Приложение к Основной
образовательной программе СОО МАОУ СОШ №16 с.Никольское
Рабочая программа учебного предмета
«Химия»
Уровень образования:
Стандарт:
Нормативный срок обучения:
Класс:
среднее общее образование
ГОС
2 года
10-11 классы
с. Никольское
.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
•
освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
•
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и
получении новых материалов;
•
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных;
•
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
•
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
Содержание учебного предмета
10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)
(1 ч в неделю на протяжении учебного года)
Введение
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.
Природные, искусственные и синтетические органические соединения/
Тема 1 Теория строения органических соединений
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в
органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2 Углеводороды и их природные источники
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед
другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение
алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора
перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение.
Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучук и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические
свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и
гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида.
Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола иагексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение,
галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацегилена. Отношение метана, этилена, ацетилена
и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией
дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом.
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.
Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2.
Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в
жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть
и продукты ее переработки».
Тема 3 Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная
группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола:
горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных
спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение
фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие
с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в
фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические
свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий
спирт. Применение формальдегида и аце-тальдегида на основе свойств.
Карбонов ые кислоты. Получение кар-боновых кислот окислением альдегидов. Химические
свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция
этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на
примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные э ф и р ы и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные
эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и
полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства
глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и
спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере
взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при
обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного
зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных
масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства
формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема 4 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление
основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипепти-ды.
Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и
третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план
строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в
хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с
бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение
птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол-этилен- этиленгликольэтиленгликолят меди (II); этанол- этаналь- этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений.
Тема 5 Биологически активные органические соединения
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности
функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы,
гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и
витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых
организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иат-рохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики
и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.
Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.
Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная
аптечка.
Тема 6 Искусственные и синтетические полимеры
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической
модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза),
их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и
поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.
Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен
и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.
11 КЛАСС (ОБЩАЯ ХИМИЯ)
(1 ч в неделю на протяжении учебного года в 11 классе
Тема 1 Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны.
Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек
атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных
элементов). Понятие об орбиталях. 8- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов
химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И.
Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и
номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с
использованием карточек.
Тема 2 Строение вещества
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная
ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорноакцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая
химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь.
Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и ре-актопласты, их представители и применение.
Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические),
их представители и применение.
Газообразное состояние вещее т-в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения
газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы
(кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ:
водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость
воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их
значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная
среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной
среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон
постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля
компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля
выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с
ионной кристаллической решеткрй: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого
льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс
(фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из
них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них.
Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные
алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы
накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения.
Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий,
аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание
его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4.
Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными
водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3 Химические реакции
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотроп-ные
видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора.
Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения,
замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические.
Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как
частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости
химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади
поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и
катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции.
Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения
химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах
производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация
веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли
с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый
гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени
окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях.
Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул кбутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия
растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и
взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой.
Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной
концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью
катализатора (оксида марганца (IV)) и ка-талазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры
необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и
натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного
раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной
кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных
металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата
меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8.
Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4 Вещества и их свойства
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия.
Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов.
Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом).
Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства
кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями,
спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические
свойства оснований:, взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение
нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей:
взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение.
Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и
аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы
железа (II) и (III). Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.
Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд
неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором,
железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных
металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия.
Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в
зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной
воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот.
Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной
кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид
натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых
продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной
кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых
оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с
коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических
материалов, содержащих некоторые соли.
Календарно-тематическое планирование предмета «Химия», 10 класс
№
п/п
Раздел программы
Тема урока
1
2
1
2
3
Элементы содержания.
Эксперимент
(Д- демонстрационный, Л –
лабораторный)
3
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Вид контроля
Дата
План
Факт
4
5
6
Введение (1ч)
Определение органической химии
Знать понятие: органическая
Предварительный. С.
как науки. Особенности
химия, природные,
12, № 4,5
органических веществ, их отличие от искусственные и синтетические
неорганических. Группы природных, органические соединения.
искусственных и синтетических
Понимать особенности,
соединений.
характеризующие органические
соединения.
1. Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии (5ч)
1.1. Теория
Основные положения ТХС
Знать основные положения ТХС
Текущий.
химического
Бутлерова. Валентность. Изомерия.
Бутлерова; понимать значение
Фронтальный опрос
строения
Значение теории химического
ТХС в современной химии. Знать по д/з. Для
органических
строения органических соединений
понятия: гомолог, гомологический закрепления устное
соединений А.М.
Бутлерова в современной
ряд, изомерия. Уметь составлять
и письменное
Бутлерова
органической и общей химии. Д:
структурные формулы изомеров
выполнение с. 21 №
Модели молекул органических
предложенных углеводородов, а
2,3,4,8
веществ. Коллекция органических
также находить изомеры среди
веществ
нескольких структурных формул
соединений.
Предмет
органической химии
1.2. Классификация
органических
соединений.
Классификация органических
соединений:
а) по строению углеродного скелета:
ациклические, карбоциклические, в
том числе арены;
б) по функциональным группам:
спирты, фенолы, эфиры, альдегиды,
кетоны, карбоновые кислоты, амины;
На основе первоначального
Текущий.
обзора основных классов
Самостоятельная
органических соединений, знать и работа по ДМ
понимать принципы
классификации по строению
углеродного скелета и
функциональным группам
в) полифункциональные:
аминокислоты, углеводы.
4
1.3. Основы
номенклатуры
органических
соединений
5
1.4. Реакции
органических
соединений.
6
Обобщение:»Теория
строения
органических
соединений».
7
2.1. Природные
источники
углеводородов.
Природный и
попутный нефтяные
газы. Нефть.
8
2.2. Алканы
Правила номенклатуры органических
соединений ИЮПАК. Определение
названий органических соединений
на основании их структурных
формул.
Основные типы реакций
органических соединений: реакции
присоединения, замещения,
отщепления, реакции изомеризации,
нитрования, полимеризации
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Строение и классификация
органических соединений. Реакция в
органической химии». Решение задач
и упражнений.
Уметь называть изучаемые
вещества по тривиальной
номенклатуре и номенклатуре
ИЮПАК
Текущий. Работа по
ДМ, с.5, работа 1, №
1,2.
Уметь определять
принадлежность реакции,
управление (схема) которой
предложено, к тому или иному
типу реакций в органической
химии
Текущий.
Фронтальный опрос,
работа по карточкам.
Уметь вычислять массовые доли
элементов в соединении по
предложенной формуле; по
массовым долям элементов
находить простейшие формулы
органических соединений.
2. Углеводороды (УВ) (8ч)
Природный и попутный газы, их
Знать основные компоненты
состав и использование. Нефть, ее
природного газа; важнейшие
физические свойства, способы
направления использования
разделения ее на составляющие,
нефти: в качестве
нефтяные фракции, термический и
энергетического сырья и основы
каталитический крекинг.
химического синтеза. Проводить
Д: Примеры УВ в разных агрегатных самостоятельный поиск
состояниях.
химической информации с
использованием различных
источников.
Гомологический ряд алканов:
Знать важнейшие химические
строение, номенклатура, изомерия,
понятия: гомологический ряд,
физические свойства. Получение
пространственное строение
Тематический.
Самостоятельная
работа по ДМ.
Текущий. С. 30, №
1,2,5, для устного
разбора, с.54-55, №
1,4, 10
Текущий.
Фронтальный и
индивидуальный
алканов. Химические свойства.
Применение алканов и их
производных. Д: Плавление
парафинов и их отношение к воде.
Л: Изготовление моделей молекул
алканов.
9
Алкены
Гомологический ряд алкенов:
строение, номенклатура, изомерия,
физические свойства. Получение
алкенов. Химические свойства.
Применение алкенов и их
производственных
Д: Получение этилена.
Л: Изготовление модели молекулы
пропена.
10
2.4.Алкадиены
Алкадиены, их строение,
номенклатура, изомерия, физические
свойства. Получение алкадиенов.
Основные научные исследования с.
В.Лебедева. Химические свойства.
Натуральный и синтетический
каучуки. Резина. Современная
химическая каучуковая
промышленность.
11
2.5. Алкины
Гомологический ряд алкинов:
строение, номенклатура, изомерия,
физические свойства. Получение
алкинов. Химические свойства.
Применение алкинов и их
производных.
алканов; правила составления
названий алканов, уметь называть
алканы по международной
номенклатуре, знать важнейшие
физические и химические
свойства метана как основного
представителя предельных
углеводородов.
Знать правила составления
названий алкенов, уметь назвать
алкены по международной
номенклатуре, знать важнейшие
физические и химическите
свойства этена как основного
представителя непредельных
углеводородов. Знать
качественные реакции на краткую
связь.
опрос, с. 30, № 7,12.
Гомологический ряд алкадиенов.
Знать правила составления
названий алкадиенов, уметь
называть алкадиены по
международной номенклатуре,
знать свойства каучука, области
его применения. Проводить
самостоятельный поиск
химической информации с
использованием различных
источников.
Знать правила составления
названий алкинов, уметь называть
по международной номенклатуре,
знать способы образования сигмаи пи- связей, важнейшие
физические и химические
Текущий.
Самостоятельная
работа, с. 42, упр.
2,4,и № 5. Работа по
ДМ
Текущий.
Самостоятельная
работа. Устно с.38,
№ 1,2,3
Тукущий.
Самостоятельная
работа. С.48, упр.
1,2,6. Работа по ДМ
12
2.6. Арены.
13
2.7. Обобщение
«Углеводороды».
14
2.8. Контрольная
работа № 1.
«Углеводороды».
15
3.1. Спирты.
Д: получение ацетилена.
Качественная реакция на кратную
связь.
Строение Аренов. Номенклатура,
изомерия, физические свойства
бензола и его гомологов. Получение
Аренов. Химические свойства.
Применение бензола и его гомологов.
Учебные модули:
Алканы
Алкены
Алкадиены
Алкины
Арены
Генетическая связь различных
классов ОС. Решение задач и
упражнений. Выполнение
упражнений.
«Углеводороды».
свойства этина как основного
представителя алкинов.
Знать важнейшие физические и
химические свойства бензола как
основного представителя Аренов.
Уметь выделять главное при
рассмотрении бензола в
сравнении с предельными и
непредельными углеводородами,
объяснять взаимное влияние
атомов в молекуле.
Уметь называть изучаемые
вещества по тривиальной
номенклатуре ИЮПАК. Уметь
составлять структурные формулы
орг. Соединений и их изомеров.
Знать важнейшие реакции метана,
этана, этилена, ацетилена,
бутадиена, бензола. Знать
основные способы их получения
и области их применения.
3. Кислородосодержащие органические соединения (10ч)
Спирты, их строение, классификация, Знать строение, гомологические
номенклатура, изомерия, (положение ряды спиртов различных типов,
гидроксильных групп, межклассовая, основы номенклатуры спиртов и
углеродного скелета), физические
типы изомерии у них. Н основе
свойства. Межмолекулярная
анализа строения молекул
водородная связь. Химические
спиртов уметь сравнивать и
свойства спиртов. Простые эфиры.
обобщать, характеризовать
Отдельные представители спиртов и свойства спиртов.
их значение. Получение и
Знать основные способы
применение спиртов.
получения и применения
Текущий.
Самостоятельная
работа. Работа по
ДМ.
Текущий. Работа по
ДМ.
Тематический.
Текущий. С. 85, № 14, с. 184
Л: Качественная реакция на
многоатомные спирты.
Строение молекулы фенола.
Причина, обуславливающая
характерные свойства молекулы
фенола. Классификация,
номенклатура, изомерия, физические
свойства фенолов. Химические
свойства. Получение и применение
фенолов. Качественная реакция на
фенол. Химическое загрязнение
окружающей среды и его
последствия.
важнейших представителей
класса спиртов.
Знать особенности строения
молекулы фенола и на основе
этого уметь предсказывать его
свойства.
Знать основные способы
получения и применения фенола.
Знать гомологические ряды и
основы номенклатуры
альдегидов; знать строение
карбонильной группы и на этой
основе усвоить отличие и
сходство альдегидов и кетонов.
Знать важнейшие свойства
основных представителей этих
классов, их значение в природе и
повседневной жизни человека.
Уметь составлять уравнения
реакций, цепи превращений,
решать задачи
Знать гомологические ряды и
основы номенклатуры
карбоновых кислот; знать
строение карбоксильной группы.
Знать общие свойства
карбоновых кислот, уметь
проводить сравнение со
свойствами минеральных кислот,
их значение в природе и
16
3.2. Фенол
17
3.3. Альдегиды.
Строение, номенклатура, изомерия,
физические свойства альдегидов.
Способы получения. Реакция
Кучерова. Отдельные представители
альдегидов и их значение.
Химические свойства альдегидов.
Л: Знакомство с физическими
свойствами. Качественная реакция на
формальдегид.
18
3.4. Обобщение:
»Спирты,фенолы,
альдегиды»
Карбоновые кислоты
Выполнение упражнений. Решение
задач. Составление цепей
превращений
Строение, номенклатура, изомерия,
физические свойства карбоновых
кислот. Карбоновые кислоты в
природе. Получение карбоновых
кислот. Химические свойства
карбоновых кислот. Отдельные
представители и их значение
19
Текущий.
Фронтальный и
индивидуальный
опросы. Устный
анализ заданий для
закрепления с. 91, №
1-3.
Текущий.
Самостоятельная
работа. Работа с ДМ.
Самостоятельная
работа.
Текущий.
Фронтальный опрос,
индивид. Работа по
карточкам, с. 102, №
1,3,5
20
3.6. Сложные эфиры.
Жиры.
Строение сложных эфиров. Сложные
эфиры в природе и технике. Состав,
классификация, свойства,
применение и получение жиров.
Понятие о мылах.
21
3.7. Углеводы.
Углеводы, их классификация и
значение. Свойства.
Полисахариды: крахмал и целлюлоза.
Реакции поликонденсации.
Л.Качественная реакция на крахмал.
Сахароза – важнейший дисахарид.
Биологическая роль углеводов.
22
3.8. Углеводы.
Моносахариды.
Монозы. Глюкоза и фруктозаважнейшие представители
моносахаридов. Строение молекулы
глюкозы. Химические свойства
глюкозы как бифункционального
соединения. Применение глюкозы.
Сахароза – важнейший дисахарид.
23
3.9. Обобщение:
«Кислородосодержа
щие органические
соединения».
Учебные модули: Спирты, Фенолы,
Альдегиды, Карбоновые кислоты,
Углеводы.
повседневной жизни человека.
Знать строение, получение,
свойства и использование в быту
сложных эфиров и жиров.
Текущий.
Самостоятельная
работа. По ДМ
Знать классификацию углеводов
по различным признакам;
химические свойства и уметь
объяснять их на основании
строения молекулы. Значение
углеводородов в природе и жизни
человека и всех живых
организмов на Земле. Знать
важнейшие свойства крахмала и
целлюлозы на основании
различий в строении. Пользуясь
приобретенными знаниями,
объяснять использование
углеводов в быту.
Знать особенности строения
глюкозы как альдегидоспирта.
Свойства и применение. Уметь
прогнозировать свойства веществ
на основе их строения.
Текущий,
индивидуальная
работа по
карточкам, с. 75, №
1-5
Знать важнейшие реакции
спиртов (в том числе
качественную реакцию на
многоатомные спирты), фенола,
альдегидов, карбоновых кислот,
глюкозы. Знать основные
способы их получения и области
Текущий. Работа по
ДМ.
Текущий.
Фронтальный опрос.
24
3.10. Контрольная
работа № 2
«Кислородосодержа
щие органические
соединения»
25
4.1. Амины. Анилин.
26
4.2. Аминокислоты
27
4.3. Белки.
28
4.4. Нуклеиновые
«Кислородосодержащие
органические соединения»
их применения. Определять
возможности протекания
химических превращений
4. Азотосодержащие органические соединения (7ч)
Амины, их классификация и
Знать классификацию, виды
значение. Строение молекулы
изомерии аминов и основы их
аминов. Физические и химические
номенклатуры. Уметь проводить
свойства аминов. Анилин –
сравнение свойств аминов и
важнейший представитель аминов.
аммиака. Знать основные способы
Применение аминов.
получения аминов и их
применение.
Строение, номенклатура, изомерия,
Знать классификацию, виды
классификация аминокислот,
изомерии аминокислот и основы
физические свойства и свойства,
номенклатуры. Опираясь о
обусловленные химической
химической двойственности
действительностью. Взаимодействие аминокислот, уметь
аминокислот с сильными кислотами
предсказывать их химические
свойства. Уметь объяснять
применение и биологическую
функцию аминокислот.
Понятие о белках: их строении,
Знать строение и важнейшие
химических и биологических
свойства белков; активно
свойствах. Л6 Качественные реакции использовать межпредметные
на белки.
связи с биологией, с валеологией,
уметь давать характеристику
белкам как важнейшим
составным частям пищи. Уметь
практически осуществлять
качественные цветные реакции на
белки.
Нуклеиновые кислоты- ВМС,
Знать составные части
Тематический.
Текущий. Работа по
ДМ.
Текущий.
Фронтальный опрос.
С. 128, № 7-9
Текущий.
Фронтальный опрос.
С. 128, № 7-9
Текущий.
кислоты
29
4.5. Обобщение:
«Азотосодержащие
органические
соединения»
30
4.6.Контрольная
работа № 3.
«Азотосодержащие
органические
соединения»
4.7. Практическая
работа № 1
«Идентификация
органических
соединений»
31
32
5.1. Ферменты
33
5.2. Витамины,
гормоны, лекарства,
минеральные воды.
являющиеся составной частью
клеточных ядер и цитоплазмы, их
огромное значение в
жизнедеятельности клеток. Состав
и строение ДНК и РНК, сходства и
различия. Уровни организации
структуры нуклеиновых кислот.
Принцип комплементарности.
«Генетический код».
Ключевые моменты тем: Амины.
Аминокислоты. Белку. Нуклеиновые
кислоты. Генетическая связь
различных классов ОС. Решение
задач и упражнений.
«Азотосодержащие органические
соединения»
Правила техники безопасности при
выполнении практической работы.
нуклеотидов ДНК и РНК, уметь
проводить сравнение этих
соединений, их биологических
функций. По известной
последовательности нуклеотидов
на одной цепи ДНК, уметь
определять последовательность
нуклеотидов на комплементарном
участке другой цепи.
Знать строение, классификации,
важнейшие свойства изученных
азотосодержащих соединений, их
биологические функции.
Знать основные правила техники
безопасности при работе в
химическом кабинете. Уметь
грамотно обращаться с
химической посудой и
лабораторным оборудованием.
Знать качественные реакции на
важнейших представителей
органич. соединений
5. Биологически активные вещества (2ч)
Понятие о ферментах как о
Уметь использовать полученные
биокатализаторах
знания для безопасного
применения лекарственных
веществ.
Витамины, гормоны и их важнейшие
представители. Лекарства.
Фронтальный
опрос.с. 136, № 1-5
Текущий.Фронтальн
ый опрос. Работа по
ДМ.
Тематический.
Текущий опрос по
правилам ТБ
Беседа. Фронт.
опрос.
Беседа. Фронт.
Опрос.
34
35
6. Искусственные и синтетические органические соединения (2ч)
Классификация ВМС. Важнейшие
Знать важнейшие вещества и
представители пластмасс, каучуков и материалы: искусственные
волокон.
пластмассы, каучуки и волокна.
6.1. Искусственные и
синтетические
органические
вещества.
6.2. Практическая
Правила техники безопасности при
работа № 2
выполнении данной работы.
«Распознавание
пластмасс и волокон»
Знать основные правила техники
безопасности при работе в
химическом кабинете. Уметь
грамотно обращаться с
химической посудой и
лабораторным оборудованием.
Знать наиболее широко
распространенные полимеры и их
свойства.
Текущий опрос по
правилам ТБ
Календарно – тематическое планирование предмета «Химия», 11 класс.
№ п/п
1
1
2
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
учащихся
2
3
4
Раздел I. Общая химия (19 ч)
Строение атома.
Ядро и электронная оболочка. Знать современные представления о
Электронная оболочка. Электроны, протоны и
строении атомов. Знать сущность
Особенности строения нейтроны. Основные правила
понятия «электронная орбиталь», формы
электронных оболочек заполнения электронами
орбиталей, взаимосвязь номера уровня и
переходных
энергических уровней.
энергии электрона.
элементов.
Электронная классификация
Уметь составлять электронные формулы
элементов.s-, р-, d-, fатомов.
семейства.
Вид контроля
Измерители
5
Текущий
Фронтальный опрос.
Для закрепления: с.
10, вопрос № 1,2,4
3
Периодический закон
и Периодическая
система химических
элементов
Периодический закон и
строение атома. Физический
смысл порядкового номера
элемента и современное
определение Периодического
закона. Причины изменения
металлических и
неметаллических свойств в
периодах и в группах.
Положение водорода в ПСХЭ
Знать смысл и значение Периодического
закона, горизонтальные и вертикальные
закономерности и их причины Уметь
давать характеристику элемента на
основании его положения в ПС
Текущий опрос. Для
закрепления работа
по ДМ
4
Химическая связь.
Ионная и ковалентная
Ионная химическая связь.
Ковалентная химическая связь
Знать классификацию типов химической Текущий для
связи и характеристики каждого из них
закрепления: с.56, №
Дата
План
Факт
6
связи
5
Металлическая и
водородная связи.
6
Вещества
молекулярного и
немолекулярного
строения. Типы
кристаллических
решеток.
Состав веществ.
Причины
многообразия веществ.
8
и ее классификация: полярная
и неполярная ковалентная
связь.
Металлическая и водородная
химические связи. Единая
природа химических связей.
3-4
Уметь характеризовать свойства
вещества по типу химической связи
Текущий. Работа по
ДМ
Кристаллические решетки
веществ с различными типами
химической связи.
Знать характеристики веществ
молекулярного и немолекулярного
строения. Уметь характеризовать
свойства вещества по типу
кристаллической решетки.
Тематический.
Самостоятельная
работа. Для
закрепления: с. 64,
№ 1-2
Химический состав веществ.
Причины многообразия
веществ: гомология, изомерия,
аллотропия.
Знать причины многообразия веществ.
Важнейшие функциональные группы.
Фронтальный опрос.
Чистые вещества и
смеси. Состав смесей.
Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей:
фильтрование, отстаивание,
выпаривание, хроматография
и др.
Знать закон п.с., способы разделения
смесей. Уметь вычислять массовую и
объемную долю компонента в смеси.
Фронтальный опрос,
работа с ДМ
9
Истинные растворы.
Способы выражения
концентрации
растворов.
Растворимость.
Знать физическую и химическую теории
Классификация веществ по
растворов. Уметь вычислять массовую
растворимости. Истинные
долю вещества в растворе.
растворы. Способы выражения
концентрации растворов.
Массовая доля растворенного
вещества.
Текущий опрос,
работа с ДМ
10
Дисперсные системы.
Определение и классификация
Текущий. Для
7
Знать определение и классификацию
Коллоиды (золи и
гели).
дисперсных систем. Истинные
и коллоидные растворы.
Значение коллоидных систем в
жизни человека.
дисперсных систем, понятия
«истинные» и «коллоидные» растворы.
Эффект Тиндаля.
закрепления: с.71, №
1-3.
11
Классификация
химических реакций в
органической и
неорганической
химии. Тепловой
эффект химической
реакции.
Классификация химический
реакций: по числу и составу
реагирующих веществ; по
изменению степеней
окисления элементов,
образующих вещества; по
тепловому эффекту; по
фазовому составу
реагирующих веществ; по
участию катализатора; по
направлению.
Знать, какие процессы называются
химическими реакциями, в чем их суть.
Уметь устанавливать принадлежность
конкретных реакций к различным типам
по различным признакам
классификации.
Для закрепления с.
116, упражнение
№ 1-3.
12
Электролитическая
диссоциация. Реакции
ионного обмена.
Электролиты и
неэлектролиты.
Электролитическая
диссоциация. Механизм
диссоциации веществ с
различным типом связи.
Сильные и слабые
электролиты. Основные
положения ТЭД.
Качественные реакции на
некоторые ионы. Методы
определения кислотности
среды.
Знать понятия «электролиты» и
«неэлектролиты», примеры сильных и
слабых электролитов. Роль воды в
химических реакциях. Знать сущность
механизма диссоциации. Знать
основные положения ТЭД.
Текущий. С. 156,
решение
упражнений.
Текущий. С. 156, №
7
13
14
Гидролиз
неорганических и
органических
соединений. Среда
Понятие «гидролиз».
Гидролиз органических
веществ. Биологическая роль
гидролиза в организме
Знать типы гидролиза солей и
органических соединений. Уметь
составлять уравнения гидролиза солей
(I-я ступень), определять характер
Текущий. С. 174175, решение
упражнений.
водных растворов.
Водородный
показатель.
15
Окислительновосстановительные
реакции.
16
Скорость химической
реакции.
17
Обратимость
химических реакций.
Химическое
равновесие и способы
его смещения.
18
Обобщение:»Общая
химия».
человека. Реакции гидролиза в
промышленности. Гидролиз
солей. Различные пути
протекания гидролиза солей в
зависимости от их состава.
Диссоциация воды.
Водородный показатель.
ОВР. Окисление и
восстановление. Окислители и
восстановители. Составление
уравнений ОВР методом
электронного баланса.
Скорость гомогенных и
гетерогенных реакций.
Энергия активации. Влияние
различных факторов на
скорость химической реакции:
природы и концентрации
реагирующих веществ,
площади соприкосновения
реагирующих веществ,
температуры катализаторов.
Обратимые и необратимые
химические реакции.
Химическое равновесие.
Условия смещения
химического равновесия.
Принцип Ле Шателье
Строение вещества,
химическая связь,
кристалические решетки.
Полимеры, истинные и
коллоидные растворы. Типы
химических реакций.
Скорость химических
среды.
Знать понятия «окислитель»,
«восстановитель», «окисление»,
«восстановление». Знать отличия ОВР
от реакций ионного обмена. Уметь
составлять уравнения ОВР методом эл.
Баланса.
Знать понятие «скорость химической
реакций. Знать факторы, влияющие на
скорость реакций. Понятие о
катализаторе и механизме его действия.
Ферменты – биокатализаторы.
Текущий. Работа по
ДМ.
Знать классификацию хим. реакций
(обратимые и необратимые), понятие
«химическое равновесие» и условия его
смещения.
Текущий. С. 147, №
4,5
Знать понятие «вещество», «химический
элемент». «атом», «молекула»,
«элекроотрицательность»,
«валентность», «степень окисления»,
«вещества молекулярного и
немолекулярного строения»,
классификация химических реакций.
Обобщающий.
Работа по ДМ. Для
закрепления: с. 140,
№ 1-4
реакций. Гидролиз
19
Контрольная работа
№1»Общая химия».
20
Классификация и
номенклатура
неорганических
соединений.
21
Металлы и их
свойства.
22
Общие способы
получения металлов.
Коррозия.
23
Неметаллы и их
свойства. Благородные
газы.
ТЭД. Уметь объяснять зависимость
свойств веществ от их состава и
строения, природу химической связи.
Раздел II. Неорганическая химия (15 ч)
Простые и сложные вещества. Знать важнейшие классы
Оксиды, их классификация;
неорганических соединений, уметь
гидроксиды (основания,
определять принадлежность веществ к
кислородосодержащие
различным классам неорганических
кислоты, атмосферные
соединений.
гидроксиды). Кислоты, их
классификация; основания, их
классификация; соли, их
классификация.
Положение металлов в ПС
Знать основные металлы, их общие
Д.И.Менделеева.
свойства. Уметь характеризовать
Металлическая связь. Общие
свойства металлов, опираясь на их
физические свойства
положение в ПС и строение атомов.
металлов. Химические
свойства металлов.
Взаимодействие с простыми и
сложными веществами
Основные способы получения Понимать суть металлургических
металлов. Электролиз.
процессов. Знать причины коррозии,
Коррозия: причины,
основные ее типы и способы защиты от
механизмы протекания,
коррозии.
способы предотвращения.
Положение неметаллов в ПС
Знать основные неметаллы, их свойства.
Д.И.Менделеева.
Уметь характеризовать свойства
Конфигурация внешнего
неметаллов, опираясь на положение в
электронного слоя
ПС Менделеева. Знать области
неметаллов. Простые вещества применения благородных газов.
неметаллы: строение,
физические свойства.
Важнейшие оксиды,
Тематический
Текущий.с. 190,
решение
упражнений.
Текущий опрос, инд.
Работы по карт.
Текущий. Задачи по
ДМ.
Текущий. С. 240241, Решение
упражнений.
24
Общая характеристика
галогенов.
25
Оксиды
26
Кислоты
27
Основания
28
Соли
29
Генетическая связь
между классами
соединений
соответствующие им
гидроскиды и водородные
соединения неметаллов.
Инертные газы.
Галогены: фтор, хлор, бром,
йод. Распространение в
природе, получение, свойства.
Сравнительная активность.
Поваренная соль, соляная
кислота.
Строение, номенклатура,
классификация и свойства
оксидов. Важнейшие
представители этого класса.
Строение, номенклатура,
классификация и свойства
кислот. Важнейшие
представители этого класса.
Строение, номенклатура,
классификация и свойства
оснований. Растворимые и
нерастворимые основания.
Важнейшие представители
класса.
Строение, номенклатура,
классификация и свойства
солей. Кислые, средние и
основные соли. Важнейшие
представители класса.
Понятия о генетической связи
и генетических рядах в
неорганической химии.
Генетические ряды металла и
неметалла. Генетические ряды
органических соединений.
Знать основные свойства галогенов,
области их использования. Знать
важнейшие соединения хлора
Текущий. Решение
упражнений
Знать состав, строение и классификацию Фронтальный опрос.
оксидов, их номенклатуру, уметь
характеризовать их свойства.
Знать классификацию, номенклатуру
кислот, уметь характеризовать их
свойства.
Текущий. Работа по
ДМ.
Знать классификацию номенклатуру
оснований, уметь характеризовать их
свойства.
Текущий. Работа по
ДМ.
Знать классификацию и номенклатуру
солей, уметь характеризовать их
свойства.
Текущий. Работа по
ДМ.
Знать важнейшие свойства изученных
классов неорганических соединений.
Текущий. С.262, №
1-4. Работа по ДМ.
30
Обобщение знаний о
неорганических
веществах.
31
Контрольная работа
№2 «Неорганическая
химия»
Практическая работа
№1< Получение,
собирание и
распознавание газов>.
32
33
34
Практическая работа
№2
< Решение
экспериментальных
задач на
идентификацию
органических и
неорганических
веществ.
Резервное время
Систематизация материала по
теме < Неорганические
вещества>. Отработка
теоретического материала в
рамках данной темы.
Знать основы классификации и
номенклатуры неорганических в- в.
Знать важнейшие свойства изученных
классов соединений. Уметь составлять
уравнения реакций ионном виде и ОВР.
Правила техники безопасности
при выполнении данной
работы. Способы получения и
собирания газов в
лаборатории. Распознавание
водорода, углекислого газа,
кислорода, аммиака.
Правила техники безопасности
при выполнении данной
работы. Качественные
реакции.
Знать основные правила ТБ. Знать
основные способы получения,
собирания и распознавания газов
( водород, кислород, аммиак,
углекислый) в лаборатории. Уметь
собирать прибор для получения газов в
лаборатории.
Знать основные правила ТБ,
качественные реакции на хлориды,
сульфаты, ацетатион и ион аммония.
Уметь определять по характерным
свойствам белки, глюкозу, глицерин.
Обобщающий.
Работа по ДМ.
Тематический.
Опрос по правилам
ТБ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая
связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость
химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества,
периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,
строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен,
ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
• называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической
связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических
соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным
классам органических соединений;
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической
системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов,
основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические
свойства изученных органических соединений;
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу
химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости
химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических
и органических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и
передачи химической информации и ее представления в различных формах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях
и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и
требованиям к его усвоению.
При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа
(например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные
свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т. п. или ученик не смог
применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида
какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести
оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения
реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а
также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный,
несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено
непонимание учащимся основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить
при наводящих вопросах учителя.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за
работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и
выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места
и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при
этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки с
веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная
ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил
техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по
требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил
техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию
учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при
этом
допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена
существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки
в плане решения, в подборе
химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным
способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом или допущено не более двух
несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и
две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать
требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за
четверть, полугодие, год.