РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1-4 класс
(«Школа России»)
2018-2019 учебный год
с. Никольское
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,
видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке,
живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на
РОСТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы
основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства,
изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их
роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с
белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и
в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. о чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета, курса «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными
графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии
с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы).
Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном
характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания,
сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и
т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека
(внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы
любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие
человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических
искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и
парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению
(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры
материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели,
пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к
произведению.
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, 33 часа (1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема урока
Колво
часов
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Изображения всюду вокруг нас.
Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Мастер Изображения учит видеть.
Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Изображать можно пятном
Объём – основа языка скульптуры. Изображать можно в объеме.
Линия – основа языка рисунка. Изображать можно линией.
Цвет – основа языка живописи. Разноцветные краски.
Композиция – основа языка всех искусств. Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры. Художники и зрители (обобщение темы).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий. Мир полон украшений.
Создание композиции на заданную тему. Цветы.
Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике. Красоту надо уметь замечать.
Симметрия и асимметрия. Узоры на крыльях
Разнообразие декоративных форм в природе. Красивые рыбы.
Изображения в живописи сказочных образов народной культуры. Украшения птиц
Изображения в живописи сказочных образов народной культуры. Как украшает себя человек.
Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение
темы).
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни
человека. Постройки в нашей жизни.
Искусство дизайна в современном мире. Дома бывают разными.
Искусство дизайна в современном мире. Как украшает себя человек.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Постройки в природе. Домики, которые построила природа.
Формы и конструкции природных домиков.
Художественное конструирование и оформление помещений. Дом снаружи и внутри.
Внутреннее устройство дома.
Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.
Художественное конструирование сказочных зданий. Строим город.
Конструирование игрового города.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Все имеет свое строение.
Художественное конструирование и оформление посуды, мебели, игрушек. Строим вещи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
№
п/п
Коллективная работа создания макета поселка. Поселок, в котором мы живем (обобщение темы).
Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Изображения народных праздников, сцен быта и труда. Праздник весны.
Сказочные образы народной культуры в декоративно – прикладном искусстве. Разноцветные жуки.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, костюма. Сказочная страна
Эскизы народных костюмов. Времена года.
Знакомство с произведениями искусства, изображающими сцены праздников и труда народа. Здравствуй, лето!
Урок любования (обобщение темы)
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс, 34 часа в год (1 час в неделю)
Кол-во
часов
Тема урока
1
11
Цвет – основа живописи.
Три основные краски, строящие многоцветие мира. Вводный инструктаж
Основные и составные, теплые и холодные цвета.
Пять красок - все богатство цвета и тона
Материалы для рисунка: карандаш, уголь, пастель, мелки.
Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности
Виды художественной деятельности.
Выразительные возможности аппликации
Приёмы работы различными графическими материалами
Выразительные возможности графических материалов
Объём – основа языка скульптуры.
Выразительность материалов для работы в объеме
Представление о разнообразии материалов для художественного моделирования.
Выразительные возможности бумаги
Элементарные приемы работы с различными материалами.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
Сказочные образы народной культуры в декоративно – прикладном искусстве. Изображение и
реальность
Древние образы и знаковый характер древних изображений. Изображение и фантазия. Повторный
инструктаж
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм. Украшение и реальность
12
Единство декоративного строя в украшении. Украшение и фантазия
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
Конструкция и декор традиционного жилища. Постройка и реальность
1
14
Изображение крестьянской избы, использование элементов декора. Постройка и фантазия
1
15
Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Братья-Мастера Изображения,
Украшения и Постройки всегда работают вместе
Передача эмоционального состояния животного.
Выражение характера изображаемых животных
Знакомство с художественными произведениями, изображающими человека в контрастных
эмоциональных состояниях.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Повторный инструктаж
Знакомство с художественными произведениями, изображающими человека в контрастных
эмоциональных состояниях.
Выражение характера человека в изображении; женский образ
Пропорции фигуры и лица человека. Образ человека и его характер, выраженный в объеме
1
1
23
Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу в контрастных
эмоциональных состояниях. Изображение природы в разных состояниях
Передача с помощью формы и цвета образа – характера предметов. Человек и его украшения.
Выражение характера человека
Передача с помощью цвета тёплой или холодной гаммы характера человеческих
взаимоотношений. Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов»
Художественное конструирование сказочных зданий. Образ здания и его назначение
24
Художественное конструирование сказочных зданий. Образ здания и его назначение
1
25
Художественное конструирование и оформление помещений. В изображении, украшении и постройке
человек
Художественное конструирование и оформление помещений. В изображении, украшении и постройке
человек
Тёплые и холодные цвета. Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета
1
Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в
контрастных эмоциональных состояниях. Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие»).
Повторный инструктаж
Многообразие линий и их знаковый характер. Выполнение упражнений на ритм. Линия как
средство выражения: ритм линий
1
16
17
18
19
20
21
22
26
27
28
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
Многообразие линий и их знаковый характер.
Линия как средство выражения: характер
Передача движения в композиции с помощью ритма.
Ритм пятен как средство выражения
Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему.
Пропорции выражают характер
Ритм линий, пятен, цвета.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности
Рисунок как самостоятельное произведение.
Коллективная работа.
1
1
1
1
1
3
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс, 34 часа в год (1 час в неделю)
Кол-во
Тема урока
часов
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Вводное занятие
1
1
Истоки декоративно - прикладного искусства и его роль в жизни человека. Искусство в твоём
доме. Твои игрушки
Единство декоративного строя в украшении жилища. Посуда у тебя дома
1
4
Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Обои и шторы у тебя дома
1
5
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. Мамин платок
1
6
Знакомство с произведениями искусства. Твои книжки. Труд художника - иллюстратора.
1
7
Сказочные образы народной культуры в декоративно- прикладном искусстве.
Изготовление собственной книжки.
1
8
Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Открытки
1
9
Обобщение темы "Искусство в твоём доме". Проверочная работа.
1
10
1
11
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Искусство на улицах твоего города. Памятники архитектуры.
Проявления художественной культуры вокруг нас. Парки, скверы, бульвары.
12
Изобразительная природа художественной фотографии. Ажурные ограды
1
№
п/п
1
2
Твои книжки.
1
13
Сходство и различия фотографии и произведения изобразительного искусства. Волшебные
фонари
1
14
Проявления художественной культуры вокруг нас. Витрины
1
15
Рисунок как самостоятельное произведение. Удивительный транспорт
1
16
Обобщение темы "Искусство на улицах твоего города". Проверочная работа.
1
17
Композиция- основа языка всех искусств. Художник и зрелище. Художник в цирке.
1
18
Способы построения простой композиции при изображении человека. Художник в театре.
1
19
Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающих кукол. Театр кукол.
1
20
Жанр портрета. Маска.
1
21
Сходство и контраст форм. Афиша и плакат.
1
22
Передача с помощью цвета и формы образа – характера предметов. Праздник в городе. Карнавал.
1
23
Обобщение темы "Художник и зрелище". Проверочная работа.
1
24
Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Художник и музей.
Музей в жизни города. Музеи искусства.
Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Картина особый мир.
1
26
Красота пейзажей родной природы. Картина - пейзаж.
1
27
Жанр портрета. Картина - портрет.
1
28
Жанр натюрморта. Картина - натюрморт.
1
29
Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека. Картины
исторические и бытовые.
1
30
Выразительность объёмных композиций. Скульптура в музее и на улице.
1
25
1
31
Обобщение темы Художник и музей". Самостоятельная работа.
1
32
Каждый человек - художник. Подготовка итоговой выставки.
1
33
Художественная выставка. Итоговая контрольная работа.
1
34
Повторение. Резервный урок.
1
Тематическое планирование по изобразительному искусству, 4 класс, 34 часа в год (1 час в неделю)
1
Вводное занятие. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Пейзаж родной земли.
Колво
часов
1
2
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи. Красота природы в произведениях русской живописи.
1
3
Композиция – основа языка всех искусств. Деревня — деревянный мир.
1
4
Изображение крестьянской избы. Украшения избы и их значение.
1
5
Жанр портрета. Красота человека.
1
6
Композиция и порядок изображения портрета в живописи. Образ русского человека в произведениях художников.
1
7
Изображение народных праздников. Календарные праздники.
1
8
Изображение народных праздников. Народные праздники (обобщение темы).
1
9
Конструкция и декор традиционного жилища. Родной угол
1
10
Древние образы и знакомый характер древних изображений. Древние соборы
1
11
Художественное конструирование. Города Русской земли
1
12
Создание макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества». Древнерусские воины-защитники
1
13
Художественное конструирование зданий. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
1
14
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм. Узорочье теремов
1
15
Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Пир в теремных палатах (обобщение темы)
1
16
Образы архитектуры разных эпох и народов. Страна Восходящего солнца.
1
17
Образы архитектуры разных эпох и народов. Образ художественной культуры Японии.
1
№
п/п
Тема урока
18
Изображение женского портрета. Образ женской красоты.
1
19
Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека. Народы гор и степей.
1
20
Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Юрта как произведение архитектуры.
1
21
Проявления художественной культуры вокруг нас. Города в пустыне. Древняя Эллада.
1
22
1
23
Красота и гармония в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Мифологические представления Древней
Греции.
Создание образов Средневековья. Европейские города Средневековья
24
Знакомство с ведущими художественными музеями. Образ готического храма.
1
25
1
26
Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях. Многообразие художественных культур в
мире (обобщение темы).
Представления народов о красоте человека. Материнство.
27
Представления народов о красоте человека. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
1
28
Изображение портрета современника. Мудрость старости.
1
29
Передача эмоционального состояния . Сопереживание.
1
30
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи. Герои - защитники.
1
31
Создание композиции на заданную тему на плоскости. Героическая тема в искусстве разных народов.
1
32
Образы молодости, красоты и счастья. Юность и надежды.
1
33
«Искусство объединяет народы». Искусство народов мира (обобщение темы).
1
34
«Каждый народ – художник» Обобщающий урок .
1
1
1
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Н. Неменской / сост. Л. В. Шампаров. – Волгоград: Учитель, 2014. – 170 с.
Учебник. Л. А. Неменская . Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 класс. 4 – издание М. «Просвещение» 2014
Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику Л. Н. Неменской / сост. Л. В. Шампаров. – Волгоград: Учитель, 2014. – 170 с.
Учебник. Л. А. Неменская . Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь 2 класс. 4 – издание М. «Просвещение» 2014
Учебник. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских, Г.Е.Гуров, Н.А.Лепская, М.Т.Ломоносова, О.В.Островская. «Изобразительное
искусство. Искусство вокруг нас», 3 класс.
6. Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник», Неменская Л.А.
Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела,
темы
Дата проведения по
Причина корректировки
плану
Корректирующие
мероприятия
Дата проведения по
факту