16_астрономия 10-11

Приложение к Основной
образовательной программе СОО МАОУ СОШ №16 с.Никольское

Рабочая программа учебного предмета
«Астрономия»

Уровень образования:
Стандарт:
Нормативный срок обучения:
Класс:

среднее общее образование
ГОС
2 года
10-11 классы

с. Никольское

Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников
средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических
законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел
и их систем, а также самой Вселенной.
Цели и задачи изучения астрономии
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
•
•
•
•
•
•

понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и
микромира;
осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними
астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы
астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих
наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее
или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для
наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
• воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
• использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии
• воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное,
летнее и зимнее время);
• объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы
Луны, причины затмений Луны и Солнца;
• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
• воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
• воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет,
горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
• вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
• формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
• описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
• объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
• характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
• формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
• определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет,
малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
• описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
• перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
• проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений природы этих планет;

• объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
• описывать характерные особенности природы планет гигантов, их спутников и колец;
• характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
• описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
• описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
• объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды
• определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
• характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
• описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
• объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
• описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
• вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
• называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр – светимость»;
• сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
• объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
• описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
• оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
• описывать этапы формирования и эволюции звезды;
• характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных
звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
• объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
• характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
• определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;
• распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
• сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
• обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
• формулировать закон Хаббла;

• определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
• оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
• интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
• классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва;
• интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии»
— вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
• систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Содержание учебного предмета
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация
светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение
расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследования Луны
космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты.

Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных
классов звезд. Диаграмма «спектр–светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды –
маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления
и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная
А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Критерии оценивания:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности.
Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.
Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий,
объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при
недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной
карте, решении качественных и количественных задач.
Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей,
неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.
Оценка «1» ― ответ, решение задачи или результат работы с картой отсутствуют.

Критерии оценивания тестового контроля:
Оценка «1» - от 10 до 20 % правильно выполненных заданий.
Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.
Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.
Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.

Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их
решения.
4. Небрежное отношение к оборудованию.
Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого
понятия.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.
Недочеты
1. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.
2. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Технология обучения
В курс астрономии входят следующие разделы:
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.
Практические основы астрономии.
Строение Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы.
Солнце и звезды.
Строение и эволюция Вселенной.
Жизнь и разум во Вселенной.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память
учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые
материалы даются в виде лекций.
9. На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа генерализации учебного материала
— такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий,
законов, теорий.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Содержание курса астрономии
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
•
•

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

1. Практические основы астрономии (5 ч)
2. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
3. Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
•
•
•
•

воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное,
летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы
Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

1. Демонстрации.
1. географический глобус Земли;
2. глобус звездного неба;
3. звездные карты;

4.
5.
6.
7.
8.

звездные каталоги и карты;
карта часовых поясов;
модель небесной сферы;
разные виды часов (их изображения);
теллурий.

1. Строение Солнечной системы (7 ч)
2. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
3. Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
•
•
•
•
•
•
•

воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет,
горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

1. Демонстрации.
1.
2.
3.
4.
5.

динамическая модель Солнечной системы;
изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
схема Солнечной системы;
фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

1. Природа тел Солнечной системы (8 ч)
2. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-следования Луны
космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды
и метеориты.
3. Предметные результаты изучение темы позволяют:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет,
малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

1. Демонстрации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

глобус Луны;
динамическая модель Солнечной системы;
изображения межпланетных космических аппаратов;
изображения объектов Солнечной системы;
космические снимки малих тел Солнечной системы;
космические снимки планет Солнечной системы;
таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
фотография поверхности Луны.

1. Солнце и звезды (6 ч)
2. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные
звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
3. Предметные результаты освоения темы позволяют:


определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

1. характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных
звезд и черных дыр.

1. Демонстрации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
схема внутреннего строения звезд;
схема внутреннего строения Солнца;
схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
фотоизображения Солнца и известных звезд.

1. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
2. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
3. Предметные результаты изучения темы позволяют:
•
•
•

объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

1.
•
•
•
•
•
•
•
•
•

распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной
энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

1. Демонстрации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
схема строения Галактики;
схемы моделей Вселенной;
таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
фотографии звездных скоплений и туманностей;
фотографии Млечного Пути;
фотографии разных типов галактик.

1. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
2. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной
системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
3. Предметные результаты позволяют:
•

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Тематическое планирование
№
п/п
1

2

Тема
Что изучает
астрономия.
Наблюдения
— основа
астрономии.

Общее
Количество
Практические Контрольные
количество
часов
работы
работы
часов
теории

Основные виды учебной деятельности учащегося
Поиск примеров, подтверждающих практическую
направленность астрономии.

2

2

—

—

Практические
основы
астрономии.

Применяет знания, полученные в курсе физики, для
описании устройства телескопа. Характеризует
преимущества наблюдений, проводимых из
космоса.
Подготовка презентации об истории названий
созвездий и звезд.
Применяет знания, полученные в курсе географии,
о составлении карт в различных проекциях.

5

3

2

—

Работает со звездной картой при организации и
проведении наблюдений
Характеризует отличительные особенности
суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в
средних широтах Земли.

Характеризует особенности суточного движения
Солнца на полюсах. экваторе и в средних широтах
Земли
Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок
их смены. Анализирует причины, по которым Луна
всегда обращена к Земле одной стороной.
Описывает взаимное расположение Земли, Луны и
Солнца в моменты затмений.
Объясняет причины, по которым затмения Солнца
и Луны не происходят каждый месяц
Подготовка и презентация сообщения об истории
календаря.
Анализирует необходимость введения часовых
поясов, високосных лет и нового календарного
стиля.
3

Строение
Солнечной
системы.

Подготовка и презентация сообщения означении
открытий Коперника и Галилея для формирования
научной картины мира. Объясняет петлеобразное
движение планет с использованием эпициклов и
дифферентов.
7

5

2

—

Описывает условия видимости планет,
находящихся в различных конфигурациях.
Решает задачи на вычисление звездных периодов
обращения внутренних и внешних планет.
Анализирует законы Кеплера, их значения для

развития физики и астрономии.
Решает задачи на вычисление расстояний планет от
Солнца на основе третьего закона Кеплера.
Решает задачи на вычисление расстояний и
размеров объектов.
Построение плана Солнечной системы в принятом
масштабе с указанием положения планет на
орбитах. Определение возможности их наблюдения
на заданную дату.
Решает задачи на вычисление массы планет.
Объясняет механизм возникновения возмущений и
приливов.
Подготовка и презентация сообщения о КА,
исследующих природу тел Солнечной системы.
4

Природа тел
Солнечной
системы.

На основе знаний физических законов объясняет
явления и процессы, происходящие в атмосферах
планет. Описывает и сравнивает природы планет
земной группы. Объяснение причин существующих
различий.
8

5

1

2

Подготовка и презентация сообщения о результатах
исследований планет земной группы.
Подготовка и презентация сообщения по этой
проблеме. Участие в дискуссии.
На основе знаний законов физики описание
природы планет-гигантов. Подготовка и

презентация сообщения о новых результатах
иоследований планет гигантов, их спутников и
колец.
Анализирует определение понятия «планета».
Описывает внешний вид астероидов и комет.
Объясняет процессы, происходящие в комете, при
изменении ее расстояния от Солнца.
Подготовка и презентация сообщения о способах
обнаружения опасных космических объектов и
предотвращения их столкновения с Землей.
На основе знания законов физики описывает и
объясняет явления метеора и болида.
Подготовка сообщения о падении наиболее
известных метеоритов.

5

Солнце и
звезды.

На основе знаний физических законов описывает и
объясняет явления и процессы, наблюдаемые на
Солнце.
Описывает процессы, происходящие при
термоядерных реакциях протон-протонного цикла.
На основе знаний о плазме, полученных в курсе
физики, описывает образование пятен,
протуберанцев и других проявлений солнечной активности.
Характеризует процессы солнечной активности и
механизма их влияния на Землю.
6

4

1

1

Определяет понятие «звезда». Указывает
положение звезд на диаграмме «спектр —
светимость» согласно их характеристикам.
Анализирует основные группы диаграммы.
На основе знаний по физике описывает пульсацию
цефеид как автоколебательного процесса.
Подготовка сообщения о способах обнаружения
«экзопланет» и полученных результатах.
На основе знаний по физике оценивает время
свечения звезды по известной массе запасов
водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд.

6

Строение и
эволюция
Вселенной.

Описывает строение и структуру Галактики.
5

5

—

—

Изучает объекты плоской и сферической

подсистем.
Подготовка сообщения о развитии исследований
Галактики.
На основе знаний по физике объясняет различные
механизмы радиоизлучения.
Описывает процесс формирования звезд из
холодных газопылевых облаков.
Определяет типы галактик.
Подготовка сообщения о наиболее интересных
исследованиях галактик, квазаров и других далеких
объектов.
Применяет принцип Доплера для объяснения «
красного смещения» .
Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и
Фридмана. Доказывает справедливость закона
Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой
галактике.
Подготовка и презентация сообщения о
деятельности Гамова и .лауреатов Нобелевской
премии по физике за работы по космологии.
7

Жизнь и
разум во
Вселенной.

2

1

—

1

Подготовка и презентация сообщения о
современном состоянии научных исследований по
проблеме существования внеземной жизни во
Вселенной.
Участвует в дискуссии по этой проблеме.

Всего

34

24

6

4

Календарно-тематическое планирование
№ и тема

Содержание

урока

урока

Формы и
методы
контроля

Домашнее
задание

месяц)

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)
1. Что изучает астрономия.

2 Наблюдения — основа
астрономии.

Астрономия, со связь с другими науками.
Развитие астрономии было вызвано
практическими потребностями человека,
начиная с глубокой древности. Астрономия.
математика и физика развивалнсь в тесной
связи друг с другом. Структура и масштабы
Вселенной.
Наземные и космические приборы и методы
исследования астрономических объектов.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.

Беседа. Работа с
текстом
учебника и
иллюстрациями.

§1

Устный опрос.
Беседа.

§2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)
3. Звезды и созвездия.
Небесные координаты.
Звездные карты.
Практическая работа № 1
«Определение
горизонтальныx небесныx
координат».

Звездная величина как характеристика
освещенности, создаваемой звездой.
Согласно шкале звездных величин разность
на 5 величин, различие в потоках света в
100 раз. Экваториальная система координат:
прямое восхождение и склонение.
Использование звездной карты для
определения объектов, которые можно
наблюдать в заданный момент времени.

Фронтальный
опрос.
Беседа.
Практическая
работа.

Планируемая
дата урока
(неделя/

§ 3, 4

4. Видимое движение звезд
на различных
географических широтах.

Высота полюса мира над горизонтом и ее
зависимость от географической широты
места наблюдения. Небесный меридиан.
Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты
звезд в момент их кульминации.

5. Годичное движение
Солнца. Эклиптика.
Практическая работа № 2
«Определение
экваториальныx небесныx
координат».

Эклиптика и зодиакальные созвездия.
Наклон эклиптики к небесному экватору.
Положение Солнца на эклиптике в дни
равноденствий и солнцестояний. Изменение
в течение года продолжительности дня и
ночи на различных географических
широтах.

6. Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело.
ее единственный естественный спутник.
Период обращения Луны вокруг Земли и
вокруг своей оси — сидерический
(звездный) месяц. Синодический месяц —
период полной смены фаз Луны.Условия
наступления солнечных и лунных затмений.
Их периодичность. Полные, частные и
кольцеобразные затмения Солнца. Полные
и частные затмения Луны. Предвычисление
будущих затмений.

7. Время и календарь.

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и
поясное, летнее и зимнее время. Календарь
— система счета длительных промежутков
времени. История календаря. Високосные

Фронтальный
опрос.
Беседа.
Работа с текстом
учебника.

§5

Индивидуальный
опрос.
Беседа.
Практическая
работа.

Фронтальный
опрос.

§6

§ 7, 8

Беседа.

Тестирование.
Беседа.

§9

годы. Старый и новый стиль.

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)
8. Развитие представлений
о строении мира.

9. Конфигурации планет.
Синодический период.

Геоцентрическая система мира АристотеляПтолемея. Система эпициклов и
дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы
мира. Роль Галилея в становлении новой
системы мира.
Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних
планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения
планет.

10. Законы движения
планет Солнечной
системы. Практическая
работа № 3 «Решение задач
по теме «Конфигурация
планет».

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение
скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на
пути становления механики. Третий закон
— основа для вычисления относительных
расстояний планет от Солнца.

11. Определение
расстояний и размеров тел
в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция.
Горизонтальный параллакс. Угловые и
линейные размеры тел Солнечной системы.

Индивидуальный
опрос.

§ 10

Беседа.

Тестирование.
Беседа.

§ 11

Фронтальный
опрос.
Практическая
работа.
Индивидуальный
опрос.
Беседа.

§ 12

§ 13

12. Практическая работа №
4 с планом Солнечной
системы.

План Солнечной системы в масштабе 1 см к
30 млн км с указанием положения планет на
орбитах согласно данным «Школьного
астрономического календаря» на текущий
учебный год.

13. Открытие и применение
закона всемирного
тяготения.

Подтверждение справедливости закона
тяготения для Луны и планет. Возмущения
в движении тел Солнечной системы.
Открытие планеты Нептун. Определение
массы небесных тел. Масса и плотность
Земли. Приливы и отливы

14. Движение искусственных спутников,
космических аппаратов
(КА) в Солнечной системе.

Время старта КА и траектории полета к
пллнетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых
для посадки на поверхность планеты или
выход на орбиту вокруг нее.

Практическая
работа.

Фронтальный
опрос.

—

§ 14 (1-5)

Беседа.
Индивидуальный
опрос.

§ 14 (6)

Беседа.

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)
15. Контрольная работа №
1. Солнечная система как
комплекс тел, имеющих
общее происхождение.

Контрольная работа по итогам 1 полугодия
(15 мин.). Гипотеза о формировании всех
тел Солнечной системы в процессе
длительной эволюции холодного
газопылевого облака. Объяснение их
природы на основе этой гипотезы.

16. Анализ выполнения
контрольной работы № 1.
Земля и Луня — двойная
планета.

Краткие сведения о природе Земли. Условия
на поверхности Луны. Два типа лунной
поверхности — моря и материки. Горы,
кратеры и другие формы рельефа. Процессы
формирования поверхности Луны и ее
рельефа. Результаты исследований,
проведенных автоматическими аппаратами
и астронавтами. Внутреннее строение Луны.

Контрольная
работа.

§ 15, 16

Беседа.

Фронтальный
опрос.
Беседа.

§ 17

Химический состав лунных пород.
Обнаружение воды на Луне. Перспективы
освоения Луны.
17. Природа планет земной
группы. Практическая
работа № 5 «Составление
сравнительныx
xарактеристик планет
земной группы».

18. Урок-дискуссия
«Парниковый эффект —
польза или вред?».
19. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца.

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы.
Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности
температурных условий на Меркурии,
Венере и Марсе. Отличия состава
атмосферы Земли от атмосфер Марса и
Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и
на поверхности Марса. Состояние воды на
Марсе в прошлом и в настоящее время.
Эволюция природы планет. Поиски жизни
на Марсе.
Обсуждение различных аспектов проблем,
связанных с существованием парникового
эффекта и его роли в формировании и
сохранении уникальной природы Земли.
Химический состав и внутреннее строение
планет-гигантов. Источники энергии в
недрах планет.
Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников.
Сходство при роды спутников с планетами
земной группы и Луной. Наличие атмосфер
у крупнейших спутников. Строение и состав
колец.

Беседа.
Практическая
работа.

Индивидуальный
опрос.

§ 18

—

Беседа.

Фронтальный
опрос.
Беседа.

§ 19

20. Малые тела Солнечной
системы (астероиды,
карликовые планеты и
кометы).

Астероиды главного пояса. Их размеры и
численность. Малые тела пояса Койпера.
Плутон и другие карликовые планеты.
Кометы. Их строение и состав. Орбиты
комет. Общая численность комет. Кометное
облако Оорта.

Тестирование.
Беседа.

§ 20 (1-3)

Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения.
21. Метеоры, болиды,
метеориты. Контрольная
работа № 2 по теме
«Природа тел Солнечной
системы».

Одиночные метеоры. Скорости встречи с
Землей. Небольшие тела (метеороиды).
Метеорные потоки, их связь с кометами.
Крупные тела. Явление болида, падение
метеорита. Классификация метеоритов:
железные, каменные, железокаменные.
Контрольная работа № 2 по теме «Природа
тел Солнечной системы» (20 мин.).

Беседа.
Контрольная
работа.

§ 20 (4)

Беседа

§ 21 (1-3)

Фронтальный
опрос.

§ 21 (4)

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)
22. Анализ выполнения
контрольной работы № 2.
Солнце, состав и
внутреннее строение.

Источник энергии Солнца и звезд —
термоядерные реакции. Перенос энергии
внутри Солнца. Строение его атмосферы.
Грануляция. Солнечная корона.
Обнаружение потока солнечных нейтрино.
Значение этого открытия для физики и
астрофизики.

23. Солнечная активность и
ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки,
корональные выбросы массы. Потоки
солнечной плазмы. Их влияние на
состояние магнитосферы Земли. Магнитные
бури, полярные сияния и другие
геофизические явления, влияющие на

Беседа

радиосвязь, сбои в линиях электропередачи.
Период изменения солнечной активности.
24. Физическая природа
звезд.

25. Массы и размеры звезд.

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие
мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики.
Диаграмма «спектр — светимость».
Двойные и кратные звезды. Звездные
скопления. Их масса, плотность, состав и
возраст. Модели звезд.

Тестирование.
Беседа
Индивидуальный
опрос.

§ 22

§ 23

Беседа.

26. Переменные и
нестационарные звезды.
Контрольная работа № 3 по
теме «Солнце и звезды».

Цефеиды — природные автоколебательные
системы. Зависимость «период —
светимость». Затменно-двойные звезды.
Вспышки Новых —явление в тесных
системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем
вокруг других звезд. Контрольная работа №
3 по теме «Солнце и звезды» (15 мин.).

Беседа.
Контрольная
работа.

§ 24

27. Анализ выполнения
контрольной работы № 3.
Эволюция звезд.
Практическая работа № 6
«Решение задач по теме
«Характеристики звезд».

Зависимость скорости и продолжительности
эволюции звезд от их массы. Вспышка
Сверхновой — взрыв звезды в конце ее
эволюции. Конечные стадии жизни звезд:
белые карлики. нейтронные звезды
(пульсары), черные дыры.

Беседа.
Практическая
работа.

—

28. Проверочная работа.

Проверочная работа по темам: «Строение
Солнечной системы», «Природа тел
Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Проверочная
работа.

—

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

29. Наша Галактика.

30. Наша Галактика.

31. Другие звездные
системы — галактики.

32. Космология начала XX
в.
Основы современной
космологии.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и
сферическая подсистемы Галактики. Ядро
и спиральные рукава Галактики. Вращение
Галактики и проблема «скрытой массы».
Радиоизлучение межзвездного вещества.
Его состав. Области звездообразования.
Обнаружение сложных органических
молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной
среды. Планетарные туманности — остатки
вспышек Сверхновых звезд.

Беседа.

Тестирование.
Беседа.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные
особенности, размеры, масса, количество
звезд. Сверхмассивные черные дыры в
ядрах галактик. Квазары и радиогалактики.
Взаимодействующие галактики. Скопления
и сверхскопления галактик.
Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод
Л. Л. Фридмана о нестационарности
Вселенной. «Красное смешение» в
спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно
и изотропно.
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале
Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория
Большого взрыва. Образование химических
элементов. Формирование галактик и звезд.
Ускорение рас ширения Вселенной.

§ 25 (1, 2)

§ 25 (3, 4)

§ 26

Беседа.

§ 27

«Темная энергия» и антитя- готение.
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч).
33. Урок-конференция
«Одиноки ли мы во Вселенной?»

34. Промежуточная
аттестация.

Проблема существования жизни вне Земли.
Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах
Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и
космонавтики для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у
других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.
Контрольная работа № 4 по итогам года (1
час).

Конференция.

§ 28

Контрольная
работа.

—


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».