5 кл Технология

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МАОУ СОШ № 16

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________А.Р. Гиленко

УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора МАОУ СОШ №
16 с. Никольское
______________А.Р.Гиленко

Протокол №
от "" г.

Приказ №
от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2139423)
учебного предмета
«Технология»

для 5 класса основного общего образования
на 2023 - 2024 учебный год

Составитель: Пьянкова Мария Александровна
учитель технологии

с. Никольское 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых
аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность
человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно
столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала
приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной
и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с
некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько
он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального
общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в
следующих аспектах:
процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его
воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что
постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная
с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма;
проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности
для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась
структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор.
Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые
послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса
информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно
новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации
в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка.
Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр.
Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к
новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым

решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции
преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция
преподавания предметной области «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной ц е л ь ю освоения предметной области «Технология» является формирование
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для
перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как
необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в
этом социуме технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию
материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических,
социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной
безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к
предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых
инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к
будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных
предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей
формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная
деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до
получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности
достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы
обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых
масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания,
полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для
образования категории «знания», а именно:
понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную
предметную область;
алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к
желаемому результату при соблюдении определённых условий;

предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей,
применяемых в той или иной предметной области;
методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты
действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что
интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно
для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов
технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны
следующие уровни освоения технологии:
уровень представления;
уровень пользователя;
когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд,
осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков
использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе
технологии;
появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на
процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий —
информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения
учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и
структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа
разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня
освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных
курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных
траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса
технологии.

Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к
его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на
протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по

«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и
совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение
технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых
для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на
когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового
социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в
знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и
востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.

Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой
схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае
возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об
универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения
реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания
уникальных изделий народного творчества.

Модуль «Робототехника»
В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных
технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с
когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом
социуме приобретают универсальный характер.
Модуль «Животноводство»
Модуль знакомит учащихся с классическими и современными технологиями в
сельскохозяйственной сфере. Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в
данном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В
этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор — умение в
нужный момент скорректировать технологический процесс.
Модуль «Растениеводство»
Модуль знакомит учащихся с классическими и современными технологиями в
сельскохозяйственной сфере. Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в
данном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В
этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор — умение в
нужный момент скорректировать технологический процесс.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68
часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Производство и технология»
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения
алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики
передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические
конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.

Модуль «Технология обработки материалов и пищевых
продуктов»Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии.
Технологии и алгоритмы.
Раздел. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и
материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных
материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.
Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины.
Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и
проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические
наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные

соединения углерода.
Раздел. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с
древесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений.
Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной.
Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.
Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Робототехника»
Раздел. Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители.
Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению
цели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем: непосредственное или согласно плану.
Системы исполнителей. Общие представления о технологии. Алгоритмы и технологии.
Компьютерный исполнитель. Робот. Система команд исполнителя.
От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам.
Система команд механического робота. Управление механическим роботом.
Робототехнические комплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехнического
конструктора.
Раздел. Роботы: конструирование и управление.
Общее устройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления.
Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение.
Принципы программирования роботов. Изучение интерфейса конкретного языка программирования,
основные инструменты и команды программирования роботов.

Модуль «Животноводство»
Раздел. Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных животных.
Домашние животные. Приручение животных как фактор развития человеческой цивилизации.

Сельскохозяйственные животные.
Содержание сельскохозяйственных животных: помещение, оборудование, уход.
Разведение животных. Породы животных, их создание.
Лечение животных. Понятие о ветеринарии.
Заготовка кормов. Кормление животных. Питательность корма. Рацион.
Животные у нас дома. Забота о домашних и бездомных животных.
Проблема клонирования живых организмов. Социальные и этические проблемы.

Модуль «Растениеводство»
Раздел. Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных культур.
Земледелие как поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Земля как величайшая
ценность человечества. История земледелия.
Почвы, виды почв. Плодородие почв.
Инструменты обработки почвы: ручные и механизированные. Сельскохозяйственная техника.
Культурные растения и их классификация.
Выращивание растений на школьном/приусадебном участке.
Полезные для человека дикорастущие растения и их классификация.
Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений и их плодов. Сбор и
заготовка грибов. Соблюдение правил безопасности.
Сохранение природной среды.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной
революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией
технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности
правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения
баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также
процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые
материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать
погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными
величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению
проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и
процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право
другого на подобные ошибки.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия
успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной

деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии:
этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической
деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,
сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».

Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

классифицировать
оборудование;

и

характеризовать

инструменты,

приспособления

и

технологическое

активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений,
технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов
из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую
ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных
изделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур;
приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием
для конструирования новых материалов.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Робототехника»
соблюдать правила безопасности;

организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
знать и уметь применять основные законы робототехники;
конструировать и программировать движущиеся модели;
получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью
робототехнического конструктора;
владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического
конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание
робототехнического продукта.

Модуль «Животноводство»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
характеризовать основные направления животноводства;
характеризовать особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона;
описывать полный технологический цикл получения продукции животноводства своего региона;
называть виды сельскохозяйственных животных, характерных для данного региона;
оценивать условия содержания животных в различных условиях;
владеть навыками оказания первой помощи заболевшим или пораненным животным;
характеризовать способы переработки и хранения продукции животноводства;
характеризовать пути цифровизации животноводческого производства;
получить возможность узнать особенности сельскохозяйственного производства;
характеризовать мир профессий, связанных с животноводством, их востребованность на рынке
труда.

Модуль «Растениеводство»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
характеризовать основные направления растениеводства;

описывать полный
технологический
цикл
растениеводческой продукции своего региона;

получения

наиболее

распространённой

характеризовать виды и свойства почв данного региона;
назвать ручные и механизированные инструменты обработки почвы;
классифицировать культурные растения по различным основаниям;
называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства;
назвать опасные для человека дикорастущие растения;
называть полезные для человека грибы;
называть опасные для человека грибы;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их плодов;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов;
характеризовать основные направления цифровизации и роботизации в растениеводстве;
получить возможность научиться использовать цифровые устройства и программные сервисы в
технологии растениеводства;
характеризовать мир профессий, связанных с растениеводством, их востребованность на рынке
труда.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Производство и технология
1.1.

Преобразовательная деятельность
человека

5

0

2

05.09.2022
19.09.2022

характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
выделять простейшие элементы различных моделей;

Практическая
работа;

https://infourok.ru

1.2.

Простейшие машины и механизмы

5

0

3

21.09.2022
05.10.2022

называть основные виды механических движений;
описывать способы преобразования движения из одного вида в другой;
называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями;
изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с
обратной связью;

Практическая
работа;

https://infourok.ru

Итого по модулю

10

Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.

Структура технологии: от материала
к изделию

5

0

3

10.10.2022
24.10.2022

называть основные элементы технологической цепочки;
называть основные виды деятельности в процессе создания технологии;
объяснять назначение технологии;
читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки;

Практическая
работа;

https://infourok.ru

2.2.

Материалы и изделия

10

1

4

26.10.2022
05.12.2022

называть основные свойства бумаги и области её использования;
называть основные свойства ткани и области её использования;
называть основные свойства древесины и области её использования;
называть основные свойства металлов и области их использования;
называть металлические детали машин и механизмов;
сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла;
предлагать возможные способы использования древесных отходов;

Контрольная
работа;

https://infourok.ru

2.3.

Современные материалы и их
свойства

5

0

1

07.12.2022
21.12.2022

Называть основные свойства современных материалов и области их использования;
формулировать основные принципы создания композитивных материалов.

Практическая
работа;

https://infourok.ru

2.4.

Основные ручные инструменты

29

1

17

09.01.2023
26.04.2023

называть назначение инструментов для работы с данным материалом;
оценивать эффективность использования данного инструмента;
выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия;
создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины,
железа;
правильно хранить пищевые продукты; осуществлять механическую и тепловую
обработку пищевых продуктов;
сохраняя их пищевую ценность; выбирать продукты;
инструменты и оборудование для приготовления блюд; осуществлять доступными
средствами контроль качества блюд.;

Контрольная
работа;

https://infourok.ru

Итого по модулю

49

Модуль 3. Робототехника
3.1.

Алгоритмы и исполнители. Роботы
как исполнители

3

0

0

03.05.2023
10.05.2023

соблюдать правила безопасности; организовывать рабочее место в соответствии с
требованиями безопасности; классифицировать и характеризовать роботов по видам и
назначению; знать и уметь применять основные законы робот отехники;

Устный
опрос;

https://infourok.ru

3.2.

Роботы: конструирование
и управление

2

0

2

15.05.2023
17.05.2023

конструировать и программировать движущиеся модели; получать возможность
сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью
робототехнического конструктора; владеть навыками моделирования машин и
механизмов с помощью робототехнического конструктора.

Практическая
работа;

https://infourok.ru

характеризовать основные направления животноводства; характеризовать особенности
основных видов сельскохозяйственных животных своего региона; называть виды
сельскохозяйственных животных, характерных для данного региона.

Практическая
работа;

https://infourok.ru

Итого по модулю

5

Модуль 4. Животноводство. Элементы технологии выращивания сельскохозяйственных животных
4.1.

Приручение животных как фактор
развития человеческой цивилизации.
Сельскохозяйственные животные

Итого по модулю

2

0

1

22.05.2023
24.05.2023

2

Модуль 5. Растениеводство. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур
5.1.

Почвы, виды почв, плодородие почв

1

0

0

29.05.2023

характеризовать виды и свойства почв данного региона;

Устный
опрос;

https://infourok.ru

5.2.

Инструменты обработки почв

1

1

0

31.05.2023

называть ручные и механизированные инструменты обработки почвы;

Контрольная
работа;

https://infourok.ru

3

33

Итого по модулю

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Вводное занятие.
Естественная и
искусственная окружающая
среда (техносфера)

1

0

0

05.09.2022 Устный
опрос;

2.

Производство и труд как его
основа. Современные
средства труда

1

0

0

07.09.2022 Устный
опрос;

3.

Ознакомление с образцами
предметов труда различных
производств.

1

0

1

12.09.2022 Практическая
работа;

4.

Сущность технологии в
производстве. Виды
технологий

1

0

0

14.09.2022 Устный
опрос;

5.

Характеристика технологии
и технологическая
документация. Сбор
дополнительной
информации по теме в
Интернете и справочной
литературе

1

0

1

19.09.2022 Практическая
работа;

6.

Техника и ее классификация

1

0

0

21.09.2022 Устный
опрос;

7.

Составление
иллюстрированных
проектных образов техники
по отдельным отраслям и
видам.

1

0

1

26.09.2022 Практическая
работа;

8.

Рабочие органы техники

1

0

0

28.09.2022 Устный
опрос;

9.

Ознакомление с
имеющимися в кабинетах и
мастерских видами техники

1

0

1

03.10.2022 Практическая
работа;

1

0

1

05.10.2022 Практическая
работа;

10. Конструирование и
моделирование техники.
Изготовление моделей
рабочих органов техники

11. Виды конструкционных
материалов. Сравнение
свойств одинаковых
образцов из древесины и
пластмассы.

1

0

1

10.10.2022 Практическая
работа;

12. Механические свойства
конструкционных
материалов. Определение
назначения материалов в
зависимости от его свойств

1

0

1

12.10.2022 Практическая
работа;

13. Механические, физические и 1
технологические свойства
тканей из натуральных
волокон. Определение
сминаемости материалов

0

0

17.10.2022 Практическая
работа;

14. Технологии механической
обработки и соединения
деталей из различных
конструкционных
материалов.

1

0

0

19.10.2022 Устный
опрос;

15. Чертеж, эскиз и технический
рисунок

1

0

1

24.10.2022 Практическая
работа;

16. Сырье и материалы как
основа производства.

1

0

0

26.10.2022 Устный
опрос;

17. Конструкционные материалы 1
и их свойства

0

0

07.11.2022 Устный
опрос;

18. Бумага и ее свойства

1

0

1

09.11.2022 Практическая
работа;

19. Ткань и ее свойства

1

0

1

14.11.2022 Практическая
работа;

20. Древесина и ее свойства

1

0

1

16.11.2022 Практическая
работа;

21. Лиственные и хвойные
породы древесины и их
свойства.

1

0

1

21.11.2022 Письменный
контроль;

22. Виды древесных материалов
и область применения.

1

0

0

23.11.2022 Устный
опрос;

23. Металлы и их свойства

1

0

0

28.11.2022 Устный
опрос;

24. Черные и цветные металлы

1

0

0

30.11.2022 Устный
опрос;

25. Сравнение свойств бумаги,
ткани, дерева и металла

1

1

0

05.12.2022 Контрольная
работа;

26. Пластмассы и их свойства

1

0

0

07.12.2022 Устный
опрос;

27. Виды пластмасс

1

0

0

12.12.2022 Устный
опрос;

28. Использование пластмасс

1

0

0

14.12.2022 Устный
опрос;

29. Наноструктуры и их
использование в различных
технологиях.

1

0

0

19.12.2022 Устный
опрос;

30. Сравнить свойства бумаги,
1
ткани, дерева, металла со
свойствами доступных видов
пластмасс.

0

1

21.12.2022 Практическая
работа;

31. Ручные инструменты и
приспособления. Овладение
безопасными приемами
работы инструментами.

1

0

1

09.01.2023 Практическая
работа;

32. Инструменты для работы с
бумагой

1

0

0

11.01.2023 Устный
опрос;

33. Изготовление изделия из
бумаги

1

0

1

16.01.2023 Практическая
работа;

34. Инструменты для работы с
тканью.

1

0

0

18.01.2023 Устный
опрос;

35. Классификация текстильных
волокон. Свойства тканей.

1

0

0

23.01.2023 Письменный
контроль;

36. Ткацкое переплетение.
Определение долевой нити
ткани.

1

0

1

25.01.2023 Практическая
работа;

37. Построение чертежа
швейного изделия.

1

0

1

30.01.2023 Практическая
работа;

38. Инструменты и
приспособления для
изготовления выкройки.
Изготовление выкройки.

1

0

1

01.02.2023 Практическая
работа;

39. Современная бытовая
швейная машина с
электрическим приводом.

1

0

0

06.02.2023 Письменный
контроль;

40. Упражнения на швейной
машине

1

0

1

08.02.2023 Практическая
работа;

41. Основные операции при
машинной обработке
изделия.

1

0

1

13.02.2023 Практическая
работа;

42. Обработка проектного
изделия

1

0

1

15.02.2023 Практическая
работа;

43. Оборудование для влажно
тепловой обработки ткани.

1

0

0

20.02.2023 Устный
опрос;

44. Проведение влажно-тепловой 1
обработки

0

1

22.02.2023 Практическая
работа;

45. Подготовка ткани и ниток к
вышивке

1

0

0

27.02.2023 Устный
опрос;

46. Создание схем вышивки

1

0

1

01.03.2023 Практическая
работа;

47. Технология выполнения
простейших ручных швов.

1

0

1

06.03.2023 Практическая
работа;

48. Выполнение вышивки
простейшими ручными
швами.

1

0

1

13.03.2023 Практическая
работа;

49. Инструменты для работы с
деревом.

1

0

0

15.03.2023 Устный
опрос;

50. Изготовление изделия из
дерева, соответствующие
инструменты

1

0

1

20.03.2023 Практическая
работа;

51. Инструменты для работы с
металлом.

1

0

0

22.03.2023 Устный
опрос;

52. Изготовление изделия,
используя металл и
инструменты для работы с
ним.

1

0

1

03.04.2023 Практическая
работа;

53. Основы рационального
питания. Бутерброды и
горячие напитки

1

0

0

05.04.2023 Устный
опрос;

Правила выполнения и
операции ВТО

54. Приготовление бутербродов
и горячих напитков

1

0

1

10.04.2023 Практическая
работа;

55. Блюда из яиц

1

0

0

12.04.2023 Устный
опрос;

56. Определение свежести яиц.
Приготовление блюд из яиц

1

0

1

17.04.2023 Практическая
работа;

57. Технологии обработки
овощей и фруктов

1

0

0

19.04.2023 Устный
опрос;

58. Приготовление и
1
оформление блюд из сырых и
вареных овощей и фруктов.

0

1

24.04.2023 Практическая
работа;

59. Технология сервировки
стола. Правила этикета.

1

1

0

26.04.2023 Контрольная
работа;

60. Введение в робототехнику.
История развития
робототехники.

1

0

0

03.05.2023 Устный
опрос;

61. Классификация роботов

1

0

0

08.05.2023 Устный
опрос;

62. Робототехнические
конструкторы. Модель
робота.

1

0

0

10.05.2023 Устный
опрос;

63. Электромеханика. Сборка
простейшего робота по
инструкции. Управление
движением робота по
траектории.

1

0

1

15.05.2023 Практическая
работа;

64. Программирование
простейшего робота (эл.

1

0

1

17.05.2023 Практическая
работа;

65. Животные как объект
технологий.

1

0

0

22.05.2023 Устный
опрос;

66. Виды и характеристики
животных в хозяйственной
деятельности людей

1

0

1

24.05.2023 Практическая
работа;

67. Почвы, виды почв,
плодородие почв

1

0

0

29.05.2023 Устный
опрос;

схема, элементы, движения
по прямой).

68. Инструменты обработки
почв. Итоговая контрольная
работа.

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

3

33

31.05.2023 Контрольная
работа;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология. 5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией
Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие под ред. В.М. Казакевича., М.: "Просвещение" 2020 г.
Примерная рабочая программа ООО Технология для 5-9 классов. Москва, 2021 г.
Учебник Технология (вариант для мальчиков) 5 класс Под ред. Симоненко В.Д. 2007
Учебник Технология 5 (вариант для девочек) класс Под ред Симоненко В.Д. 2003
Учебник Технология 5 класс Под ред Симоненко В.Д. 2007
Учебник Технология. Обслуживающий труд. 5 класс Под ред Симоненко В.Д. 2008
Учебник Технология. Обслуживающий труд. 5 класс Переработано Н.В. Синица. Под ред. Симоненко
В.Д. 2010
Учебник Швейное дело: учебник для 5 класса спец. (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида.-3е изд. Под ред. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. 2006 г.
Учебник Технология, 5 класс Просвещение. В.М.Казакевич, 2020 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://iu.ru/video-lessons;
https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-5/type-55;
http://www.it-n.ru/ – Сеть творческих учителей;
http://www.inter-pedagogika.ru/ – inter-педагогика;
http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт;
http://lib.homelinux.org/ – огромное количество книг по различным предметам в формате Djvu;
http://iearn.spb.ru - русская страница международной образовательной сети 1*ЕАКМ (десятки стран
участвуют в международных проектах);
http://www.newseducation.ru/- Дистанционные олимпиады, курсы, мастер-классы, проекты, конкурсы
Центра дистанционного образования "Эйдос" для учителей, методистов.
http://www.eidos.ru/project/school/index.htm- Школьный образовательный проект - новости, статьи,
форумы и многое другое.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мебель кабинета
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование имущества
Учительский стол (письменный)
Парты двухместные

Количество
1
10

Стулья ученические
Стул для учителя
Шкафы
Доска

23
2
3
1

Перечень технических средств кабинета
№п/п
1.
2.
3.

Наименование имущества
Ноутбук
Проектор
Швейные машинки

Количество
1
1
7

4.

Оверлог

1

5.

Утюг

2

6.

Гладильная доска

1

7.

Электроплитка

1

8.

Электрическая печь

1

Для уроков кулинарии
№п/п
1.
2.
3.
4.

Наименование имущества
Тарелки
Чайный сервиз
Стаканы
Ножи

Количество
33
1
6
5

5.

Чашки

10

6.

Чайные ложки

10

7.

Вилки, ложки

20

Кастрюли
Сковородка
Разделочные доски

3
2
6

8.
9.
10.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

№п/п
1.
2.

Наименование имущества
Первичная обработка продуктов.
Форма нарезки продуктов.

Количество
1
1

3.

Приемы тепловой обработки продуктов.

1

4.

1

5.

Соотношение меры и массы некоторых
продуктов.
Схема приготовления мясного бульона.

6.

Схема приготовления заправочного супа.

1

7.
8.

1
1

9.

Схема приготовления мясных котлет.
Схема приготовления отварной и жареной
рыбы.
Схема приготовления сырников.

10.
11.

Схема приготовления омлета.
Схема приготовления каши.

1
1

12.

Схема приготовления дрожжевого теста.

1

13.

Схема приготовления песочного теста.

1

14.

Схема приготовления теста для
блинчиков и оладий.
Схема приготовления винегрета.

15.
16.

блинов,

1

1

1
1
1

19.

Организация рабочего места и правила
техники безопасности.
Хранение продуктов.
Витамины,
жиры,
белки,
углеводы,
минеральные вещества.
Столовая посуда.

20.

Правила поведения за столом.

1

17.
18.

1
1
1

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Перечень технических средств кабинета
№п/п
9.
10.
11.

Наименование имущества
Ноутбук
Проектор
Швейные машинки

Количество
1
1
7

12.

Оверлог

1

13.

Утюг

2

14.

Гладильная доска

1

15.

Электроплитка

1

16.

Электрическая печь

1

Для уроков кулинарии
№п/п
11.
12.
13.
14.

Наименование имущества
Тарелки
Чайный сервиз
Стаканы
Ножи

Количество
33
1
6
5

15.

Чашки

10

16.

Чайные ложки

10

17.
18.
19.
20.

Вилки, ложки
Кастрюли
Сковородка
Разделочные доски

20
3
2
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».