Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
с.Никольского
Рассмотрена на заседании
научно-методического Совета и
рекомендована к утверждению
Протокол от « »
УТВЕРЖДАЮ
и.о. Директора МАОУ СОШ №16
________________
Гиленко А.Р.
2023 г. №
Приказ от « »
2023 г. №
Рабочая программа
учебного курса
«Основы правовых знаний»
для 7 класса
Составитель:
учитель обществознания
Резцова Надежда Александровна
с. Никольское 2023 год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы правовых знаний» в 7 классах является частью
образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ№16».
Рабочая программа разработана с учетом Примерной основной образовательной
программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/15) и
в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» с последующими
изменениями;
• Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей); Рабочая программа составлена на основе программы «Основы
правовых знаний 7 класс» В. В. Спасской, С.И Володиной, Н.Г Суворовой.
Вклад учебного предмета в общее образование
В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы
формирования и закрепления юридического мышления и правовой культуры, чувства
законности и справедливости. В связи с эти становится актуальным включение в школьную
программу курса «Основы правовых знаний», имеющего комплексный характер,
знакомящий школьников с основами теории государства и права и основополагающими
нормативно-правовыми актами, защищающими их права и устанавливающими
ответственность для несовершеннолетних правонарушителей, и опирающийся не только
на правовые, но и на нравственные ценности и гуманизм.
Курс построен с таким расчетом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом вообще
и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни
и которые трудно решить без элементарных правовых знаний. В их числе, например, такие
вопросы, как устройство государства (в особенности РФ) и роль человека и гражданина в
нем; права несовершеннолетних; способы защиты нарушенных прав; правоохранительные
органы.
Важно и то, что материал курса обращен к подросткам, у которых нередки
антиобщественные проявления. Отсюда большое внимание, которое проблемам
правонарушений и юридической ответственности.
Особенности рабочей программы
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и
формирование базовых компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной),
когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Это
соответствует требованиям основной образовательной программы основного общего
образования.
Преподавание курса строится с учетом таких подходов, как:
целенаправленное
включение
обучающихся
в
обсуждение
и
самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением происхождения и
сущности права и его связи с другими социальными нормами;
активизация познавательной активности школьников;
создание условий для позитивной самостоятельной деятельности
обучающихся.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников
при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от
конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки
обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования
наглядности.
Отличие от авторской программы В. В. Спасской, С. И. Володиной, Н. Г. Суворовой.
«Основы правовых знаний» для 7 класса заключается в введении в планирование курса
повторительно обобщающих уроков после каждого блока тем и практических работ с
документами системы ГАРАНТ. Учебно-методический комплект:
С. И. Володина, А. М. Полиевктова, В. В. Спасская. Основы правовых знаний. 7, 8 – 9
классы. М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2010.
Общие цели учебного предмета
Основной целью курса выступает формирование у подростка мотивации к
осознанному законопослушному поведению.
Цель определяет задачи курса:
•
знакомство учащихся с содержанием курса «Основы правовых знаний»;
•
развитие представлений детей о значении государства и права в жизни человека и
общества;
•
обобщение, расширение и более глубокое осмысление знаний о государстве и
праве, о правовых свободах и обязанностях человека и гражданина, способах
защиты нарушенных прав, системе государственной власти РФ, полученных во
время изучения курса «Обществознание» в 5-6 классе;
•
выработка и закрепление у учащихся установок на осознанное правомерное
поведение;
•
дальнейшее
развитие
политико-правовой
и
гражданской
культуры,
демократического мировоззрения школьников.
Формы и методы работы с обучающимися
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания
курса, могут быть выделены следующие методы:
1)
моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания
школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей
два или более вопросов.
2)
эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для
решения творческих задач в процессе открытия нового.
3)
исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся
ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают
или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают
ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
4)
проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную
самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники
создают конечный продукт их собственного творчества.
В процессе освоения программы используется технология критического мышления.
Обучающиеся
учатся на основе работы с различными источниками информации
анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты,
ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план
действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить
исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты
с ожидаемыми.
Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы
работы:
коллективную, групповую и индивидуальную.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных
мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными
заболеваниями, образовательный процесс по данной программе осуществляется с
использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей
и других форм.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающийся научится
Обучающийся
получит возможность научиться
Личностные универсальные учебные действия
– осознание своей принадлежности к -проявлять
устойчивый
учебностране, государству;
познавательный интерес к новым
– понимание роли человека в обществе, общим способам решения задач;
принятие норм правового поведения;
–
стремление
к
развитию -иметь
целостный,
социально
интеллектуальных,
нравственных, ориентированный взгляд на право и
эстетических потребностей.
правовым отношениям в государстве;
-уметь вырабатывать свое отношение к
правовой информации через морально- -определять внутреннюю позицию на
правовую
оценку
собственных уровне положительного отношения к
образовательному процессу;
поступков, действий других;
- применять правовые знания на
практике в различных жизненных
ситуациях;
- уметь осуществлять свои права на
практике;
- руководствоваться существующими
юридическими нормами в различных
сферах жизни;
-правильно пользоваться юридической
терминологией, читать фрагменты
юридических документов и объяснять
их смысл;
- правильно составлять некоторые
официальные бумаги, не требующие
специального
юридического
-понимать необходимость учения,
выраженного в преобладании учебнопознавательных
мотивов
и
предпочтении социального способа
оценки знаний.
образования (заявление, доверенность,
текс трудового соглашения и т.д.)
Регулятивные универсальные учебные действия
- уметь оценивать свою работу на уроке; самостоятельно
анализировать
- удерживать цель деятельности до условия достижения цели на основе
получения её результата.
учета
выделенных
учителем
- анализу достижения цели;
ориентиров действия в учебном
планировать пути достижения целей;
материале;
-устанавливать целевые приоритеты;
- самостоятельно ставить новые
-уметь самостоятельно контролировать учебные цели задачи.
свое время и управлять им;
-построению жизненных планов во
-принимать решения в проблемной временной перспективе;
ситуации на основе переговоров;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– рассказывать о роли права и морали в учитывать
и
координировать
развитии образования на Руси и в отличные от собственных позиции
России;
людей;
–
кратко
характеризовать - понимать относительность мнений и
нравственные
ценности
человека подходов к решению проблемы;
(патриотизм, трудолюбие, доброта, -учитывать позиции других людей,
милосердие и др.).
отличные от собственной позиции;
-учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
-брать на себя инициативу в
организации совместного действия
(деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять
поиск
нужной - ориентироваться на возможное
информации в учебнике и учебных разнообразие
способов
решения
пособиях;
учебной задачи;
-понимать знаки, символы, модели, - первоначальному умению смыслового
схемы, приведенные в учебнике и восприятия текста;
учебных пособиях;
- проводить аналогии между изучаемым
- понимать заданный вопрос, в материалом и собственным опытом.
соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
- анализировать изучаемые факты;
устанавливать
причинноследственные связи в изучаемом круге
явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по
заданному признаку);
Предметные результаты обучения
воспроизводить
полученную -характеризовать
место,
информацию, приводить примеры из обстоятельства,
участников,
прочитанных
текстов;
оценивать результаты
важнейших
правовых
главную мысль прочитанных текстов событий;
и прослушанных объяснений учителя.
-группировать
(классифицировать)
факты по различным признакам.
- сравнивать главную мысль правовых
и деловых текстов, анализировать и
проводить аналогии - участвовать в
диалоге;
-высказывать
свои
суждения,
анализировать
высказывания
участников
беседы,
добавлять,
приводить доказательства;
- оценивать поступки реальных лиц,
героев произведений, высказывания
известных личностей.
работа с правовыми источниками:
-проводить
поиск
необходимой
информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых,
изобразительных и др.);
-сравнивать
данные
разных
источников, выявлять их сходство и
различия.
-на основе текста и иллюстраций
учебника, дополнительной литературы,
макетов и т. п. составлять описание
документов, текстов.
Виды и формы контроля
Планирование предусматривает выявление и актуализацию знаний в ходе практикумов,
лабораторных работ (работа с источниками права).
Контроль предусматривает промежуточные проверочные и контрольные
работы. Задания представляют собой
- тесты и вопросы (позволяют выявить формализованные знания – знание
понятий,
классификационные навыки, навыки сравнения процессов и явлений);
-ситуационные задачи по различным темам курса – направлены на решение отдельных
правовых споров с учетом социального опыта ученика;
-проблемные и познавательные задания (ориентированы на формирование оценочных
суждений, воспитание толерантного подхода к различным точкам зрения);
-четвертая группа заданий направлена на формирование умения работать с источниками
права.
Сроки реализации программы
В соответствии с учебным планом школы программа курса «Основы правовых
знаний» рассчитана на три года изучения — в 7, 8 и 9 классах, на что отводится по 1 ч
учебного времени в неделю.
При реализации Рабочей программы возможна интеграция очного обучения с
обучением с применением дистанционных образовательных технологий, электронным
обучением. При организации обучения с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения используются утвержденные приказом директора
электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные платформы и видео
сервисы.
3. Содержание программы
7 класс
Тема Название темы
1
Обычай. Мораль. Право
2
Право и справедливость
3
Основной закон государства
4
Права детей
5
«Ловушки» для подростка
6
Кто охраняет закон
7
Готовы ли вы защитить свои
права
8
Обобщение и повторение
Кол- Содержание темы
во
часов
Введение. Знакомство с
6
правоведением. Как появились
обычаи. Что такое право. Право и
мораль.
6
Права человека. Право человека
на жизнь. Свобода и закон.
Юридическое равенство. Когда
государство становится правовым.
Тест
4
Что закреплено Конституцией.
Как устроено наше государство.
Гражданин и гражданство. Зачем
изучать закон.
4
Международные документы о
правах ребенка. Права детей по
гражданскому законодательству.
Права детей по семейному
законодательству. Права детей по
трудовому законодательству.
Практические задания. Решение
задач
5
Вовлечение детей в преступную
деятельность. Осторожно:
наркотики! Когда подросток
нарушает закон. Если вас
задержала полиция.
5
Суд. Адвокат. Прокуратура.
Полиция. Нотариус.
2
Ваш выбор: право или
бесправие. Ваше личное участие
в создании справедливого
государства и общества.
3
Практические задания
Повторение и обобщение
пройденного материала.
4. Планируемые результаты освоения программы
Основными личностными результатами освоения курса «Основы правовых знаний» являются:
формирование основ российской гражданской идентичности;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной справедливости и
свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты выражаются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата);
умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в них;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1)
использование элементов причинно-следственного анализа;
2)
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5)
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6)
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7)
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
8)
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем; знание
ключевых правовых понятий;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности.
5. Список литературы
Литература для учащихся:
1. Бабушкин А. В. Как подростку защитить свои права? М., 2000.
2. «Живое право. Курс практического права» т.2.В.Н. Пронькин. СПб.,2008 3. Рабочая
тетрадь к т.2 по курсу «Живое право. Уголовное право».СПб., 2008
4. Всеобщая декларация прав человека и гражданина.
5. Кодексы и Законы Российской Федерации.
6. Декларация прав ребенка.
7. Конвенция о правах ребенка.
8. Конституция Российской Федерации.
9. Смоленский М. Б. Конституция РФ: постатейный комментарий для школьников. М., 2005.
10. Справочно-правовая система ГАРАНТ Литература для учителя:
1. В. В. Спасская, С. И. Володина, Н. Г. Суворова. Программа курса «Основы правовых знаний» для
8 – 9 классов к учебнику С. И. Володина, А. М. Полиевктова, В. В. Спасская. Основы правовых
знаний. 8 – 9 классы. М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2010.
2. Авакьян С. А. Конституционное право России. М., 2007.
3. Бабушкин А. В. Подростку о правах человека (методические материалы для педагогов). М., 1999.
4. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.
5. Конституция Российской Федерации.
6. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2007.
7. Матузов Н. И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3.
8. Международная защита прав и свобод. Сб. документов. М., 1990. 9. Кодексы и Законы Российской
Федерации
10. Справочно-правовая система ГАРАНТ.
Интернет ресурсы:
Официальный сайт Общественной палаты РФ: www.oprf.ru
Правозащитный сайт «Права человека в России»: www.hro.ru Уроки
демократии: www.uznai-prezidenta.ru
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
Системы «Гарант плюс», «Консультант» Материально –
технические ресурсы
1. SMART-доска
2. Проектор, компьютер.
3. ЭОР.
4. Комплект smart для он-лайн тестирования.
Календарно – тематическое планирование 7 класс
Дат Основные
Тип занятий Измерительные
а
понятия и
формы
пла Термины
контроля
н
Решаемые
проблемы
№
п/
п
Раздел, тема
1
Обычай.
Мораль.
Право
Введение.
Знакомство с
правоведение
м.
2
Как
появились
обычаи
3
Как
зародилось
государство
4
Что
право
56
Право
мораль
такое
и
Содержание
деятельности
6
Обычаи,
Интерактив
традиции, законы. ная лекция
Правоведение
Тезисы
Социальные
нормы. Обычай.
Законы - единые
правила
поведения.
Почему
стали
необходимы
законы. Первые
древние
государства.
Закон - средство
регулирования
отношений
в
обществе.
Древние законы.
Власть.
Государство.
Право
естественное
право человека.
Принцип
верховенства
права
над
государством.
Право - правила,
регулирующие
отношения людей
между собой и
между ними и
государством.
Право. Закон
Фронтальная
беседа
для
закрепления
Мораль.
Мораль неписаные правила
поведения,
сформулированные в
абстрактной форме.
Путешестви
е
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Дискуссия
Предъявление,
по
аргументация
проблеме:
точек зрения. Тест
Может ли
существова
ть общество
без
государства
?
Работа с
учебным
пособием,
Практикум.
Работа
с
источникам
и.
Практикум.
Анализ
ситуаций
Тест.
Словарь
терминов
Работа с
учебным
пособием,
Предъявление
результатов
анализа ситуаций;
аргументация
выводов с опорой
на
источники.
Таблица
Работа
с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Соотношение права и
морали.
7
89
Право
и
справедливо
сть.
Права
человека
Право
человека
жизнь
10 Свобода
закон
6
Права человека.
Правовой статус.
Всеобщая
декларация прав
человека
Основные
(естественные)
права человека.
Международное
гуманитарное
право.
на
и
11 Юридическое
равенство
12 Когда
государство
становится
правовым
Основной
закон
государства
13 Что
закреплено
Конституцией
.
14 Как устроено
наше
государство
Практикум.
Работа
с
правовыми
источникам
и
Интерактив
ная лекция.
Диспут по
проблеме:
Смертная
казнь
и
право
на
жизнь.
Свобода.
Видео
Основные права и демонстрац
свободы человека, ия
закрепленные
Конституцией.
Защита прав и
свобод. Понятия
«социальное
государство»
и
«светское
государство».
Юридическое
Проблемная
равенство
лекция
Тест
закрепления
для Работа
с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Тезисы.
Работа
с
Предъявление,
презентацией.
аргументация
точек зрения
Демократия.
Правовое
государство.
Групповая
дискуссия
Проблемные
задачи.тест
Конституция.
Социальное
государство.
Светское
государство.
Практикум.
Кластер. тест
Республика.
Демократический
режим.
Федерация.
Субъекты
Практикум
Кластер
Печатное издание
Работа
с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Конспект
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Работа
с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся.письм
енно
Работа с
презентацией.
4
Работа
с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся.
Письменно
Работа
с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
федерации.
Органы
государственной
власти.
Гражданин.
Гражданство
15 Гражданин и
гражданство
16 Зачем изучать
закон
Права детей
17 Международн
ые документы
о
правах
ребенка
18 Права детей
по
гражданскому
законодательс
тву
19 Права детей
по семейному
законодательс
тву
20 Права детей
по трудовому
законодательс
тву
Интерактив
ная лекция
Презентация
Работа с
презентацией.
Обзор
фактов
Эссе
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Права
детей. Интерактив
Декларация.
ная лекция
Конвенция.
Тест
Работа с
презентацией.
Гражданский
Практикум
кодекс.
Права
детей
по
Гражданскому
кодексу.
Права
ребенка в возрасте
от 6 до 14 лет.
Права ребенка в
возрасте от 14 до
18 лет. Права
ребенка в семье.
Семья. Семейный Практикум
кодекс.
Опека.
Попечительство.
Права
и
обязанности
родителей. Государственная
защита
прав
детей. Опека и
попечительство.
Трудовой кодекс. Практикум
Трудовой
договор. Права и
обязанности
работающего
подростка.
Порядок и условия приема на
работу 14-летних.
Запрет
на
использование
труда подростка.
Льготы
работающим
подросткам.
Таблица. Задачи
практической
направленности
Работа с
презентацией.
Таблица. Задачи
практической
направленности
Работа с
презентацией.
Таблица. Задачи
практической
направленности
Работа с
презентацией.
Правовая
культура.
Правовое
сознание
4
«Ловушки»
для
подростков
21 Вовлечение
- детей
в
22 преступную
деятельность
23 Осторожно:
наркотики!
24 Когда
подросток
нарушает
закон
5
Преступление.
Преступная
группа.
Приемы,
используемые
преступниками
для
вовлечения
детей
в
преступную
деятельность.
Ответственность
за
это
преступление.
Наркомания.
Наркотики
и
наркомания.
Социальная,
психологическая
и
физиологическая
опасность
употребления
наркотиков.
Условия,
способствующие
приобщению
взрослых
и
несовершеннолет
них
к
употреблению
наркотиков.
Ответственность
за
распространение
наркотиков.
Правонарушение.
Правовая
ответственность.
Профилактика
правонарушений.
Преступления
несовершеннолет
них.
Административна
я ответственность.
Случаи законного
задержания
человека
полицией. Права
задержанного
несовершеннолет
него.
Порядок
ПрессСоставление
конференци вопросов.
я.
Предъявление
Групповая
результатов
дискуссия
анализа
жизненных
ситуаций;
аргументация
выводов с опорой
на источники.
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся.
Коллективн
ый проект.
Составление
информационных
бюллетеней
Работа с
презентацией.
Практикум
Составление
и
объяснение схемы
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся.
письменно
допроса
несовершеннолетнего
задержанного.
Личный досмотр.
Протокол
задержания.
25 Если
вас
задержала
полиция
Кто охраняет
закон
26 Суд
27 Адвокат
28 Прокуратура
Полиция. Права Игра
задержанного.
«Правовой
Допрос. Личный лабиринт»
досмотр.
Протокол
задержания.
Правовые задачи,
ситуации
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Суд. Правосудие.
Судья.
Суд
орган,
осуществляющий
правосудие
в
нашей
стране.
Статус
судей.
Принципы
правосудия:
равенство перед
законом;
гласность;
участие
общественности.
Адвокат.
Юридическая
помощь. Адвокат
юрист,
оказывающий
квалифицированн
ую юридическую
помощь.
Обязанности
адвоката. Случаи,
когда
юридическая
помощь
оказывается
бесплатно.
Прокуратура.
Прокуратура
организация,
осуществляющая
надзор за соблюдением
законов.
Деятельность
прокуратуры по
расследованию
уголовных
дел.
Экскурсия
Эссе
Работа с
презентацией.
Письменно
Ролевая
игра
Правовые задачи,
ситуации
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Консультац
ия
Составление
кроссворда
«Правоохранител
ьные органы»
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
5
29 Полиция
30 Нотариус
Готовы ли
вы защитить
свои права
31 Ваш выбор:
право
или
бесправие
32 Ваше личное
участие
в
создании
справедливог
Участие
прокурора в суде.
Полиция.
Подразделения
полиции.
Полиция
подразделение
органов
внутренних дел.
Права и обязанности
работников
полиции.
Криминальная
полиция.
Общественный
порядок.
Нотариус.
Нотариальные
действия. Обязанности
нотариуса.
Нотариальные
действия. Случаи, когда необходимо
обратиться к
нотариусу. Лица,
совершающие нотариальные действия, в
тех местах, где нет
нотариуса.
Видео
- Составление
Экскурсия
кроссворда
«Правоохранител
ьные органы»
Работа с
презентацией.
Деловая
игра
Правовые задачи,
ситуации
Работа с
презентацией.
Обсуждение
позиций
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
Обобщающая
беседа
Работа с
учебным
пособием,
устные ответы
учащихся
2
Правопорядок.
Круглый
Позиция
стол
гражданина.
Зависимость
устойчивого
правопорядка
в
стране
от
активной позиции
граждан. Формы
проявления такой
активности.
Выбор каждого гарантированные
права
или
бесправие.
Политическая
и Тренинг
правовая
культура
избирателя. Выборные
должности.
Социальная
о государства
и общества
33 Обобщающи
- е занятия
34
35 Обобщающее
занятие.
ответственность.
Конституционное
право
участия
в
управлении
делами
государства.
Политическая
и
правовая
культура
избирателя.
Социальная
ответственность,
профессионализм
и
нравственная
безупречность
кандидатов
на
выборные должности.
Повторение
пройденного
материала.
Презентаци
я
творческих
работ
Проект,
исследование,
реферат
Работа с
презентацией
Письменно
Повторение
пройденного
материала.
Учебно-методическое обеспечение:
Программы курса "Основы правовых знаний" для 7-11 кл., /Авторы – составители: В.В. Спасская, С.И.
Володина, Н.Г. Суворова и другие. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование
в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М., 2004г/.
Основы правовых знаний: учебное пособие для 7 класса /Василенкова О.А., Володина С.И.,
Поливектова А.М. и другие. – М.: Новый учебник, 2007.
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс. – М: Новый
учебник,
2004.
Тексты нормативно-правовых документов.
Литература и источники
Основы правовых знаний: учебное пособие для 7 класса /Василенкова О.А., Володина С.И.,
Поливектова А.М. и другие. – М.: Новый учебник, 2007.
(электронный ресурс) // www.ychitel.ru
Источники: международные правовые документы (Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о
правах ребенка и другие), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный
кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Гражданский