов зации УУД
применения основных типов
и союзов.
орфограмм частей речи,
изученных в 7-9 классах.
34.
Правописание частиц и Урок
системати- Совершенствова-ние навыка
междометий.
зации УУД
основных типов орфограмм,
изученных в 7-9 классах.
Урок
системати- Систематизация
ранее
зации УУД
изученного о служебных
частях речи: углубление
знаний о роли предлогов и
союзов как средств связи
слов и предложений в тексте,
углубление знаний о роли
частиц.
тексте примеры на изученные
орфограммы.
Общее
грамматическое
значение,
морфологические
признаки и синтаксическая
роль наречий.
Научиться находить наречия
в тексте, определять их
синтаксическую
роль
в
предложении.
Общее
грамматическое
значение,
морфологиче-кие
признаки и синтаксическая
рольслужебных частей речи.
Научиться
находить
служебные части речи в
тексте,
определять
их
синтаксическую
роль
в
предложении.
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться применять изученные правила, пользоваться
определёнными способами их
применения,
находить
в
тексте примеры на изученные
орфограммы.
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться
применять
изученные
правила,
составлять
словар-ный
диктант на данные орфограммы; находить в тексте
примеры
на
изученные
орфограммы.
Фронталь-ный
опрос. Самостоятельная работа
Фронталь-ный
опрос. Самостоятельная работа.
Тематичес-кий
диктант.
Тематичес-кий
диктант
35.
Контрольная
(тест)
работа Урок контроля УУД
Определение
уровня Основные нормы русского Практикум
изученного
материала. литературного языка.
Проверка и тематический Научиться
применять
контроль УУД.
изученные
орфограммы;
соблюдать основные правила
орфографии.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе
(1 час в неделю, всего 35 часа)
№
урока
Тема урока
Тип урока
1
Из истории
русского
языкознания.
Урок
объяснения
нового
материала
2
Предлог как
служебная часть
речи.
Правописание
предлогов.
Урок
систематиза
ции УУД
3
Союз как
служебная часть
речи. Союзные
слова.
Правописание
союзов.
Частицы.
Правописание
частиц.
Урок
систематиза
ции УУД
4
Урок
систематиза
ции УУД
Элементы содержания образования
Планируемые предметные
результаты
Предмет лингвистики.
Основные единицы языка, их
Общественная природа и функции
признаки, нормы русского речевого
языка, его внутренняя структура,
этикета, его особенности.
закономерности его
Научиться опознавать языковые
функционирования и исторического единицы, проводить различные
развития, классификация
виды их анализа.
конкретных языков.
Морфология орфография. Служебные части речи (5ч).
Совершенствование навыка
Основные нормы русского
применения основных типов
литературного языка.
орфограмм служебных частей речи, Научиться применять изученные
правописание производных
правила, пользоваться
предлогов.
определёнными способами их
применения.
Совершенствование навыка
Основные нормы русского
применения основных типов
литературного языка.
орфограмм служебных частей речи, Научиться находить союзы и
изучен-ных в 7-9 классах,
союзные слова в тексте, определять
правописание союзов.
их синтаксичес- кую роль в
предложении.
Совершенствование навыка
Основные нормы русского
применения основных типов
литературного языка.
орфограмм служебных частей речи, Научиться находить частицы в
изученных в 7-9 классах,
тексте, определять их
Вид контроля
Дата
план
Фронтальный
опрос.
Самостоятельна
я работа.
Тематический
диктант.
Тренинг,
практикум.
Фронтальный
опрос,
самостоятельна
я работа.
факт
правописание частиц.
5
Частицы не и ни.
Их значение и
употребление.
Урок
систематиза
ции УУД
Совершенствование навыка
правописания частиц не и ни.
6
Слитное и
раздельное
написание не и
ни с различными
частями речи.
Урок
систематиза
ции УУД
Совершенствование навыка
применения основных типов
орфограмм, изученных в 5-9
классах.
7
8-9
10-11
Синтаксис и пунктуация. Слово сочетание (3 ч).
Основные
Комбинирован Три принципа русской пунктуации
принципы
ный
(формально-грамматический,
русской пункту
логически- смысловой,
интонационный).
ации.
Функции знаков препинания.
Словосочетание
Урок
Повторение и углубление сведений
как
систематиза
о словосочетании,
синтаксическая
ции УУД
подбор синонимов, виды связи слов
единица.
в словосочетаниях, синонимия
словосочетаний
Виды
синтаксической
связи.
Простое предложение (8 ч).
Простое
Комбинирован
предложение как ный
синтаксическая
единица.
Классификация
предложений.
Виды
предложений по
цели
высказывания, по
синтаксическую роль в
предложении.
Значения частицы не и ни.
Научиться различать частицы не и
ни по их значениям, правильно
употреблять их в речи.
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться применять изученные
орфограммы, соблюдать основные
правила орфографии, находить в
тексте примеры на изученные
орфограммы.
Основные виды пунктограмм.
Научиться применять в практике
письма пунктуа
ционные нормы современного
русского литературного языка.
Строение словосочетаний,
отличие от слова и предложения,
способы выражения. Научиться
вычленять словосочетание из
предложения, подбирать
синонимичные словосочетания как
средство выразительности речи,
делать разбор словосочетаний
Предложение как минимальное
Основные единицы языка, их
речевое высказывание. Виды
признаки. Научиться употреблять в
предложений по цели высказывания речи предложения, разные по цели
и эмоциональной окраске.
высказывания, работать с
художественными текстами
изучаемых литературных
произведений.
Тренинг,
практикум.
Тематический
диктант
Организация
совместной
учебной
деятельности.
Самостоятельна
я работа,
словарный
диктант
Комментирован
ное письмо,
самостоятельна
я работа.
12-13
эмоциональной
окраске.
Двусоставные и
односоставные
предложения.
14
Урок
систематизаци
и УУД
Виды предложений по составу
грамматической основы, понятие
односоставного предложения.
Неполные
предложения.
Урок
систематиза
ции УУД
Понятие о полном и неполном
предложении, тире в неполном
предложении.
15-16
Главные члены
предложения.
Тире между
подлежащим и
сказуемым.
Синтаксический
разбор простого
предложения.
Урок
систематиза
ции УУД
Обобщение сведений о способах
выражения подлежащего,
правильное согласование со
сказуемым. Способы выражения
сказуемого. Приёмы различения
разных типов сказуемого в
зависимости от выражения в них
лексического и грамматического
значений.
17
Контрольная
работа (тест в
формате ЕГЭ)
Урок контроля
УУД
Определение уровня изученного
материала.
Проверка и тематический контроль
знаний, умений, навыков.
18-19
Предложения с
однородными
Урок
систематиза
Совершенствование навыка
правильной постановки знаков
Основные единицы языка, их
признаки.
Научиться
различать виды односоставных
предложений по составу
грамматической основы.
Основные единицы языка, их
признаки.
Научиться
употреблять в речи неполные
предложения, употреблять тире в
неполном предложении.
Основные единицы языка, их
признаки.
Научиться
Находить подлежащее в
предложении, определять способ
его выражения, согласовывать
подлежащее со сказуемым,
различать сказуемые по составу
слов, стилистически различать
простые и составные глагольные
сказуемые, определять способы
выражения именной части
составного именного сказуемого,
находить и выписывать
предложения с различными типами
сказуемых..
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться
применять изученные орфограммы
и пунктограммы .
Тренировочное
упражнение.
Правила постановки знаков
препинания при однородных
Работа с
учебником,
Комментирован
ное письмо,
самостоятельна
я работа.
Тренировочное
упражнение,
комментирован
ное письмо.
Тренинг,
практикум.
членами. Знаки
препинания
между
однородными
членами.
ции УУД
препинания, составление схемы
предложения с однородными
членами.
Знаки
препинания при
однородных и
неоднородных
определениях.
Обобщающие
слова при
однородных
членах. Знаки
препинания при
обобщающих
словах.
Урок
систематиза
ции УУД
Понятие об однородных и
неоднородных определениях.
Урок
систематиза
ции УУД
22
Предложения с
обособленными
членами.
Обособление
определений.
23
Обособленные
приложения и
дополнения.
Знаки
препинания.
20
21
членах, связанных союзами.
Научиться
правильно ставить знаки
препинания при однородных
членах, связанных союзами,
определять окраску союзов в
предложении с однородными
членами.
Правила постановки знаков
препинания при однородных
определениях.
самостоятельна
я работа.
Понятие об обобщающем слове,
правила постановки знаков
препинания.
Правила постановки знаков
препинания при обобщающем слове
с однородными членами.
Научиться определять
обобщающее слово, его место по
отношению к однородным членам и
расставлять знаки препинания.
Тренировочное
упражнение ,
самостоятельна
я работа.
Урок
систематиза
ции УУД
Закрепление и систематизация
знаний по теме
«Обособленные и уточняющие
члены предложения».
Совершенствование навыка
правильной постановки знаков
препинания.
Работа с
учебником,
объяснительны
й диктант,
словарный
диктант.
Урок
систематизаци
и УУД
Закрепление и систематизация
знаний по теме «Обособленные
приложения и дополнения».
Совершенствование навыка
правильной постановки знаков
препинания.
Правила постановки знаков
препинания в предложениях с
обособленными и уточняющими
членами.
Научиться
применять изученные правила при
решении грамматических задач,
использовать разнообразные
конструкции в связной речи.
Правила постановки знаков
препинания в предложениях с
обособленными и уточняющими
членами.
Научиться
применять изученные правила при
решении грамматических задач,
использовать разнообразные
Тренировочное
упражнение,
самостоятельна
я работа.
Работа
учебником,
объяснительны
й диктант,
словарный
диктант.
24
Обособленные
обстоятельства.
Урок
систематизаци
и УУД
Закрепление и систематизация
знаний по теме «Обособленные
обстоятельства». Грамматические
нормы построения предложений с
деепричастным оборотом.
Совершенствование навыка
правильной постановки знаков
препинания.
25
Знаки
препинания в
предложениях со
сравнительными
оборотами.
Урок
систематизаци
и УУД
26
Вводные слова,
вводные
предложения и
вставные
конструкции.
Обращения.
Междометия в
составе
предложения.
Урок
систематизаци
и УУД
Закрепление и систематизация
знаний по теме «Сравнительный
оборот». Грамматические нормы
построения предложений со
сравнительными оборотами.
Совершенствование навыка
правильной постановки знаков
препинания.
Понятие вставной конструкции.
Вводные слова. Обращения.
Совершенствование умения
правильной постановки знаков
препинания.
Сложное
27
Сложносочинённ
ое предложение.
Знаки
препинания в
ССП.
предложе
ние (7 ч).
Урок
систематизаци
и УУД.
Повторение сведений о
сочинительных союзах (деление на
три разряда), расширение знаний
учащихся о ССП (о союзах и их
значениях в этих предложениях)
Классификация ССП.
конструкции в связной речи.
Грамматические нормы построения
предложения с деепричастным
оборотом, правила постановки
знаков препинания в предложениях
с обособленными членами.
Научиться
применять изученные правила при
решении грамматических задач,
использовать разнообразные
конструкции в связной речи.
Грамматические нормы построения
предложений со сравнительными
оборотами.
Научиться
применять изученные правила при
решении грамматических задач,
использовать разнообразные
конструкции в связной речи.
Основные единицы языка, их
признаки, вводные слова и
предложения как средство
субъективной оценки
высказывания.
Научиться
находить предложения с вводными
словами, выписывать их
делать синтаксический и
пунктуационный разборы этих
предложений.
Работа с
учебником,
объяснительны
й диктант,
словарный
диктант.
Работа с
учебником,
объяснительны
й диктант,
словарный
диктант.
Комментирован
ное письмо,
тренировочные
упражнения.
Основные группы ССП по значению Беседа,
и союзам.
проблемные
задания.
Научиться
объяснять постановку знаков
препинания, находить в тексте ССП
и производить пунктуационный
разбор.
28
Сложноподчинён
ное предложение.
СПП с одним
придаточным.
Урок
систематизаци
и УУД
Углубление понятия о СПП,
средствах связи главного
предложения с придаточным,
строении СПП, способах
разграничения союзов и союзных
слов..
Роль указательных слов в СПП.
29
Синонимия СПП
и предложений с
причастным и
деепричастным
оборотами.
Урок
систематизаци
и УУД
Синтаксическая синонимия как
источник богатства и
выразительности русской речи.
30
СПП с
несколькими
придаточными.
Недочёты и
ошибки в
построении СПП.
Комбинирован
ный
31
Бессоюзное
сложное
предложение.
Знаки
препинания в
БСП.
Урок
систематизаци
и ЗУН
Систематизация и углубление
знаний о СПП с несколькими
придаточными. Виды подчинения,
знаки препинания между
однородными придаточными,
соединёнными союзами и. или,
либо, да (и).
Основные признаки бессоюзных
сложных предложений, условия
постановки знаков препинания в
БСП. Сопоставление
синонимических конструкций.
32
Сложные
Комбинирован
Особенности пунктуации в
Отличительные признаки ССП,
средства связи главного
предложения с придаточным.
Научиться
Правильно ставить знаки
препинания и составлять схемы
ССП, видеть в предложении
указательные слова и определять в
соответствии с этим вид
придаточного, находить слово, к
которому относится придаточное
предложение, и задавать от него
вопрос.
Отличительные признаки СПП,
средства связи главного
предложения с придаточным.
Научиться
заменять придаточное предложение
в СПП на причастный или
деепричастный оборот.
Различать СПП с однородным,
параллельным и последовательным
подчинением, составлять схемы,
производить синтаксический
разбор.
Беседа,
проблемные
задания.
Основные признаки БСП, правила
расстановки знаков препинания,
выразительные возможности БСП.
Научиться
соблюдать в практике письма
основные правила пунктуации,
нормы построения БСП,
употребления их в речи.
Отличительные особенности
Беседа,
проблемные
задания.
Беседа,
проблемные
задания.
Беседа,
проблемные
задания.
Беседа,
предложения с
разными видами
связи. Период.
Знаки
препинания в
периоде.
ный
33
Оформление на
письме прямой
речи и диалога.
Разные способы
оформления на
письме цитат.
Урок
систематизаци
и ЗУН
34
Контрольная
работа (тест в
формате ЕГЭ).
Урок контроля
ЗУН
сложных предложениях с
сочинительной и подчинительной
связью. Сложные предложения с
разными видами связи. Знакомство
с понятием период и алгоритмом
синтаксического разбора. СП с
разными видами связи.
Особенности оформления на
письме прямой речи и диалога.
Способы оформления цитат.
сложных предложений с разными
проблемные
видами связи.
задания.
Научиться
правильно
ставить
знаки
препинания
в
данных
предложениях.
Правила постановки знаков
препинания при прямой речи и
диалоге, правила оформления цитат.
Работа с
учебником,
тренировочные
упражнения.
Определение уровня изученного
материала. Проверка и
тематический контроль знаний.
умений, навыков.
Основные нормы русского
литературного языка.
Научиться
применять изученные орфограммы
и пунктограммы.
Тренинг,
практикум.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
•
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
•
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности;
•
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству; самообразования и активного