Положение о рабочей программе педагогов МАОУ СОШ№16, перешедших на ФГОС НОО и ФГОС ООО

1.7.
При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного
учреждения;
- состояние здоровья учащихся;
- уровень развития их способностей;
- характер учебной мотивации;
- качество учебных достижений;
- образовательные потребности;
- профессиональные возможности педагога;
- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного учреждения.
1.






Разработка рабочей программы для классов, перешедших на ФГОС НОО и ФГОС ООО
1.1.
Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным
предметам, элективным и факультативным курсам, дополнительным образовательным
программам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции
образовательной организации и реализуется ею самостоятельно.
1.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей) на основе:
требований ФГОС НОО и ФГОС ООО;
основной образовательной программы школы;
примерной образовательной программы по учебному предмету или авторской учебной
программы; учебно-методического комплекса (далее – УМК)
Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных школах.
1.3. Рабочая программа составляется на учебный год, на ступень обучения.
1.4. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в
данной школе учителей или индивидуальной
1.5. Рабочая программа
является основой для создания учителем
календарнотематического планирования на каждый учебный год.
1.6. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а
указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу)
распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые
учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся.
1.7. Рабочая программа является обязательным документом для административного
контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими
планируемых результатов.
2.Оформление и структура рабочей программы
2.1. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений
выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman,
кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех
сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных
(города и названия издательства, года выпуска).
2.2.
Структура программ отдельных учебных предметов, курсов приведена в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего
образования (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО). Зарегистрированные Минюстом России
ФГОСы НОО и ООО являются рамочными документами, но структура рабочей программы
по любому предмету обязательной части ООП задана на федеральном уровне.
2

2.3.

Структура рабочей программы:

Элементы
рабочей
программы

Содержание элементов рабочей программы

- полное наименование образовательной организации;
- гриф утверждения программы (согласование с заместителем
директора по УВР и директором ОО с указанием даты);
- название учебного предмета, для изучения которого написана
программа;
- указание класса, где реализуется программа;
- фамилия, имя и отчество учителя, составителя рабочей программы,
квалификационная категория;
- название населенного пункта;
- год разработки программы
1. Пояснительная
- нормативные акты и учебно-методические документы, на
записка
основании которых разработана рабочая программа (ФГОС,
(на уровень обучения) основная образовательная программа ОО, соответствующая
Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету,
авторская программа);
- вклад учебного предмета в общее образование (для чего?) –
Основная образовательная программа ОО, авторская программа по
предмету;
- особенности рабочей программы по предмету (для какого УМК,
основные идеи) – авторская программа по предмету;
- общие цели учебного предмета для ступени обучения
(Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная
образовательная программа ОО);
- приоритетные формы и методы работы с обучающимися (Основная
образовательная программа ОО, авторская программа по
предмету);
- приоритетные виды и формы контроля (Примерная программа по
предмету, региональные методические письма);
- сроки реализации программы;
- структура рабочей программы (состоит из…);
2. Общая
- особенности содержания и методического аппарата УМК
характеристика
(авторская программа по предмету);
учебного предмета,
- структура и специфика курса (региональные методические письма,
авторская программа по предмету);
курса (на уровень
обучения)
- целевые установки для класса (авторская программа по предмету,
могут формулироваться самостоятельно);
3. Описание места
- классы;
учебного предмета,
- количество часов для изучения предмета в классах;
курса в учебном плане - количество учебных недель;
(на уровень обучения) - количество тем регионального содержания по классам;
- количество практических, контрольных, лабораторных работ,
бесед, экскурсий и т.д. по классам.
4. Описание
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
ценностных
(Примерные программы по предметам)
ориентиров
содержания учебного
Титульный лист

3

предмета
5.Личностные,
метапредметные и
предметные
результаты освоения
конкретного учебного
предмета, курса (на
класс, уровень
обучения)

Примерные программы по предметам
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной
программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с
требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для
каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме
совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской)
программой по предмету
6. Содержание
(Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная
учебного курса
образовательная программа ОО, Примерная программа по
(на класс)
предмету, авторская программа по предмету)
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- краткое содержание учебной темы;
- практические и лабораторные работы, творческие и практические
задания, экскурсии и другие формы занятий
7. Тематическое
(Примерная программа по предмету)
планирование с
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
определением
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
основных видов
- тема урока;
учебной деятельности - практическая часть программы;
(на класс)
- универсальные учебные действия (к разделу);
- основные виды деятельности обучающихся;
- региональное содержание предмета (где требуется);
- сроки проведения: план, факт;
- конкретизируются формы и методы контроля;
- материально-техническое обеспечение учебного занятия;
- др.
(Примерная программа по предмету)
8. Описание
учебно-методического - средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы,
и
технические и электронные средства обучения и контроля знаний
материальноучащихся, учебная и справочная литература, цифровые
технического
образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный
дидактический материал;
обеспечения
- список рекомендуемой учебно-методической литературы должен
образовательного
процесса
содержать используемый учителем учебно-методический комплекс
(на класс, на уровень (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для
обучения)
учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;
- дополнительная литература для учителя и обучающихся;
- перечень ЦОРов и ЭОРов;
перечень
обучающих
справочно-информационных,
контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых
в образовательном процессе;
Приложения к
- основные понятия курса;
программе
- темы проектов;
(на класс)
- темы творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации и др.
2.4. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по
предмету. Структура пояснительной записки должна отражать следующие сведения:
4

- роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается
направленность программы на формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);
- обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету,
формируемой участниками образовательного процесса;
- новизна рабочей программы, информация о внесенных изменениях в примерную или
авторскую программу;
- информация об используемом УМК (особенности его содержания, структуры);
- информация о количестве учебных часов (в соответствии с учебным планом, годовым
календарным учебным графиком), в том числе о количестве лабораторно-практических,
повторительно-обобщающих, контрольных уроках, а также (при необходимости) часов
на экскурсии, проекты, исследования и др.;
- информация об используемых технологиях обучения, формах урока и т.п.;
- виды и формы промежуточной и итоговой аттестации (согласно Уставу и (или)
локальному акту ОО). Материалы по их проведению могут быть представлены в
приложении к программе.
2.5. Общая характеристика учебного предмета, курса раскрывает особенности
содержания и методического аппарата УМК, структуру и специфику курса. В ней
указываются целевые установки для класса, показывается преемственность при изучении
данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в
осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами
современности.
2.6. В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане»
прописываются классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы и
количество часов, выделяемое на освоение программы, а также разделение на инвариантную
и вариативную (формируемую участниками образовательного процесса) части. Возможно,
расписать количество часов по неделям и годам обучения в табличном виде.
2.7. В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса»
отражаются личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными
ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные,
общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что
позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для
оценки степени достижения запланированных результатов. В рабочие программы необходимо
включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а
включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или
примерной ООП соответствующего уровня общего образования. Предполагается, что все
результаты будут разбиты по годам обучения.
2.8. Содержание учебного предмета, курса включает перечень и наименование
разделов учебной программы и тем курса, краткое содержание учебной темы; необходимое
количество часов для изучения разделов и тем; перечень лабораторных и практических работ,
экскурсий; направления проектной деятельности обучающихся; использование резерва
учебного времени.
2.9. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
учащихся (на уровне учебных действий):

- разделы программы;
- темы, входящие в данный раздел;
- основное содержание по темам;
5

- характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий),
универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
2.10. Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один
учебный год или на уровень образования (начальное общее, основное общее, среднее
общее образование). Указывается разбивка содержания образования по часам и годам
обучения.
2.11. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- печатные пособия;
- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
- технические средства обучения (средства ИКТ);
- цифровые и электронные образовательные ресурсы;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- натуральные объекты;
- демонстрационные пособия;
- музыкальные инструменты;
- натуральный фонд.
2.12. В основной образовательной программе основного общего образования школы в
пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец
обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в
этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам

- для базового уровня результатов «выпускник научится»,
- для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».
2.13.
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах
контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня
успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности
оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
2.14.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО программы отдельных
учебных предметов, курсов должны содержать календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
2.15.
Календарно-тематическое планирование составляется в виде таблицы, в которой
выделены графы, обязательные для заполнения. Учитель может внести в таблицу
дополнительные разделы в зависимости от специфики предмета. УУД прописываются
на раздел программы. (Приложение 1)
2.16.
Календарно-тематическое планирование составляется учителем на основе
рабочей программы учебного предмета.
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Рабочая программа рассматривается методическим сообществом учителей до 26
августа ежегодно.
4.2. Решение методического сообщества учителей «согласовано» и «рекомендовать
рабочую программу к утверждению», оформляется протоколом.
4.3. Рабочая программа согласовывается заместителем директора по учебновоспитательной работе ОО на предмет соответствия программы учебному плану
общеобразовательной организации, требованиям ФГОС, а также проверяется наличие в
федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования.
4.4. Отметки о согласовании Рабочей программы производятся на последней странице
программы (Приложению 3).
4.5. После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет,
председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе
(Приложение 2)
6

4.6. Директор ОО ежегодно до 01 сентября утверждает приказом Рабочую программу и
ставит гриф утверждения на титульном листе.
4.7. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу учебного
предмета (курса) в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией
образовательной организации.
4.8. Утвержденные рабочие программы учебных предметов (курсов) учебного плана
являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в
обязательную нормативную локальную документацию образовательной организации и
представляются органам управления образованием муниципального уровня, органам контроля
и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.
4.9. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру
внутреннего и внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в
общеобразовательной
организации
высококвалифицированными
педагогами
соответствующего учебного предмета, внешнее – муниципальным экспертным советом.
4.10. Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих программ в
соответствии с планом внутришкольной работы.
4.11. Руководитель ОО вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в
ОО или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, примерной программе учебного предмета,
утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской программе, прошедшей
экспертизу и апробацию); федеральному перечню учебников; положению о разработке
Рабочих программ ОО.
4.12. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, директор ОО
накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
4.13. Решение о внесении изменений в Рабочие программы
рассматривается и
принимается на педагогическом совете ОО, утверждается директором ОО.
4.14. Образовательная организация несет ответственность в соответствии с действующим
законодательством в образовании
за реализацию не в полном объеме образовательных
программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
4.15. Педагоги ОО обеспечивают выполнение рабочей программы в полном объёме на
основании квалификационных требований к должности «Учитель».
5. Делопроизводство
5.1.Администрация ОО осуществляет систематический контроль за выполнением
Рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале
содержанию Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).
5.2. В случае невыполнения Рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует
необходимую информацию в листе корректировки в конце каждого полугодия.
5.3. Итоги проверки Рабочих программ подводятся на административном совещании.
.

7

Титульный лист
Приложение 2
Управление образования Администрации Сысертского ГО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» с. Никольское

УТВЕРЖДЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ№16:
_______________________
_______________________
ФИО
Приказ № ____ от _________________

решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № __
Председатель ____________
_________________________

Рабочая программа
Предмет:
Класс:
Учебный год

Составитель /Разработчик программы:
ФИО______________________________
Квалификация __________________
Должность _____________________
Педагогический стаж ____________

С. Никольское
Год
8

Приложение 3
Вариант оформления последней страницы Рабочей программы
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
сообщества
учителей
___________________
МАОУ СОШ№16
от ___________ 20__ года № __
___________
_________
подпись руководителя ШМО
_________________________
Ф.И.О._______________________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________________
Ф.И.О ____________________
______________ 20__ года

9

Приложение 1
Образец оформления календарно-тематического планирования
Вариант 1
№п Разд
/п

Тема урока

Сроки

ел

Планируемые результаты
Личностн

Метапред

Предметн

ые

метные

ые

Основные виды

Материально-

Формы

учебной

техническая

организации

деятельности

база, ЭОРы

образовательног

факт

план

о процесса

Вариант 2
№
п/п

Тема урока

Тип
урока

Элементы
содержания

Виды
деятельности
обучающихся

Планируемые результаты и уровень
усвоения
Предметные
Метапредметные УУд
умения
Знать:
Личностные:
Уметь:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:

Формы диагностики
и контроля

Дата
проведе
ния

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».