Изобразительное искусство_1-4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1-4 класс
(«Школа России»)
2018-2019 учебный год

с. Никольское

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,
видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке,
живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на
РОСТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы
основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства,
изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их
роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с
белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и
в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. о чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека,

сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета, курса «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными
графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии
с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы).
Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном
характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания,
сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как

основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и
т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека
(внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы
любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие
человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических
искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и
парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению
(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры
материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели,
пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к
произведению.

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, 33 часа (1 час в неделю)

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока

Колво
часов

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Изображения всюду вокруг нас.
Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Мастер Изображения учит видеть.
Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Изображать можно пятном
Объём – основа языка скульптуры. Изображать можно в объеме.
Линия – основа языка рисунка. Изображать можно линией.
Цвет – основа языка живописи. Разноцветные краски.
Композиция – основа языка всех искусств. Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры. Художники и зрители (обобщение темы).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий. Мир полон украшений.
Создание композиции на заданную тему. Цветы.
Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике. Красоту надо уметь замечать.
Симметрия и асимметрия. Узоры на крыльях
Разнообразие декоративных форм в природе. Красивые рыбы.
Изображения в живописи сказочных образов народной культуры. Украшения птиц
Изображения в живописи сказочных образов народной культуры. Как украшает себя человек.
Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение
темы).
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни
человека. Постройки в нашей жизни.
Искусство дизайна в современном мире. Дома бывают разными.
Искусство дизайна в современном мире. Как украшает себя человек.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Постройки в природе. Домики, которые построила природа.
Формы и конструкции природных домиков.
Художественное конструирование и оформление помещений. Дом снаружи и внутри.
Внутреннее устройство дома.
Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.
Художественное конструирование сказочных зданий. Строим город.
Конструирование игрового города.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Все имеет свое строение.
Художественное конструирование и оформление посуды, мебели, игрушек. Строим вещи.

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

27
28
29
30
31
32
33

№
п/п

Коллективная работа создания макета поселка. Поселок, в котором мы живем (обобщение темы).
Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Изображения народных праздников, сцен быта и труда. Праздник весны.
Сказочные образы народной культуры в декоративно – прикладном искусстве. Разноцветные жуки.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, костюма. Сказочная страна
Эскизы народных костюмов. Времена года.
Знакомство с произведениями искусства, изображающими сцены праздников и труда народа. Здравствуй, лето!
Урок любования (обобщение темы)

1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс, 34 часа в год (1 час в неделю)
Кол-во
часов
Тема урока
1

11

Цвет – основа живописи.
Три основные краски, строящие многоцветие мира. Вводный инструктаж
Основные и составные, теплые и холодные цвета.
Пять красок - все богатство цвета и тона
Материалы для рисунка: карандаш, уголь, пастель, мелки.
Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности
Виды художественной деятельности.
Выразительные возможности аппликации
Приёмы работы различными графическими материалами
Выразительные возможности графических материалов
Объём – основа языка скульптуры.
Выразительность материалов для работы в объеме
Представление о разнообразии материалов для художественного моделирования.
Выразительные возможности бумаги
Элементарные приемы работы с различными материалами.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
Сказочные образы народной культуры в декоративно – прикладном искусстве. Изображение и
реальность
Древние образы и знаковый характер древних изображений. Изображение и фантазия. Повторный
инструктаж
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм. Украшение и реальность

12

Единство декоративного строя в украшении. Украшение и фантазия

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13

Конструкция и декор традиционного жилища. Постройка и реальность

1

14

Изображение крестьянской избы, использование элементов декора. Постройка и фантазия

1

15

Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Братья-Мастера Изображения,
Украшения и Постройки всегда работают вместе
Передача эмоционального состояния животного.
Выражение характера изображаемых животных
Знакомство с художественными произведениями, изображающими человека в контрастных
эмоциональных состояниях.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Повторный инструктаж
Знакомство с художественными произведениями, изображающими человека в контрастных
эмоциональных состояниях.
Выражение характера человека в изображении; женский образ
Пропорции фигуры и лица человека. Образ человека и его характер, выраженный в объеме

1

1

23

Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу в контрастных
эмоциональных состояниях. Изображение природы в разных состояниях
Передача с помощью формы и цвета образа – характера предметов. Человек и его украшения.
Выражение характера человека
Передача с помощью цвета тёплой или холодной гаммы характера человеческих
взаимоотношений. Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов»
Художественное конструирование сказочных зданий. Образ здания и его назначение

24

Художественное конструирование сказочных зданий. Образ здания и его назначение

1

25

Художественное конструирование и оформление помещений. В изображении, украшении и постройке
человек
Художественное конструирование и оформление помещений. В изображении, украшении и постройке
человек
Тёплые и холодные цвета. Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

1

Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в
контрастных эмоциональных состояниях. Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие»).
Повторный инструктаж
Многообразие линий и их знаковый характер. Выполнение упражнений на ритм. Линия как
средство выражения: ритм линий

1

16
17

18

19
20
21
22

26
27
28

29

1
1

1

1

1
1
1

1
1

1

30
31
32
33
34

Многообразие линий и их знаковый характер.
Линия как средство выражения: характер
Передача движения в композиции с помощью ритма.
Ритм пятен как средство выражения
Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему.
Пропорции выражают характер
Ритм линий, пятен, цвета.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности
Рисунок как самостоятельное произведение.
Коллективная работа.

1
1
1
1
1

3

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс, 34 часа в год (1 час в неделю)
Кол-во
Тема урока
часов
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Вводное занятие
1
1
Истоки декоративно - прикладного искусства и его роль в жизни человека. Искусство в твоём
доме. Твои игрушки
Единство декоративного строя в украшении жилища. Посуда у тебя дома
1

4

Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Обои и шторы у тебя дома

1

5

Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. Мамин платок

1

6

Знакомство с произведениями искусства. Твои книжки. Труд художника - иллюстратора.

1

7

Сказочные образы народной культуры в декоративно- прикладном искусстве.
Изготовление собственной книжки.

1

8

Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Открытки

1

9

Обобщение темы "Искусство в твоём доме". Проверочная работа.

1

10

1

11

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Искусство на улицах твоего города. Памятники архитектуры.
Проявления художественной культуры вокруг нас. Парки, скверы, бульвары.

12

Изобразительная природа художественной фотографии. Ажурные ограды

1

№
п/п
1
2

Твои книжки.

1

13

Сходство и различия фотографии и произведения изобразительного искусства. Волшебные
фонари

1

14

Проявления художественной культуры вокруг нас. Витрины

1

15

Рисунок как самостоятельное произведение. Удивительный транспорт

1

16

Обобщение темы "Искусство на улицах твоего города". Проверочная работа.

1

17

Композиция- основа языка всех искусств. Художник и зрелище. Художник в цирке.

1

18

Способы построения простой композиции при изображении человека. Художник в театре.

1

19

Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающих кукол. Театр кукол.

1

20

Жанр портрета. Маска.

1

21

Сходство и контраст форм. Афиша и плакат.

1

22

Передача с помощью цвета и формы образа – характера предметов. Праздник в городе. Карнавал.

1

23

Обобщение темы "Художник и зрелище". Проверочная работа.

1

24

Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Художник и музей.
Музей в жизни города. Музеи искусства.
Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Картина особый мир.

1

26

Красота пейзажей родной природы. Картина - пейзаж.

1

27

Жанр портрета. Картина - портрет.

1

28

Жанр натюрморта. Картина - натюрморт.

1

29

Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека. Картины
исторические и бытовые.

1

30

Выразительность объёмных композиций. Скульптура в музее и на улице.

1

25

1

31

Обобщение темы Художник и музей". Самостоятельная работа.

1

32

Каждый человек - художник. Подготовка итоговой выставки.

1

33

Художественная выставка. Итоговая контрольная работа.

1

34

Повторение. Резервный урок.

1

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 4 класс, 34 часа в год (1 час в неделю)

1

Вводное занятие. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Пейзаж родной земли.

Колво
часов
1

2

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи. Красота природы в произведениях русской живописи.

1

3

Композиция – основа языка всех искусств. Деревня — деревянный мир.

1

4

Изображение крестьянской избы. Украшения избы и их значение.

1

5

Жанр портрета. Красота человека.

1

6

Композиция и порядок изображения портрета в живописи. Образ русского человека в произведениях художников.

1

7

Изображение народных праздников. Календарные праздники.

1

8

Изображение народных праздников. Народные праздники (обобщение темы).

1

9

Конструкция и декор традиционного жилища. Родной угол

1

10

Древние образы и знакомый характер древних изображений. Древние соборы

1

11

Художественное конструирование. Города Русской земли

1

12

Создание макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества». Древнерусские воины-защитники

1

13

Художественное конструирование зданий. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

14

Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм. Узорочье теремов

1

15

Создание композиции на темы гармонии жилья с природой. Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

16

Образы архитектуры разных эпох и народов. Страна Восходящего солнца.

1

17

Образы архитектуры разных эпох и народов. Образ художественной культуры Японии.

1

№
п/п

Тема урока

18

Изображение женского портрета. Образ женской красоты.

1

19

Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека. Народы гор и степей.

1

20

Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Юрта как произведение архитектуры.

1

21

Проявления художественной культуры вокруг нас. Города в пустыне. Древняя Эллада.

1

22

1

23

Красота и гармония в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Мифологические представления Древней
Греции.
Создание образов Средневековья. Европейские города Средневековья

24

Знакомство с ведущими художественными музеями. Образ готического храма.

1

25

1

26

Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях. Многообразие художественных культур в
мире (обобщение темы).
Представления народов о красоте человека. Материнство.

27

Представления народов о красоте человека. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

1

28

Изображение портрета современника. Мудрость старости.

1

29

Передача эмоционального состояния . Сопереживание.

1

30

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи. Герои - защитники.

1

31

Создание композиции на заданную тему на плоскости. Героическая тема в искусстве разных народов.

1

32

Образы молодости, красоты и счастья. Юность и надежды.

1

33

«Искусство объединяет народы». Искусство народов мира (обобщение темы).

1

34

«Каждый народ – художник» Обобщающий урок .

1

1

1

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.

Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Н. Неменской / сост. Л. В. Шампаров. – Волгоград: Учитель, 2014. – 170 с.
Учебник. Л. А. Неменская . Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 класс. 4 – издание М. «Просвещение» 2014
Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику Л. Н. Неменской / сост. Л. В. Шампаров. – Волгоград: Учитель, 2014. – 170 с.
Учебник. Л. А. Неменская . Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь 2 класс. 4 – издание М. «Просвещение» 2014

Учебник. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских, Г.Е.Гуров, Н.А.Лепская, М.Т.Ломоносова, О.В.Островская. «Изобразительное
искусство. Искусство вокруг нас», 3 класс.
6. Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник», Неменская Л.А.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела,
темы

Дата проведения по
Причина корректировки
плану

Корректирующие
мероприятия

Дата проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».