РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1-4 класс
(тематическое планирование 1 класс «Школа России»)
2018-2019 учебный год
с.Никольское
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов:
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и
правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике,
словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять
языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты окончания начальной школы по предмету «Русский язык»
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию,
достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
- достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных
ситуациях, осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации,
анализировать и обобщать её;
- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учётом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять
несложные устные монологические высказывания, письменные тексты;
- умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный
учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные
интересы обучающихся.
Выпускник начальной школы научится:
Раздел «Фонетика и графика»
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие;
согласные звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие);
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Раздел «Лексика»
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Раздел «Морфология»
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени),
спряжение.
Раздел «Синтаксис»
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Раздел «Орфография и пунктуация»
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Раздел «Развитие речи»
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на
реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
«Выпускник начальной школы получит возможность научиться»
Раздел «Фонетика и графика»
• проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника)
или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике
алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными
местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Раздел «Орфография и пунктуация»
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах.
Раздел «Развитие речи»
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с
разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной
задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным
письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание
небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений,
сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление
слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных
звуков. Функция букв Е, Ё, Ю, Я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием
письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности
правильного списывания с печатного и письменного шрифта.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки(абзаца).
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение
предложения.
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• обозначения гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
• заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
• раздельное написание слов;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии
сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий,
наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной
характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный
звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита:
правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (изучается во всех разделах курса). Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Осознание словарного
богатства русского языка. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах,
антонимах, различение и использование в речи. Наблюдение за их использованием в тексте.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах окончания, корня, основы, приставки, суффикса. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование
однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных
в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных
одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,
2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных
на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2,
3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и
что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён
существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании
главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в
зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн,
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с
учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания
на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План
текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах многозначных слов, синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и сжатое,
полное, выборочное изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование по русскому языку (обучение письму), 1 класс, 4 часа в неделю (132 часа)
№ п.п.
Тема
1.
Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Пропись — первая учебная
тетрадь.
Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Рабочая строка.
Верхняя и нижняя линии рабочей строки
Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Письмо овалов и полуовалов.
Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Рисование бордюров.
Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке Письмо длинных прямых
наклонных линий.
Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Письмо наклонной длинной
линии с закруглением внизу (влево), короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево)
Анализ начертаний письменных букв. Письмо овалов больших и маленьких. Письмо коротких и длинных
наклонных линий с закруглением влево и вправо
Анализ начертаний письменных букв. Письмо наклонных коротких и длинных линий. Их чередование
Анализ начертания письменных букв. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и
вправо, с петлёй вверху и внизу.
Анализ начертаний письменных букв. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
Письмо букв. Строчная и заглавная буквы А, а
Письмо букв. Строчная и заглавная буквы А, а
Письмо букв. Строчная и заглавная буквы О, о.
Письмо букв. Строчная и заглавная буквы О, о. Сравнение строчной и заглавной букв.
Письмо букв. Строчная буква И. Сравнение печатной и письменной букв.
Письмо букв. Заглавная буква И. Сравнение печатной и письменной букв.
Письмо букв. Строчная буква Ы. Сравнение печатной и письменной букв.
Письмо букв. Строчная буква Ы. Сравнение печатной и письменной букв.
Письмо букв. Строчная и заглавная У, у
Письмо букв. Строчная и заглавная буквы У, у. Сравнение строчной и заглавной букв
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Письмо букв. Строчная буква н
Письмо букв. Заглавная буква Н
Письмо букв. Строчная буква с.
Письмо букв. Заглавная буква С. Сравнение строчной и заглавной букв.
Письмо букв. Строчная буква к.
Письмо букв. Заглавная буква К.
Письмо букв. Строчная буква т.
Письмо букв. Заглавная буква Т
Письмо букв. Строчная буква л
Письмо букв. Заглавная буква Л
Письмо букв. Строчная буква р
Письмо букв. Заглавная буква Р
Письмо букв. Строчная буква в
Письмо букв. Заглавная буква В
Письмо букв. Строчная буква е
Письмо букв. Заглавная буква Е.
Письмо букв. Строчная буква п.
Письмо букв. Заглавная буква П.
Письмо букв. Строчная буква м.
Письмо букв. Заглавная буква М.
Письмо букв. Строчная буква з.
Письмо букв. Заглавная буква З
Письмо букв. Строчная буква б
Письмо букв. Заглавная буква Б
Письмо букв. Строчная буква д
Письмо букв. Заглавная буква Д
Письмо букв. Строчная буква я
Письмо букв. Заглавная буква Я
Письмо букв. Строчная буква г
Письмо букв. Заглавная буква Г
Письмо букв. Строчная буква ч
Письмо букв. Заглавная буква Ч
Письмо букв. Буква ь
Письмо букв. Буква ь
Письмо букв. Строчная буква ш
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
Письмо букв. Заглавная буква Ш
Письмо букв. Строчная буква ж
Письмо букв. Заглавная буква Ж
Письмо букв. Строчная буква ё
Письмо букв. Заглавная буква Ё
Письмо букв. Строчная буква й
Письмо букв. Заглавная буква Й
Письмо букв. Строчная буква х
Письмо букв. Заглавная буква Х
Письмо букв. Строчная буква ю
Письмо букв. Заглавная буква Ю
Письмо букв. Строчная буква ц
Письмо букв. Заглавная буква Ц
Письмо букв. Строчная буква э
Письмо букв. Заглавная буква Э
Письмо букв. Строчная буква щ
Письмо букв. Заглавная буква Щ
Письмо букв. Строчная буква ф
Письмо букв. Заглавная буква Ф
Письмо букв. Строчная буква ь
Письмо букв. Строчная буква ъ
Функции букв ь и ъ. Строчные буквы ь и ъ.
Функции букв ь и ъ. Письмо букв, слов, предложений.
Русский алфавит.
Алгоритм списывания с печатного шрифта.
Письмо под диктовку слов, звуковой буквенный состав
Русский алфавит
Алгоритм списывания с печатного текста.
Работа с предложением. Оформление предложений в тексте.
Работа с предложением. Оформление предложений в тексте.
Заглавная буква в именах собственных
Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу
Правописание сочетаний чк-чн
Обозначение мягкости согласных ь. Письмо слов с ь
Функции букв ь и ъ. Письмо под диктовку слов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
Письмо под диктовку слов. Закрепление и обобщение изученного
Звуки речи. Звук и буква.
Текст. Признаки текста (общее представление)
Работа с предложением.
Диалог.
Слово. Роль слов в речи.
Текст. Последовательность предложений в тексте.
Слово и его значение.
Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. (общее представление)
Правописание слов с непроверяемыми гласными.
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги.
Деление слов на слоги.
Ударение
Звуки и буквы
Русский алфавит
Особенность гласных звуков.
Функции букв е, ё, ю, я.
Правописание слов с непроверяемыми гласными.
Слоги ударные и безударные.
Слоги ударные и безударные.
Слоги ударные и безударные.
Создание текстов
Особенность согласных звуков. Буквы, обозначающие согласные звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Перенос слов
Разные способы обозначения буквами звука й
Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков.
Различение твёрдых и мягких согласных звуков.
Функции мягкого знака
Правописание согласных в корнях слов.
Правописание согласных в корнях слов.
Текст. Подбор заголовка. Смысловое единство предложений в тексте.).
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Правописание сочетаний чк, чн, чн.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Связные высказывания на определённую тему
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание заглавной буквы в именах собственных.
Правописание заглавной буквы в именах собственных.
Создание собственных текстов по предложенным планам
Создание собственных текстов по предложенным планам
1
1
1
1
1
1
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС, 4 часа в неделю, 136 часов в год.
№
Тема урока
1
Наша речь. Осознание ситуации общения. Виды речи. Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни
людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка российской федерации и языка межнационального общения.
Выражение собственного мнения. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя.
Характеристика человека по его речи. Требования к речи.
Практическое овладение формами речи. Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.
Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Последовательность Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение
прочитанного текста.
Входная диагностическая работа или диктант.
Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в
предложении.
Предложения по цели высказывания. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания.
Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложений.
Контрольное списывание.
Члены предложения. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении.
Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».
Работа над ошибками.
Проверочная работа по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Слова, слова, слова. Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как
единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов
1
19
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
1
20
Синонимы и антонимы.
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Синонимы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
Синонимы и антонимы. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. 1
Антонимы.
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.
1
23
Однокоренные слова. Родственные (однокоренные) слова. Корень слова.
1
24
25
26
27
28
Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов.
Выделение корня в однокоренных словах.
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Слог. Ударение. Перенос слова. Слог как минимальная произносительная единица.
Слогообразующая роль гласных звуков. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на
другую.
Ударные и безударные гласные звуки в слове. Словесное и логическое ударение в предложении
Корректирование текста с нарушенной последовательностью абзацев. Обучающее сочинение по серии картинок.
Проверочная работа – выполнение заданий в учебнике «Проверь себя»
Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Звуки и их обозначение на письме. Условные звуковые обозначения слов.
Замена звука буквой и наоборот.
Звуки и буквы. Значение алфавита. Знание алфавита: правильность называния букв, знание их последовательности.
Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями.
Проверочная работа по теме «Алфавит»
Комплексная работа над структурой текста.
Коллективное составление рассказа по репродукции картины 3. Е.
Серебряковой «За обедом».
Гласные звуки. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы,
обозначающие гласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. Буквы ё, е, ю, я и их функция в слове.
1
1
1
1
1
Правописание гласных в корнях. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме
Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.
Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.
1
21
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
Работа над ошибками.
Проверочный диктант «Безударные гласные»
Работа над ошибками.
Правописание согласных. Согласные звуки
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.
Согласный звук [й’] и буква и краткое
Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.
Проект «И в шутку, и в серьёз»
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси».
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Мягкий знак (ь)Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо»
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт.
Правописание сочетаний чк, чн, чт, нч .
Р.Р. Работа с текстом. Проект «Рифма»
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Проверочный диктант по теме
Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с предложением и текстом.
Звонкие и глухие согласные звуки, и их обозначение буквами.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его
обозначение буквой на письме.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук на конце слова
1
1
1
1
1
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
81
Проверочный диктант по теме
Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Разделительный мягкий знак Использование на письме разделительного мягкого знака.
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Р.Р. Составление устного рассказа по
серии картинок.
Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
Проверочная работа – выполнение заданий «Проверь себя» в учебнике.
Части речи. Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
82
83
84
Формирование умений работать с графической информацией.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
1
1
1
85
86
87
88
89
90
91
92
1
1
1
1
1
1
1
1
93
94
Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М Васнецова «Богатыри»
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных.
Правописание собственных имён существительных. Географические названия.
Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам.
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.
Обобщение знаний об имени существительном. Формирование первоначального представления о разборе имени
существительного как части речи.
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.
95
Обобщение знаний об имени существительном.
1
96
Проверочная работа – выполнение заданий «Проверь себя» в учебнике.
1
97
Глагол. Глагол как часть речи и употребление его в речи.
1
76
77
78
79
80
98 Синтаксическая функция глагола в предложении.
99 Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
100 Работа над ошибками. Число глагола.
1
1
1
1
1
1
1
1
101
102
103
104
105
106
107
Изменение глагола по числам.
Правописание частицы не с глаголом.
Обобщение знаний о глаголе. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Обобщение знаний о глаголе.
Текст-повествование и роль в нём глаголов. Понятие о тексте-повествовании.
Развитие речи. Составление текста- повествования на предложенную тему.
Проверочная работа – выполнение заданий «Проверь себя» в учебнике.
1
1
1
1
1
1
1
108 Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.
109 Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
110 Связь имени прилагательного с именем существительным.
1
1
1
111 Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении
112 Сравнение как одно из выразительных средств языка.
1
1
113 Изменение имен прилагательных по числам.
114 Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании.
115 Развитие речи. Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и
птичка».
116 Обобщение знаний об имени прилагательном.
1
1
1
117 Проверочная работа
1
118 Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.
1
119 Местоимение. Местоимение как часть речи.
120 Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи. Составление по рисункам текста-диалога.
121 Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из
предложений с нарушенной последовательностью повествования.
123 Текст – рассуждение. Структура текста-рассуждения. Проверочная работа
124 Предлог. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.
125 Функции предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.
126 Правописание предлогов с именами существительными.
127 Развитие речи. Восстановление деформированного повествовательного текста.
128 Проверочная работа. Проект «В словари — за частями речи!».
129 Контрольный диктант
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
130 Работа над ошибками.
1
131 Повторение. Текст. Типы текстов. Предложение.
1
Члены предложения.
Связь слов в предложении. Диалог.
Слово и его лексическое значение.
Однокоренные слова.
Словарный диктант.
136 Части речи.
1
1
1
1
132
133
134
135
1
Тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, 5 часов в неделю (170 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
Количество
часов
НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК Осознание ситуации общения. Язык и речь. Знакомство с учебником «Русский
язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.
Овладение нормами речевого этикета. Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с
целями и условиями общения.
ТЕКСТ. Текст. Признаки текста. Текст. Предложение. Словосочетание. Текст как единица языка и речи. Типы
текстов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Проверка правильности списывания
текста.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Смысловое единство предложений. Предложение. Повторение и уточнение представлений о
предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки
препинания в конце предложений.
Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.
Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
1
Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце
предложений.
1
1
1
1
1
1
1
9
Обобщение знаний о видах предложений.
1
10
Обращение. Предложения с обращением (общее представление).
1
11
Главные и второстепенные члены предложения.
1
12
Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.
1
13
Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.
1
14
Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.
1
15
1
16
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Словосочетание (общее представление). Коллективное составление рассказа по
репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Проверочная работа.
Предложение и словосочетание. Контрольный диктант по теме «Предложение».
17
Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове.
1
18
Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.
1
19
Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.
1
20
Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.
1
21
Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.
1
22
Подробное изложение с языковым анализом текста.
1
23
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.
1
24
Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.
1
25
Имя прилагательное.
1
26
Глагол.
1
27
Имя числительное (общее представление). Проверочная работа.
1
1
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне
слова.
Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Проверочный диктант.
1
1
34
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи-ши,
ча-ща, чу-щу. Звуко-буквенный разбор слова.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным
в корне. Разделительный мягкий знак (ь).
Урок развития речи. Вариант 1. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному
плану. Вариант 2. Сочинение по материалам экскурсии в парк.
Работа над ошибками, допущенными в изложении (сочинении). Рекомендации к осуществлению проектной
деятельности «Рассказ о слове».
Проект «Рассказ о слове».
35
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» (с грамматическим заданием).
1
36
Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова.
1
37
1
38
Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных
слов.
Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.
39
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
1
40
Слова, которые не имеют окончания. Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.
1
41
Приставка как значимая часть слова.
1
42
Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками.
1
43
Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками.
1
44
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.
1
45
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.
1
28
29
30
31
32
33
1
1
1
1
1
1
46
Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
1
47
Основа слова.
1
48
Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.
1
49
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
1
50
Подробное изложение повествовательного текста.
1
51
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Рекомендации к осуществлению
проектной деятельности «Семья слов».
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
1
Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки
слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой
безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных
предложений.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. Работа с
текстом.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
1
Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне.
Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных на
корне слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Составления текста по сюжетному рисунку.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
1
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет
непроизносимого согласного звука.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
1
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
1
1
1
1
1
1
1
1
1
64
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. Проверочный диктант.
1
65
Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.
1
66
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
67
Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
1
68
Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.
1
69
Правописание суффиксов в словах.
1
70
Правописание приставок в словах.
1
71
Правописание значимых частей слова. Подготовка к контрольному диктанту.
1
72
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» (с грамматическим заданием).
1
73
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Правописание приставок и предлогов в словах.
1
74
Правописание приставок и предлогов в словах.
1
75
Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.
1
76
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
1
77
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твердым
знаком(Ъ).
Урок развития речи. Вариант 1. Изложение повествовательного деформированного текста по данному плану.
Вариант 2. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. Работа над ошибками,
допущенными в изложении. Контрольный диктант «Правописание частей слова».
Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Составляем
«Орфографический словарь».
Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.
1
Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. Развитие речи: свободный диктант или
составление текста по рисунку.
1
78
79
80
81
82
1
1
1
1
83
Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.
1
84
Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.
1
85
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
1
86
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Работа с текстом В. Бочарникова «Мал да удал».
1
87
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.
1
88
1
89
Собственные и нарицательные имена существительные. Рекомендации к осуществлению проектной
деятельности «Тайна имени». Свободный диктант.
Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.
90
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
1
91
Род имён существительных: мужской, женский, средний.
1
92
Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах.
1
93
Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения.
1
94
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.
1
95
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.
1
96
1
98
Урок развития речи. Вариант 1. Подробное изложение повествовательного текста-образца. Вариант 2. Составление
устного рассказа по серии рисунков.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» .Работа над ошибками и недочётами, допущенными в
изложении (или в составленном тексте)
Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).
99
Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).
1
100
Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена
существительные.
Именительный падеж имён существительных.
1
97
101
1
1
1
1
102
Родительный падеж имён существительных.
1
103
Дательный падеж имён существительных.
1
104
Винительный падеж имён существительных.
1
105
Именительный, родительный, винительный падежи. Сопоставление падежных форм. Проверочная работа.
1
106
Творительный падеж имён существительных.
1
107
Предложный падеж имён существительных.
1
108
Подробное изложение текста повествовательного типа. Работа с текстом К. Паустовского.
1
109
Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном.
1
110
Все падежи. Начальная и косвенные формы имён существительных.
1
111
Контрольный диктант по теме « Имя существительное» (с грамматическим заданием).
1
112
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Рекомендации к осуществлению проектной
деятельности «Зимняя страничка»
Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.
1
1
115
Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в
предложении. Заглавная буква в именах собственных.
Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании.
116
Составление текста-описания в научном стиле.
1
117
1
118
Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Самостоятельная
работа.
Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).
119
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
1
120
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
1
113
114
1
1
1
121
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Составление текстов о животном (текст-описание).
1
122
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.
1
123
Число имён прилагательных Сравнительное описание.
1
124
Падеж имён прилагательных (общее представление).
1
125
Начальная форма имени прилагательного.
1
126
Обобщение знаний об имени прилагательном.
1
127
Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном.
1
128
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».
1
129
Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное» (с грамматическим заданием).
1
130
1
131
Работа над ошибками, допущенными в сочинении и в контрольном диктанте. Рекомендации по осуществлению
проектной деятельности «Имена прилагательные в загадках».
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.
132
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
1
133
1
134
Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён
существительных.
Проверочная работа. Обсуждение результатов выполнения заданий рубрики «Проверь себя».
135
Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.
1
136
Значение и употребление глаголов в речи.
1
137
Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.
1
138
Составление текста по сюжетным рисункам.
1
139
Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной
глагольной форме.
1
1
1
140
Неопределённая форма глагола.
1
141
Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов.
1
142
Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов.
1
143
Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.
1
144
Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.
1
145
Изменение глаголов по временам.
1
146
Время и число глаголов.
1
147
1
149
Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному
плану.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, о).
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе).
150
Правописание частицы не с глаголами.
1
151
Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов.
1
152
Морфологический разбор глагола. Обобщение знаний о глаголе.
1
153
Обобщение знаний о глаголе.
1
154
Проверочная работа. Подготовка к контрольному диктанту.
1
155
Контрольный диктант по теме « Глагол».
1
156
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи. Проверка правильности списывания текста
1
157
Подробное изложение повествовательного текста или сочинение на тему «У Вечного огня».
1
158
Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён
прилагательных.
1
148
1
1
159
Имя числительное. Имя существительное.
1
160
1
161
Правописание слов с изученными орфограммами. Проверочная работа: письмо текста под диктовку. Разбор
предложения по членам предложения.
Правописание слов с изученными орфограммами. Проверочная работа: письмо поэтических строк под диктовку.
162
Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных.
1
163
1
164
Развитие речи. Вариант 1. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Вариант 2. Составление
сочинения на основе сюжетного рисунка.
Повторение изученного материала. Проверочная работа.
165
Итоговый контрольный диктант.
1
166
Повторение(резервный урок).
1
167
Повторение (резервный урок).
1
168
Повторение (резервный урок).
1
169
Повторение (резервный урок).
1
170
Повторение (резервный урок).
1
1
1
Тематическое планирование по русскому языку, 4 класс, 5 часов в неделю (170 часов)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Тема урока
Практическое овладение диалогической формой речи. Наша речь и наш язык.
Овладение нормами речевого этикета. Язык и речь. Формулы вежливости.
Текст. Признаки текста. Текст и его план.
Смысловое единство предложений в тексте. Р.р. Обучающее изложение.
Связные высказывания на определённую тему. Анализ изложения. Типы текстов.
Предложение. Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Обращение.
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание
Проверочная работа по теме "Повторение"
Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Постановка запятой при однородных членах. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без
союзов и с союзами.
Р.р. Создание собственных текстов. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Связь однородных членов в предложении. Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Р.р. Последовательность предложений в тексте. Обучающее изложение.
Предложение. Проверочная работа по теме «Предложение».
Слово и его лексическое значение.
Многозначные, заимствованные, устаревшие слова. Прямое и переносное значение слов.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с
непроизносимым согласным
Правописание удвоенных согласных в словах
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Суффикс и приставка. Правописание приставок и суффиксов.
Разделительный твёрдый и мягкие знаки.
Слово. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Р.р. Последовательность предложений в тексте. Обучающее изложение.
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи.
Самостоятельные части речи.
Наречие как часть речи.
Наречие. Правописание наречий.
Наречие. Значение и употребление в речи наречий.
Контрольный словарный диктант.
Р.р. Создание собственных текстов. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером
волке».
Части речи. Проверочная работа по теме «Части речи».
Контрольный диктант за 1 четверть.
Имя существительное. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя существительное. Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном,
винительном, дательном падежах.
Имя существительное. Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном
падежах
Несклоняемые имена существительные.
Три склонения имён существительных. 1-ое склонение имён существительных.
Склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 1-ого склонения.
Р.р. Создание собственных текстов. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».
Склонение имен существительных 2-е склонение имён существительных.
Склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 2-ого склонения.
Склонение имен существительных . 3-е склонение имён существительных.
Склонение имен существительных . Упражнение в распознавании имён существительных 3-его склонения.
Р.р. Последовательность предложений в тексте. Подробное изложение повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану.
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
Изменение имён существительных по падежам. Именительный и винительный падежи
Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж
Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж
Изменение имён существительных по падежам. Именительный, родительный и винительный падежи
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
одушевлённых имён существительных.
Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж
Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж
Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж
Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж
Изменение имён существительных по падежам. Правописание имён существительных в творительном падеже,
оканчивающихся на шипящий и ц.
Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж
Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Р.р. Создание собственных текстов. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины «Кружевница»
художника В. А. Тропинина.
Имя существительное. Контрольный диктант за 2 четверть
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе
Склонение имён существительных во множественном лице. Именительный падеж
Склонение имён существительных во множественном лице. Родительный падеж
Склонение имён существительных во множественном лице. Родительный падеж. Контрольный словарный
диктант.
Склонение имён существительных во множественном лице. Винительный падеж одушевлённых имён
существительных
Склонение имён существительных во множественном лице. Дательный, творительный, предложный падежи.
Р. Р. Создание собственных текстов. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному
началу.
Склонение имён существительных во множественном лице. Повторение и обобщение.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных.
Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе)
Р. р. Создание собственных текстов. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая
игрушка»
Имя прилагательное. Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».
Изменение по падежам имён прилагательных
Изменение имён прилагательных. Общее представление о склонении имен прилагательных.
Изменение имён прилагательных. Именительный падеж.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
Изменение имён прилагательных. Родительный падеж
Изменение имён прилагательных. Дательный падеж.
Изменение имён прилагательных. Именительный и винительный падежи.
Изменение имён прилагательных. Винительный и родительный падежи.
Изменение имён прилагательных. Творительный и предложный падежи.
Изменение имён прилагательных. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из
падежей
Р. р. Последовательность предложений в тексте. Выборочное изложение повествовательного текста с
элементами описания.
Склонение имён прилагательных женского рода.
Именительный и винительные падежи.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи.
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
Р.р. Письмо по памяти сравнительного описательного текста..
Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей
Правописание имён прилагательных во множественном числе.
Изменение по падежам. Именительный и винительный падежи.
Изменение по падежам. Родительный и предложный падежи.
Изменение по падежам . Дательный и творительный падежи.
Р. р. . Последовательность предложений в тексте. Подробное изложение повествовательного текста.
Имя прилагательное. Обобщение знаний об имени прилагательном
Морфологический разбор имён прилагательных
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
Р. р. Создание собственных текстов. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с
восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения.
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.
Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами
Р.р. . Последовательность предложений в тексте.
Изложение повествовательного текста с элементами
описания.
Морфологический разбор личных местоимений.
Местоимение. Проверочная работа по теме «Местоимение».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
Глагол и его значение. Роль глаголов в языке.
Изменение глаголов по временам.
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола. Контрольный словарный диктант.
Глагол. Контрольный диктант за 3 четверть
Р. р. Последовательность предложений в тексте.
Письменное изложение по самостоятельно составленному
плану.
Изменение глаголов в настоящем и будущем
времени по лицам и числам.
Изменение глаголов по лицам. Лица и числа глаголов
Изменение глаголов по лицам. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего
времени (победить, пылесосить и др.).
Изменение глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в
единственном числе
Р.р.Создание собственных текстов. Сочинение по картине И.И. Левитана « Весна. Большая вода».
Спряжение глаголов в настоящем в будущем времени.
Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов І и ІІ спряжения.
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями
Возвратные глаголы.
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
Р.р. Последовательность предложений в тексте.
Работа с текстом. Подробное изложение деформированного
повествовательного текста.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.
Р.р.Создание собственных текстов. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.
Изменение глаголов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.
Морфологический разбор глаголов.
Морфологический разбор глаголов.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Обобщение по теме «Глагол»
Р. р. Последовательность предложений в тексте.
Подробное изложение повествовательного текста.
Обобщение по теме «Глагол»
Язык и речь. Контрольный словарный диктант.
Текст.
Предложение и словосочетание.
Предложение и словосочетание.
Лексическое значение слова.
Р.р. Создание собственных текстов. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»
Состав слова
Правописание орфограмм в значимых частях слова.
Правописание орфограмм в значимых частях слова
Части речи. Признаки частей речи.
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Местоимение. Наречие. Имя числительное.
Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи.
Звуки и буквы.
Фонетико-графические упражнения.
Повторение изученного.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Русский язык, учебник для 1 класса /Горецкий В.Г., Канакина В.П. – М.: Просвещение,2015г.
Прописи в 4-х частях /Горецкий В.Г., Федосова Н. А.- М.: Просвещение, 2015г.
Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ.1-2 класс/Канакина В. П., Щёголева Г. С.-М.: Просвещение, 2016г.
КИМ Русский язык 1 класс/ Сост. Позолотина И. В., Тихонова Е. А.- М.,» ВАКО», 2015г.
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс
Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1-2 — М.: Просвещение, 2017г.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1-2 — М.: Просвещение, 2017г.