16_Искусство_МХК_10-11

Приложение к Основной
образовательной программе СОО МАОУ СОШ №16 с.Никольское

Рабочая программа учебного предмета
«Искусство (МХК)»

Уровень образования:
Стандарт:
Нормативный срок обучения:
Класс:

среднее общее образование
ГОС
2 года
10-11 классы

с. Никольское

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего
образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей;
• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой
культуры;
• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных
особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной
культуре;
• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные
особенности, высказывать о них собственное суждение;
• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
• изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические
эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников
– творцов;
• формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и
направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической,
человеческой цивилизации;
• осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического
развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового
искусства;
• постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур
различных народов мира;
• Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной
культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
• знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания
художественного образа во всех его видах;
• интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание
целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
• помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями
искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовноценностные ориентиры;
• способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные
ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
• подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному
диалогу с произведением искусства;
• развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической
деятельности в конкретных видах искусства;
• создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с
произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
• Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисковоисследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной
деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия
произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации,
использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание
рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и
экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих
способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.
Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе
единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования
и воспитания.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей
системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного
искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает родство различных видов искусства,
объединённых ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчёркнуты
практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. Он
предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учётом
конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено
неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных
тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать
последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное
учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей
образовательной концепции программы. Максимальный объём тематических разворотов
(особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и
возможностью выбора.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства –
процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного
времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и
художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора в
основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая
художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом
уровне, 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века» 10
класс, Дрофа, М., 2007.
Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности»
11 класс, Дрофа, М., 2007.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве,
полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного
общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории,
формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в
исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой
художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а
восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет
более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле
отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества
предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и
выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей
национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с
мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные
исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах.
Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую
составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы
обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и
интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их
личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных
приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике
исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях
оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи,
стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны

характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура
рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству
оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Особое внимание обращается на конструирование содержания регионального модуля
«Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта
культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных
объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с
соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видиосъѐмка, запись
фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта, выставок и т.д.)
Курс мировой художественной культуры является завершающим в образовательной области
«Искусство»: систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных
учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках
изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление
о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в
жизни общества и каждого человека.
Содержание учебного предмета «Искусство (МХК)».
Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных
стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.
Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический
характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в
магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.
Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного
искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре,
канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные
инструменты.
Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и
изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в
Карли). Народный эпос.
Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и
изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура,
фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).
Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и
изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета,
Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). Древнегреческий театр и его творцы
(Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство.
Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры
зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный
портрет. Мозаики и фрески Помпей. Зрелищные искусства. Музыкальная культура.
Раннехристианское искусство.
Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство
Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.
Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную
культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и
шатровая модели храма. София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм
Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура
Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества.
Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. Шедевры Новгородской и ВладимироСуздальской школ живописи. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и
Дионисия. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев). Освоение западноевропейских
традиций.

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной
Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и
Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств
(базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал,
литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое
творчество трубадуров и миннезингеров).
Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе
Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец
Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и
книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского
храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии.
Индийский танец как синтез искусств.
Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры
зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган,
замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото,
комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра
(К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма,
японский театр Ноо и Кабуки).
Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства.
Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера
изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да
Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх,
П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр
Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.
Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Эстетика и главные темы искусства
барокко. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров
живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии
(П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная
культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель,
А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского).
Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).
Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего
классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин).
Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше).
Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.
«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Каза-кова. Архитектурный облик
Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин,
Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский).
Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр
крепостных актеров).
Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика
романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер.
Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз,
Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.
Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов,
И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.
Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевропейской реалистической
живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре
(Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).
Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники).
Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки»,
П.И.Чайковский. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С.Щепкин,
театр А.Н.Островского и А.П.Чехова).

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи
впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега,
П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов
(К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.
Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия
символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи
(М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро,
М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).
Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и
изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).
Основные стили и творческие направления искусства XX века (модернизм,
конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм,
авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Становление и
расцвет мирового кинематографа.
Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века.
Тематическое планирование (35 ч), 10 класс
Раздел учебника
1. Древние
цивилизации.
6 часов

2.Культура
античности.
6 часов

3. Средние века.
9 часов

4. Культура
Востока.
5 часа
5. Возрождение.
8 часов

6. Резервное время

Тема и количество часов на её изучение
Первые художники Земли. 1
Архитектура страны фараонов. 2
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 1
Художественная культура Древней Передней Азии. 1
Искусство доколумбовой Америки. 1
Культура античности. Эгейское искусство. 1
Золотой век Афин. 1
Выдающиеся скульпторы Древней Греции. 1
Архитектура Древнего Рима. 1
Изобразительное искусство Древнего Рима. 1
Театральное и музыкальное искусство античности. 1
Мир византийской культуры. 1
Архитектурный облик Древней Руси. 3
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. 2
Архитектура западноевропейского Средневековья. 2
Изобразительное искусство Средних веков. 1
Театральное искусство и музыка Средних веков. 1
Индия – «страна чудес». 1
Художественная культура Китая. 1
Искусство Страны восходящего солнца (Япония). 1
Художественная культура ислама. 1
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. 1
Золотой век Возрождения. 2
Возрождение в Венеции. 1
Северное Возрождение. 2
Музыка и театр эпохи Возрождения. 1
1 час.

Календарно-тематическое планирование уроков, 10 класс (35 ч )
№
1

Тема
Древние
цивилизации.
6 часов
Первые художники
Земли.
С.8 – 19

2

Архитектура страны
фараонов.
С. 20 – 25
С. 25 – 28

3

Изобразительное
искусство и музыка
Древнего Египта.
С. 28 - 41

4

Художественная
культура Древней
Передней Азии.
С. 41 - 51
Искусство
доколумбовой
Америки.
С. 52 - 61

5

Содержание материала
Роль мифа в культуре. Древние образы и
символы. Первобытная магия. Живопись
Альтамиры. Символика геометрического
орнамента в произведениях изобразительного
искусства. Зарождение архитектуры, её связь
с религиозными верованиями и
представлениями человека (Стоунхендж).
Театр, музыка и танец.
Мировое значение древнеегипетской
цивилизации. Пирамиды в Гизе как
выдающиеся памятники мирового зодчества
и одно из чудес света. Скальные гробницы и
храмы Среднего и Нового царств.
Архитектурные комплексы в Карнаке и
Луксоре.
Гигантизм и неизменность канона – примета
вечной жизни в изобразительном искусстве
(скульптурные памятники, рельефы, фрески –
по выбору). Музыкальное искусство
Древнего Египта.

Гл.1,
творческая
мастерская
зад.2 стр. 19

Особенности художественной культуры
Междуречья. Аскетизм и красочность
архитектурных ансамблей Вавилона.
Изобразительное искусство и музыка.
Оригинальный и самобытный характер
художественной культуры доколумбовой
Америки. Отражение мифологических
представлений майя и ацтеков в архитектуре
и рельефах (Паленке, Теночтитлан)

Гл.4,
творческая
мастерская
зад.1 стр.51
Гл.5,
творческая
мастерская
стр.60. Подг.
к семинару
«Древние
цивилизации

6

Семинарское занятие «Древние цивилизации»

7

Культура античности.
7 часов
Культура античности.
Эгейское искусство.
С. 64 – 69

8

Золотой век Афин.
С. 69 - 77

д/з

Гл.2,
подготовить
сообщения
(по выбору)
по темам
стр. 28
Гл.3,
вопросы и
задания 1-3
стр.40

Шедевры эгейской архитектуры.
Фрески Кносского дворца.
Вазопись стиля Камарес.
(Просмотр фильма)

Гл.6, подг.
сообщения
по темам
стр.69

Всемирно-историческое значение
культуры Древней Греции. Идеалы
красоты в ансамбле афинского
Акрополя, общественного и культурного
центра греческой цивилизации.
Парфенон – главное украшение
Акрополя.

Гл.7,
творческая
мастерская(з
адания по
выбору)
стр.77

Дата
план

факт

9

10

11

12

Выдающиеся
скульпторы Древней
Греции.
С. 77 – 85
Архитектура Древнего
Рима.
С. 86 - 94

Изобразительное
искусство Древнего
Рима.
С. 95 – 102
Театральное и
музыкальное искусство
античности.
С. 103 - 109

Гл.8,
вопросы и
задания
стр.85
Архитектурные символы римского
Гл.9, подг.
величия. Римский форум, центр деловой рефераты по
и общественной жизни «вечного города». темам стр.94
Пантеон – «храм всех богов». Колизей –
величественная зрелищная постройка
Древнего Рима.
Изобразительное искусство этрусков.
Гл.10,
Римский скульптурный портрет.
вопросы и
Фресковые и мозаичные композиции.
задания
стр.102
Рождение греческого театра (обобщение Гл.11,
ранее изученного).
творческая
мастерская
Особенности тетрализованного действа.
Музыкальное искусство Античности.
стр. 109.
Подг. к
ПОУ«Культ
ура
Античности
»

13

ПОУ «Культура Античности»

14

Средние века.
9 часов
Мир византийской
культуры.
С. 112 -123

15

Архитектурный облик
Древней Руси.
С. 123 - 137
С.134

16

Особенности
новгородской и
владимиро-суздальской
архитектуры.
С.127 - 130

17

Архитектура
Московского княжества
С.130 - 134

Значение культуры Византийской
империи. Следование античным
традициям, пролог к развитию
средневековой культуры. Собор Святой
Софии в Константинополе как
воплощение идеала божественного
мироздания в восточном христианстве.
Искусство мозаики и иконописи.
Древнерусский крестово-купольный тип
храма. Космическая, типографическая,
временная символика храма.
Архитектурный облик Киева – «матери
городов русский». Внешний облик и
внутреннее убранство собора Святой
Софии в Киеве.
Архитектура Великого Новгорода и её
характерные особенности. Храм Софии
Новгородской. Архитектура ВладимироСуздальского княжества. Внешний и
внутренний облик Успенского собора во
Владимире. Храм Покрова Богородицы
на реке Нерль.\
Следование традициям владимиросуздальских мастеров, обращение к
лучшим достижениям
западноевропейского зодчества.
Ансамбль Московского Кремля.
Успенский собор как его главное

Гл.12,
вопросы и
задания
стр.1
21

Гл.13, подг.
доклады по
темам
стр.137

Гл.13

Гл.13

18 Изобразительное
искусство и музыка
Древней Руси.
С. 138 - 151

19

Архитектура
западноевропейского
Средневековья.
С. 152 - 161

20

Изобразительное
искусство Средних
веков.
С. 162 - 169
Театральное искусство и
музыка Средних веков.
С. 169 – 179

21

22

украшение.
Икона и иконостас. Мозаики и фрески
Киевской Софии.
Особенности новгородской школы
живописи.
Творчество Феофана Грека.
Шедевры Андрея Рублёва и основные
вехи его творчества.
Музыкальная культура Древней Руси.
Монастырская базилика как средоточие
культурной жизни романской эпохи.
Готический собор как образ мира.
Региональные школы Западной Европы
(Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам
в Париже и в Кельне (по выбору).
Скульптура романского стиля и готики,
её теснейшая связь с архитектурой.
Искусство витража.
Понятие о литургической драме и
средневековом фарсе (по выбору).
Монодический склад средневековой
музыкальной культуры.

Семинарское занятие «Средние века»
Культура Востока.
5 часов

23

Индия – «страна чудес».
С. 182 - 194

24

Художественная
культура Китая.
С. 195 - 205

25

Искусство Страны
восходящего солнца
(Япония).
С. 206 - 215

Гл.14,
вопросы и
задания
стр.149

Гл.15,
творческая
мастерская
зад. 2
стр.161
Гл.16,
вопросы и
задания
стр.167-168
Гл.17,
вопросы и
задания
стр.179.
Подг. к
семинару
«Средние
века»

Самобытность и неповторимость
художественной культуры Индии.
Шедевры индийского зодчества. Ступа в
Санчи, её назначение и особенности
внешнего облика. Пещерные храмы
(чайтья в Кали) и храмКандарья
Махадевы в Кхаджурахо (по выбору).
Искусство живописи. Музыкальное и
театральное искусство Индии(обобщение
ранее изученного).
Значение и уникальный характер
китайской культуры.
Шедевры архитектуры. Воплощение
мифологических и религиознонравственных представлений Китая в
храме Неба в Пекине. Скульптура и
живопись Китая. Пекинская музыкальная
драма (обобщение ранее изученного).

Гл.18, подг.
сообщения
по темам
стр.194

Своеобразие и неповторимость искусства
Японии (обобщение ранее изученного).
Шедевры японской архитектуры.
Философия и мифология в садовопарковом искусстве.
Мастера японской гравюры. Театральное
искусство.

Гл.20,
творческая
мастерская(п
о выбору)
стр. 215

Гл.19,
вопросы и
задания
стр.204-205

26

Художественная
культура ислама.
С. 216 - 226

27

ПОУ «Культура Востока»

28

29

30

31

32

Гл.21,
творческая
мастерская
зад.1,4
стр.226.
Подг. к
ПОУ«Культ
ура
Востока»

Эстетика итальянского
Возрождения.воплощение идеалов
Ренессанса в архитектуре Флоренции.
Флорентийское чудо Ф. Брунеллески –
собор Санта-Мария дель Фьоре.
Скульптурные шедевры Донателло. В
мире образов С. Боттичелли (по выбору).
Судьба Леонардо да Винчи и основные
этапы его творческой деятельности.
Прославленные шедевры художника (по
выбору с обобщением ранее изученного).

Гл.22,
вопросы и
задания
стр.245

Скульптурные и живописные шедевры
художника.
Отражение в них глубоких философских
размышлений автора о смысле жизни и
смерти (обобщение ранее изученного).
Судьба художника, основные этапы его
Рафаэль – «первый среди творчества.
равных».
Рафаель – певец женской красоты
(обобщение ранее изученного).
Портретное творчество художника.
Возрождение в
Архитектурный облик Венеции.
Венеции.
Художественный мир Тициана и
основные вехи его творческой
биографии. Мифологическая и
библейская тематика (обобщение ранее
изученного).
Северное Возрождение. Гентский алтарь Яна Ван Эйка как
Живопись
обобщённый образ Вселенной, гармонии
нидерландских и
человека с жизнью природы.
немецких мастеров.
Мастерство Дюрера-гравера.
Музыка и театр эпохи
Музыкальная культура Возрождения.
Возрождения.
Роль полифонии в развитии светских и
культовых музыкальных жанров. Мир
человеческих чувств и сильных страстей
в театре Шекспира.

Гл.24,
вопросы и
задания
стр.277

Возрождение.
8 часов
28

Исторические корни и значение
искусства ислама. Шедевры
архитектуры. Мусульманский образ рая в
комплексе Регистана (древний
Самарканд).
Изобразительное искусство и литература
Арабского Востока.

Флоренция – колыбель
итальянского
Возрождения.
С. 232 - 245
Золотой век
Возрождения.
Художественный мир
Леонардо да Винчи.
С. 261 - 266
Золотой век
Возрождения.
Бунтующий гений
Микеланджело.
С. 267 - 272

33
34

ПОУ«Возрождение»

35

Резервное время

Заключительный урок.

Проведение семинарского занятия,
выполнение учебных и творческих
заданий (эссе, докладов, рефератов,
отзывов, сочинений, рецензий) и их
защита по изученной теме.

Гл.23,
вопросы и
задания
стр.260

Гл.25,
творческая
мастерская
стр.293
Гл.26, подг.
доклады по
темам стр.
311
Гл.27,
вопросы и
задания
стр.324.
Подг.

11 класс
Тематическое планирование (34 ч)
Раздел
1. Художественная
культура XVII –
XVIII вв.
13 часов

2. Художественная
культура XIX в.
9 часов.

3. Художественная
культура XX в.
12 часов.

Тема и количество часов на её изучение
Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. 2
Архитектура барокко. 1
Изобразительное искусство барокко. 1
Классицизм в архитектуре Западной Европы. 1
Шедевры классицизма в архитектуре России. 2
Изобразительное искусство классицизма и рококо. 1
Реалистическая живопись Голландии. 1
Русский портрет XVIII века. 1
Музыкальная культура барокко. 1
Композиторы Венской классической школы. 1
Театральное искусство XVII – XVIII вв. 1
Романтизм. 1
Изобразительное искусство романтизма. 1
Реализм – художественный стиль эпохи. 1
Изобразительное искусство реализма. 1
«Живописцы счастья» (художники импрессионизма). 1
Многообразие стилей зарубежной музыки. 1
Русская музыкальная культура. 1
Пути развития западноевропейского театра. 1
Русский драматический театр. 1
Искусство символизма. 1
Триумф модернизма. 1
Архитектура: от модерна до конструктивизма. 1
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. 1
Мастер русского авангарда. 1
Зарубежная музыка XX века. 1
Русская музыка XX столетия. 1
Зарубежный театр. 1
Русский театр XX в. 1
Становление и рассвет мирового кинематографа. 2
Обобщение по темам курса. 1

Календарно-тематическое планирование уроков МХК в 11 классе (34ч)
Урок

1

Тема

Содержание материала

1.
Х
удожественная
культура XVII – XVIII
вв.
13 часов
Стилевое ногообразие
искусства XVII –
XVIII вв.

Стили и художественные направления в
искусстве. Разграничение понятий
«стиль» и «историческая эпоха» в
искусстве.
Человек и новая картина мира.
Возникновение новых стилей и
Возрождение. От «трагического
гуманизма» Возрождения к барокко и
классицизму. Эстетика и главные темы
искусства барокко и классицизма.
Понятие о рококо. Реалистические
тенденции в развитии искусства XVII –
XVIII вв.
Взаимопроникновение и обогащение
художественных стилей.
Характерные черты архитектуры
барокко. Шедевры итальянского барокко.
Творчество Лоренцо Бернини.
Оформление площади перед собором
Святого Петра в Риме.
Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли
в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
«Дивное узорочье» московского барокко.
Скульптура и живопись барокко,
основная тематика и её художественное
воплощение.
П. П. Рубенс – «король живописи».
Судьба художника, основные этапы его
творческой биографии. Характерные
особенности живописной манеры.
Мифологические и библейские сюжеты и
образы в произведениях Рубенса (по
выбору, с обобщением ранее
изученного).
Идея величия и могущества империи,
нашедшая образное воплощение в
архитектурных сооружениях классицизма
и ампира. Характерные черты
архитектуры классицизма. Создание
нового типа грандиозного дворцового
ансамбля (ансамбли Парижа).
Прогулка по Версалю – зримому
воплощению парадно-официальной
архитектуры классицизма. Развитие
понятия о регулярных (французских)
парках (обобщение ранее изученного).
Архитектурные творения К. Рена. Собор
Святого Павла – главное творение
архитектора.

2

Архитектура барокко.
Гл. 3
С.27 - 37

3

Изобразительное
искусство барокко.
Гл.4
С.37 – 47

4.

Классицизм в
архитектуре Западной
Европы.
Гл. 5
С. 47 - 55

Д/З

Дата
план

факт

5

6.

7.

8.

9.

Шедевры классицизма
в архитектуре России.
Гл. 6
С.55 - 65

«Архитектурный театр» Москвы (В. И.
Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова,
дворцовый ансамбль в Царицыно –
лучшие творения В. И. Баженова (по
выбору).
Классический облик Москвы в
творчестве М. Ф. Казакова. Проект
здания Сената в Кремле, строгость и
простота внешнего облика «русского
Пантеона» (по выбору).
«Строгий, стройный вид» Петербурга.
Архитектурный облик Северной
Пальмиры и его блистательные зодчие
(по выбору). Архитектурные пригороды
Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати
коллегий Д Дрезини, Адмиралтейство А.
Д. Захарова, Казанский собор А. Н.
Воронихина (по выбору).
Изобразительное
От классицизма к академизму в
искусство
живописи. Пуссен как основоположник
классицизма и рококо. классицизма. Характерные черты его
Гл. 7
живописи. Мифологические,
С. 65 - 75
исторические, религиозные и пейзажные
темы его произведений (с обобщением
ранее изученного).
Творчество Ж. Л. Давида. Мастера
«галантного жанра» (рококо): А. Ватто,
Ф.Буше (по выбору).
Реалистическая
Многообразие жанров галландской
живопись Голландии. живописи и её знаменитые мастера.
Гл. 8
Творчество Рембранта – вершина
С. 75 - 90
реализма. Судьба художника, основные
вехи его творческой биографии.
Своеобразие художественной манеры,
богатство и разнообразие тематики
произведений. Мифологические и
библейские сюжеты и образы
(обобщение ранее изученного).
Рембрант – блестящий мастер
портретной живописи (по выбору).
Русский портрет
У истоков портретного искусства.
XVIII века.
Шедевры русских портретистов: Ф. С.
Гл. 9
Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л.
С. 90 - 102
Боровиковского.
Мастера скульптурного портрета: Б. К.
Растрелли, Ф. и. Шубин, М. И.
Козловский (по выбору, с обобщением
ранее изученного).
Музыкальная
Расцветгомофонно-гармоническогостиля
культура барокко.
в опере барокко. Создание оперных школ
Гл. 10
в Италии и их выдающиеся мастера.
С. 103 – 111
Высший расцвет свободной полифонии в
творчестве И. С. Баха. Многогранность и
разнообразие творческого наследия
композитора.

10.

11.

12

13.

Русская музыка барокко.
Композиторы
Музыка Венской классической школы –
Венской классической высшее выражение эстетики
школы.
классицизма. Формирование
Гл. 11
классических жанров и принципов
С. 112 – 122
симфонизма. Музыкальный мир В. А.
Моцарта. Судьба композитора и
основные этапы его творческой
биографии. Оперные шедевры Моцарта
(по выбору).
Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к
романтизму, его смелые эксперименты и
творческие поиски. Разнообразие
музыкального наследия композитора (по
выбору, с обобщением ранее
изученного).
Театральное
Западноевропейский театр барокко, его
искусство XVII –
особенности, цели и задачи.
XVIII вв.
Золотой век французского театра
классицизма, его основные драматурги и
Гл.12
С. 122 – 135
художественные принципы.
Мольер – создатель классической
комедии, бытописатель нравов
современного общества (обобщение
ранее изученного).
Пути развития русского драматического
театра (с обобщением ранее изученного).
ПОУ «Художественная культура XVII – XVIII вв.
2. Художественна
я культура XIX
в.
9 часов.
Романтизм.
Гл. 13
С. 138 - 145

14.

Изобразительное
искусство романтизма.
Гл. 14
С. 145 – 159

15.

Реализм –
художественный стиль
эпохи.
Гл. 15
С. 160 – 165

16.

Изобразительное
искусство реализма.
Гл.16
С. 165 – 182

Романтизм как художественный стиль
эпохи конца XVIII – начала XIX в.
«Путь к свободе через красоту»
(эстетика романтизма).
Национальное своеобразие романтизма
в искусстве различных стран (по
выбору). Значение романтизма для
дальнейшего развития мировой
художественной культуры.
Герой романтической эпохи в
творчестве Ф. Гойи, Э Делакруа, О. А.
Кипренского и К. П. Брюллова.
Пейзажная живопись. История глазами
романтиков.
«Правдивое воспроизведение типичных
характеров в типичных
обстоятельствах» (художественные
принципы реалистического искусства).
Реализм и романтизм, их связь и
отличие.
Интерес к жизни человека простого
сословия и бытовые картины жизни в
творчестве Г. Курбе, О. Домье,
художников – передвижников: И. Е.

17.

«Живописцы счастья»
(художники
импрессионизма).
Гл. 17
С.183 – 202

18.

Многообразие стилей
зарубежной музыки.
Гл. 18
С. 203 – 213

19.

20.

21.

22

Репина, В. И. Сурикова. Мастера
реалистического пейзажа. История и
реальность.
Художественные искания
импрессионистов. Пейзажи впечатления
К. Моне. Жизнь и Человек в
произведениях Э. Дега, О. Ренуара.
Постимпрессионизм В.ван Гога, П.
Сезанна, П. Гогена.

Западноевропейская музыка
романтизма.
Романтический идеал и его
отображение в музыке Р. Вагнера и Ф.
Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза (по
выбору).
Музыка импрессионизма. Творчество К.
Дебюсси и М. Равеля (по выбору).
Русская музыкальная
Русская музыка романтизма.
культура.
Зарождение русской классической
музыкальной школы. М. И. Глинка как
Гл. 19
основоположник русской музыкальной
С. 214 – 228
классики.
Композиторы «Могучей кучки»: М. А.
Балакирев, А. П. Бородин, М. П.
Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков
Рубенса (по выбору, с обобщением
ранее изученного).
Многообразие творческого наследия П.
И. Чайковского (с обобщением ранее
изученного).
Пути развития
«Порывы духа и страсти души» в театре
западноевропейского
романтизма. В. Гюго как теоретик и
театра.
реформатор театральной сцены.
Гл. 20
«Торжество правды и истины» в
С. 229 – 237
реалистическом театре. Э. Золя как
теоретик западноевропейского театра
реализма. Реализм и символизм в
национальном драматическом театре.
Русский драматический Русский театр романтизма и его
театр.
знаменитые актёры )П. С. Мочалов и В.
Гл. 21
А. Каратыгин).
С. 238 – 249
Русский реалистический театр и его
драматурги (по выбору, с обобщением
ранее изученного). М. С. Щепкин –
выдающийся актёр и реформатор
русской театральной сцены. «Русский
национальный театр» А. Н Островского.
Особенности театра А. П. Чехова
(обобщение ранее изученного).
Рождение МХТ.
ПОУ «Художественная культура XIX в»
3. Художественна
я культура XX

Художественные принципы символизма
и его известные мастера. Символ и

23.

24

в.
12 часов.
Искусство символизма.
Гл. 22
С. 252 – 266
Триумф модернизма.
Гл. 23
С. 267 – 282

25.

Архитектура: от
модерна до
конструктивизма.
Гл. 24
С. 282 – 298

26.

Стили и направления
зарубежного
изобразительного
искусства.
Гл. 25
С. 298 – 313
Мастер русского
авангарда.
Гл. 26
С. 314 – 326

27.

28.

Зарубежная музыка XX
века.
Гл. 27
С. 327 – 340

29.

Русская музыка XX
столетия.
Гл. 28
С. 341 – 355

30.

Зарубежный театр.
Гл.30
С. 357 – 367

аллегория в искусстве. Символ и миф в
живописи.
Символизм в творчестве М. А. Врубеля
и В. Э. Борисова – Мусатого.
Модерн – «последняя фаза искусства
прошлого века». Создание новых
художественных форм и образов,
выработка единого интернационального
стиля в искусстве. Особенности
модерна в различных видах искусства
(по выбору).
Идеи и принципы архитектуры начала
XX века.
Мастера и шедевры зарубежной
архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э.
Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер
(по выбору).
Архитектурные достижения России.
Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как
основа для формирования и развития
архитектуры конструктивизма.
Разнообразие художественных
направлений и стилей изобразительного
искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм
П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.
Абстракционизм В. Кандинского.
Супрематизм К. Малевича.
«Аналитическое искусство» П.
Филонова.
В. Татлин – основоположник
живописного конструктивизма.
Музыкальный мир XX века,
разнородность его стилей и
направлений. Новые принципы
организации музыки.
Мастер музыкальной классики.
Искусство джаза и его истоки. Рок –
музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера
(по выбору).
Традиции символизма и романтизм в в
творчестве А. Н. Скрябина.
Многообразие творческого наследия С.
В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского
(по выбору).
Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д.
Шостаковича и А. Г. Шнитке.
Основные пути развития зарубежного
театра. Интеллектуальный театр Б.
Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на
театральной сцене. Театр абсурда.
Эпический театр Б. Брехта. Творческие
эксперименты П. Брука. Зарубежный

31.

Русский театр XX в.
Гл. 30
С. 367 – 378

32

Становление и рассвет
мирового
кинематографа.
Гл. 31
С. 379 – 391

33

Становление и рассвет
мирового
кинематографа.
Гл. 31
С. 379 – 391

34.

театр последних лет.
К. С. Станиславский и В. И. Немирович
– Данченко как основоположники
русского театрального искусства.
Понятие о «системе Станиславского»
(обобщение ранее изученного).
Театральный авнгард В. Э Мейерхольда
и А. Я. Таирова (по выбору), с
обобщением ранее изученного).
Мастера современного отечественного
театра.
Рождение и первые шаги
кинематографа. Великий немой. Ч. С.
Чаплин – выдающийся комик мирового
экрана и его лучшие роли.

Рождение звукового кино.
Киноавангард XX века. Рождение
национального кинематографа..
шедевры отечественного кино, его
режиссёры и исполнители.
Заключительные уроки. Проведение семинарского занятия,
выпонение учебных и творческих
заданий (эссе, докладов, рефератов,
отзывов, сочинений, рецензий) и их
защита по изученной теме.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

Знать / понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.
•
•
•
•

характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и
направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной
культуры;
основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
•

•
•
•

сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с
определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой,
автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного
произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари,
справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•
•
•
•
•
•
•
•
•

выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной
деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении
приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
• устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
• оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
• осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках
различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных
видов искусств);

•
•
•
•
•

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления
творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры
личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного
искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Характеристика видов контроля качества знаний по МХК
При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение
учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения
(эссе). Необходимо учитывать и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах,
викторинах, фестивалях и др.
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно
накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу
педагога и учащихся.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
1. вводный;
2. промежуточный;
3. текущий;
4. тематический;
5. итоговый.
Методы контроля
1. письменный;
2. устный.
Формы контроля
1. тесты;
2. зачеты;
3. устный опрос;
4. самостоятельные работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
• область творчества;
• степень творчества;
• уровень самостоятельности;
• степень оригинальности;
• степень отличия от своих предыдущих работ.

Критерии оценивания по МХК

КРИТЕРИИ
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
2 (неуд.)
ОЦЕНИВАНИЯ
1. Организация ответа Удачное исполнение Исполнение структуры Отсутствие некоторых
Неумение
(введения,
правильной
ответа, но не всегда
элементов ответа;
сформулировать
основная
часть,
структуры ответа
удачное;
неудачное
вводную часть и
заключение)
(введение –
определение темы;
определение темы или
выводы; не может
основная часть –
в ходе изложения
ее определение после
определить даже с
заключение);
встречаются паузы,
наводящих вопросов;
помощью учителя,
определение темы;
неудачно
сбивчивый рассказ,
рассказ распадается
ораторское
построенные
незаконченные
на отдельные
искусство (умение
предложения,
предложения и фразы,
фрагменты или
говорить)
повторы слов
постоянная
фразы
необходимость в
помощи учителя
2.
Умение Выводы опираются на Некоторые важные
Упускаются важные
Большинство важных
анализировать и
основные факты и
факты упускаются,
факты и многие
фактов отсутствует,
делать выводы
являются
но выводы
выводы неправильны;
выводы не делаются;
обоснованными;
правильны; не
факты сопоставляются
факты не
грамотное
всегда факты
редко, многие из них
соответствуют
сопоставление
сопоставляются и
не относятся к
рассматриваемой
фактов, понимание
часть не относится
проблеме; ошибки в
проблеме, нет их
ключевой
к проблеме;
выделении ключевой
сопоставления;
проблемы и ее
ключевая проблема
проблемы; вопросы
неумение выделить
элементов;
выделяется, но не
неудачны или
ключевую проблему
способность
всегда понимается
задаются только с
(даже ошибочно);
задавать
глубоко; не все
помощью учителя;
неумение задать
разъясняющие
вопросы удачны; не
противоречия не
вопрос даже с
вопросы;
все противоречия
выделяются
помощью учителя;
понимание
выделяются
нет понимания
противоречий
противоречий
между идеями
3.
Иллюстрация Теоретические
Теоретические
Теоретические
Смешивается
своих мыслей
положения
положения не
положения и их
теоретический и
подкрепляются
всегда
фактическое
фактический
соответствующими
подкрепляются
подкрепление не
материал, между
фактами
соответствующими
соответствуют друг
ними нет
фактами
другу
соответствия
4.
Научная Отсутствуют
Встречаются ошибки в Ошибки в ряде ключевых Незнание фактов и
корректность
фактические
деталях или
фактов и почти во
деталей, неумение
(точность
в
ошибки; детали
некоторых фактах;
всех деталях; детали
анализировать
использовании
подразделяются на
детали не всегда
приводятся, но не
детали, даже если
фактического
значительные и
анализируется;
анализируются; факты
они подсказываются
материала)
незначительные,
факты отделяются
не всегда отделяются
учителем; факты и
идентифицируются
от мнений
от мнений, но
мнения смешиваются
как
учащийся понимает
и нет понимания их
правдоподобные,
разницу между ними
разницы
вымышленные,
спорные,
сомнительные;
факты отделяются
от мнений
5.Работа
с Выделяются все
Выделяются важные Нет разделения на
Неумение выделить
ключевыми
понятия и
понятия, но
важные и
понятия, нет
понятиями
определяются
некоторые другие
второстепенные
определений
наиболее важные;
упускаются;
понятия;
понятий; не могут
четко и полно
определяются
определяются, но не
описать или не
определяются,
четко, но не всегда
всегда четко и
понимают
правильное и
полно; правильное
правильно;
собственного
понятное описание
и доступное
описываются часто
описания
описание
неправильно или
непонятно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».