16_Физика_7-9_класс

Приложение к Основной
образовательной программе ООО МАОУ СОШ №16 с.Никольское

Рабочая программа учебного предмета
«Физика»
7-9 классы

Уровень образования:
основное общее образование
Стандарт:
ФГОС
Нормативный срок обучения: 3 года
Класс:
7-9 классы

с. Никольское

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного
предмета «Физика»
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1.
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
2.
убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры;
3.
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4.
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
5.
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
6.
формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе
являются:
1.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и
оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
2.
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей процессов или явлений;
3.
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
4.
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых информационных
технологий для решения познавательных задач;
5.
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
6.
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
7.
формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
• понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое
2

явление, физическая величина, единицы измерения;
• распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
• ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств
тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу
учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить
опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные
приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи
показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
• понимать роль эксперимента в получении научной информации;
• проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса
тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение,
сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать
оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величин.
• проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы
по результатам исследования;
• проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции,
вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной
точности измерений;
• анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
• понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
• сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
• самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
• воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
3

литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях
на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное
движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность
механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,
имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса
тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость
ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная
точка, инерциальная система отсчета;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры практического использования физических знаний о
4

механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых
источников энергии; экологических
последствий
исследования
космического
пространств;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования
частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые
явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема
тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи
(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение
энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии;
• различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых
и гидроэлектростанций;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
5

характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых
процессах) и ограниченность использования частных законов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
• составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей
(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
• использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале
и собирающей линзе.
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического
поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение.
• приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы
расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
6

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения
атома;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:
массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты:
закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели
атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр),
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;
понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
• указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки
суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно
звезд;

7

• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами
мира;
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;
малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба
при наблюдениях звездного неба;
• различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура)
соотносить цвет звезды с ее температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Содержание учебного предмета «Физика» , 7 класс
1. Введение (5 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел.
Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения
физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы.
Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯЛАБОРАТОРНАЯРАБОТА
1.

Определение цены деления измерительного прибора.

Демонстрации
- свободное падение тел;
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
- электрические искры
Внеурочная деятельность
- внесистемные величины ( проект)
- измерение времени между ударами пульса
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и
твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯЛАБОРАТОРНАЯРАБОТА
2.

Определение размеров малых тел.

Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Внеурочная деятельность
- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла
8

- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой,кусок
шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ
заметит время и откроет флакон, а вы отметите время,когда почувствуете запах.
Объяснить данное явление, измерив расстояние.
- выращивание кристаллов соли или сахара( проект).
3. Взаимодействия тел (21 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция.
Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность
вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой
тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух
сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения.
Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕЛАБОРАТОРНЫЕРАБОТЫ
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4 Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Внеурочная деятельность
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- определение массы воздуха в классе и дома,сравнение
- домашнее наблюдение невесомости
- сконструировать и изготовить дозатор жидкости
- сконструировать автоматическую поилку для кур
- определение плотности собственного тела
- написание инструкций к физическому оборудованию( бытовые весы, динамометр)
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями.
Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения
атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон
Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕЛАБОРАТОРНЫЕРАБОТЫ
9

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Демонстрации
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Внеурочная деятельность
- сконструировать и изготовить дозатор жидкости
- сконструировать автоматическую поилку для кур
5. Работа и мощность. Энергия (16 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия
равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент
полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕЛАБОРАТОРНЫЕРАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Внеурочная деятельность
- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект)
- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение( мини
проект)
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и
определить выигрыша в силе
Возможные экскурсии: строительные площадки. пожарная станция, диагностические
кабинеты поликлиники или больницы.
Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, Э.
Торичелли, Архимед.
Подготовка сообщений по заданной теме: Броуновское движение. Роль явления
диффузии в жизни растений и животных. Три состояния воды в природе. Закон
всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах. Пассажирские лайнеры.
Танкеры и сухогрузы. Промысловые суда. Военные корабли. Подводные лодки.
Ледоколы. Суда на воздушной подушке и подводных крыльях.
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни.Сила
трения и велосипед.Сила трения на кухне. Использование дирижаблей во время 1 и 2
Мировой войн и в наши дни. Перспектива использования или обреченность
10

(изготовление модели дирижабля).Изготовление автоматической поилки для птиц.
Проект - изготовление фонтана для школы.
Оборудование к лабораторным работам
Лабораторная работа № 1.
«Определение цены деления измерительного прибора»
Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.
Лабораторная работа № 2.
«Измерение размеров малых тел».
Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.
Лабораторная работа № 3.
«Измерение массы тела на рычажных весах».
Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.
Лабораторная работа № 4.
«Измерение объема тела».
Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.
Лабораторная работа № 5.
«Определение плотности твердого тела».
Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.
Лабораторная работа №6.
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.
Лабораторная работа №7.
«Выяснение зависимости силы трения от площади соприкосновения тел и
прижимающей силы»
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, набор грузов.
Лабораторная работа №8.
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и
насыщенным раствором соли в воде.
Лабораторная работа №9.
«Выяснение условия плавания тел в жидкости»
Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный
крючок, сухой песок, сухая тряпка.
Лабораторная работа №10.
«Выяснение условия равновесия рычага»
Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.
Лабораторная работа№11.
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.
Демонстрационное оборудование
Первоначальные сведения о строении вещества
1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.
2.Механическая модель броуновского движения.
3.Набор свинцовых цилиндров.
Взаимодействие тел.
1.Набор тележек.
2.Набор цилиндров.
3.Прибор для демонстрации видов деформации.
11

4.Пружинный и нитяной маятники.
5.Динамометр.
6.Набор брусков.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
1.Шар Паскаля.
2.Сообщающиеся сосуды.
3.Барометр-анероид.
4.Манометр.
Работа и мощность.
1.Набор брусков.
2.Динамометры.
3.Рычаг.
4.Набор блоков.
Содержание учебного предмета «Физика» , 8 класс
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача.
Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность
воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.
Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
- принцип действия термометра
- теплопроводность различных материалов
- конвекция в жидкостях и газах.
- теплопередача путем излучения
- явление испарения
- постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении
- понижение температуры кипения жидкости при понижении давления
- наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом
Эксперименты
- исследование изменения со временем температуры остывания воды
- изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
- измерение влажности воздуха
Внеурочная деятельность
- объяснить, что такое инфра, экзотермический, сублимация, аморфный, изотропия,
дисстилят. Перпетуум - мобиле?
- исследование изменения температуры воды, если в ней растворить соль
- исследование теплопроводности алюминиевой железной и латунной кастрюли
одинаковых размеров с одинаковым количеством воды на одинаковом огне за одно время.
Выяснить какая кастрюля обладает большей теплопроводностью.
- исследование и объяснение вращения и ускорения вращения бумажной змейки над
включенной эл. лампой. Объяснение данного явления.
- исследование двух кусочков льда, обернутых в белую и черную ткань под действием
включенной эл. лампочки.
- построение классификационной схемы, выделяя основанием деления способы
изменения внутренней энергии (мех. работа, хим. реакции, взаимодействие вещества с
электромагнитным полем, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение.
- исследовать термос и сделать чертеж, показывающий его устройство. Налить в термос
горячей воды и найти ее температуру. определить какое количество теплоты теряет
термос в час. Повторить то же с холодной водой и определить
12

какое количество теплоты термос приобретает в час. Сравнить и почему термос сохраняет
вещество холодным лучше, чем теплым?
- сделать наглядный прибор по обнаружению конвекционных потоков жидкости
- экспериментальным путем проверить какая вода быстрее замерзнет, горячая или
холодная? Построить график зависимости температуры от времени, измеряя через
одинаковые промежутки времени температуру воды, пока на поверхности одной из них
не появится лед.
- изготовление парафиновой игрушки, с использованием свечи и пластилина.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон
сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление.
Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для
участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля –
Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
- электризация тел
- два рода электрических зарядов
- устройство и действие электроскопа
- закон сохранения электрических зарядов
- проводники и изоляторы
- источники постоянного тока
- измерение силы тока амперметром
- измерение напряжения вольтметром
- реостат и магазин сопротивлений
- свойства полупроводников
Эксперименты
- объяснить, что это? (нуклон, аккумулятор, диэлектрик, потенциал, манганин.
- исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения
- изучение последовательного соединения проводников
- изучение параллельного соединения проводников
- регулирование силы тока реостатом
- измерение электрического сопротивления проводника
- измерение мощности электрического тока
Внеурочная деятельность
- изготовление простейшего электроскопа (Бутылка с пробкой, гвоздь длиной 10 – 15
см, тонкая бумага. В пробку вбить гвоздь так, чтобы он торчал из нее на 2 – 3 см. Шляпка
гвоздя будет «шариком» электроскопа. Полоску тонкой бумаги наколоть на заостренный
кончик гвоздя, это лепестки электроскопа.
- измерение КПД кипятильника
- изготовление из картофелины или яблока источника тока (взять любое это вещество и
воткнуть в него медную и цинковую пластинку. Подсоединить к этим пластинкам 1,5 В
лампочку.
- найти дома приборы, в которых можно наблюдать тепловое. Химическое и
электромагнитное действие эл. тока. Описать их.
- Изготовление электромагнита (намотать на гвоздь немного проволоки и подключить
эту проволоку к батарейке, проверить действие на мелких железных предметах)
- сравнить амперметр и вольтметр, используя знания, полученные из учебника и
инструкции к приборам, работу оформить в виде таблицы.
- работа с инструкцией к сетевому фильтру, заполняя таблицу по вопросам.
13

- заполнить таблицу по инструкциям домашних электроприборов.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле постоянного
тока. Действие магнитного поля на проводник с током
Электродвигатель постоянного тока
Демонстрации
- Опыт Эрстеда
- Магнитное поле тока
- Действие магнитного поля на проводник с током
- устройство электродвигателя
Лабораторная работа
- Изучение принципа действия электродвигателя
Внеурочная деятельность
- что такое дроссель, соленоид, ротор, статор,
- изучение магнитного поля полосового магнита, дугового магнита и катушки с током,
рисунки магнитного поля.
- изучение свойств постоянных магнитов(магнит, компас и разные вещества: резина,
проволока, гвозди, деревян. бруски и т.п.)
Световые явления
Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение
и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила
линзы. Оптические приборы. Дисперсия света
Демонстрации
- прямолинейное распространение света
- отражение света
- преломление света
- ход лучей в собирающей линзе
- ход лучей в рассеивающей линзе
- построение изображений с помощью линз
- Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
- Дисперсия белого света
- Получение белого света при сложении света разных цветов
Лабораторные работы
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
- Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Внеурочная деятельность
- обнаружение тени и полутени
- исследование: взять метровую палку и на улице измерить размер ее тени, затем
определить реальную высоту деревьев, домов, столбов, измеряя их тени. Полученные
данные оформить в виде таблицы.
- используя различные источники сделать в виде наглядных карточек оптические
иллюзии
- выяснить, что это? (диапозитив, камера – обскура, монокуляр, дуализм, квант,
рефракция, диоптрия)
Возможные экскурсии: ферма, строительные площадки, мельница, пожарная станция,
диагностические кабинеты поликлиники или больницы.
Подготовка сообщений по заданной теме: Единицы температуры, используемые в
других странах. Температурные шкалы. Учет и использование разных видов
теплопередачи в быту. Дизельный двигатель, свеча Яблочкова, лампа накаливания А.Н.
14

Лодыгина, лампа с угольной нитью Эдисона. Влияние солнечной активности на живую и
неживую природу. Полярные сияния. Магнитное поле планет Солнечной системы.
Полиморфизм.
Роберт Вуд – выдающейся ученый, человек и экспериментатор. Сергей Иванович Вавилов
и его вклад в историю развития учения о свете.
Возможные исследовательские проекты: Принцип симметрии Пьера Кюри и его роль в
кристаллографии. Исследование процесса кипения и замерзания пресной и соленой воды.
Исследование процесса плавления гипосульфита. Экологические проблемы «глобального
потепления». Экспериментальное исследование полного отражения света. Физика в
человеческом теле. Групповой проект «Физика в загадках»

Содержание учебного предмета «Физика» , 9 класс
Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (24 час)
1.1 Основы кинематики
Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь
и перемещение. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное
прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики
зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Ускорение – векторная
величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и
модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное
ускорение. Ускорение свободного падения.
Лабораторные работы: Исследование равноускоренного движения тела без начальной
скорости.
Демонстрации:
- Относительность движения.
- Прямолинейное и криволинейное движение.
- Спидометр
- Сложение перемещений.
- Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона)
- Определение ускорения при свободном падении.
1.2 Основы динамики
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета .
Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона.
Сложение сил. Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного
тяготения. Сила тяжести. Движение искусственных спутников. Расчет первой
космической скорости. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением
по вертикали. Невесомость и перегрузки. Сила трения.
Лабораторные работы:
Измерение ускорения свободного падения.
Демонстрации:
- Проявление инерции
- Сравнение масс
- Измерение сил
- Второй закон Ньютона
- Третий закон Ньютона
15

1.3. Законы сохранения в механике
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство
ракеты. Достижения в освоении космического пространства.
Демонстрации:
- Закон сохранения импульса
- Реактивное движение
- Модель ракеты
Раздел 2 Механические колебания и волны (9 час)
Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота,
фаза. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника.
Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.
Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечны и продольные волны. Длина
волны. Связь длины волны со скорость ее распространения и периодом (частотой)
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс.
Лабораторные работы:
- Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
математического маятника от его длины Демонстрации:
- Свободные колебания груза на нити и на пружине
- Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и
массы груза
- Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины
- Вынужденные колебания
- Применение маятника в часах
- Распространение поперечных и продольных волн
- Колеблющиеся тела как источник звука
- Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний
- Зависимость высоты тона от частоты колебаний
Раздел 3. Электромагнитное поле (16 час)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и
направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты.
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило
левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные
приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный
поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока.
Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы,
связанные
с
тепловыми
и
гидроэлектростанции.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
Электромагнитная природа света.
Лабораторные работы:
-Изучение явления электромагнитной индукции Демонстрации: - Обнаружение
магнитного поля проводника с током
- Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током
- Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного
сердечника
- Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле
- Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока
- Взаимодействие постоянных магнитов
Раздел 4 Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных
ядер (11 час)
16

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, и
гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения
атомных ядер. Протонно – нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные
реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных
реакциях Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Биологическое действие радиации. Дозиметрия.
Лабораторные работы:
-Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Раздел 5. Повторение и итоговое тестирование 8 час.

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»,
7 КЛАСС
№
1.

2.

Наименование
раздела, темы
урока

Физика и
физические
методы изучения
природы

1.Что изучает
физика.
Физические
явления.
2.Наблюдения,
опыты, измерения
3.Физические
величины.
Измерения
физических
величин.
4.Точность и
погрешности
измерений
Лабораторная
работа №1
«Определение
цены деления
измерительного
прибора»
5.Физика и
техника
Первоначальные
сведения
о
строении
вещества
Строение
вещества.
Молекулы.
Броуновское
движение

Кол.
часов
5ч

6ч

1

Лабораторная
работа№2
«Определение
размеров малых
тел»

1

Движение
молекул.
Взаимодействие
молекул.

2

Виды деятельности ученика
- Объясняет, описывает физические явления, отличает
физические явления от химических;
-проводит наблюдения физических явлений, анализирует и
классифицирует их, различает методы изучения физики
- Измеряет расстояния, промежутки времени, температуру;
- обрабатывает результаты измерений
- Определяет цену деления шкалы измерительного цилиндра;
- определяет объем жидкости с помощью измерительного
цилиндра;
- переводит значение физических величин в СИ
- Находит цену деления любого измерительного прибора,
представляет результаты измерения в виде таблиц;
- работает в группе;
- анализирует результаты, делает выводы
-Выделяет основные этапы развития физической науки и
называет имена выдающихся ученых
- определяет место физики как науки, делает выводы в
развитии физической науки и ее достижениях;
- составляет план презентации

- Объясняет опыты, подтверждающие молекулярное строение
вещества, броуновское движение
- схематически изображает молекулы воды и кислорода;
- определяет размер малых тел

- Измеряет размеры малых тел методом рядов, различает
способы измерения размеров малых тел;
- представляет результаты измерений в виде таблиц;
-выполняет исследовательский эксперимент по определению
размеров малых тел, делает выводы;
- работает в группе
- Объясняет явление диффузии и зависимость скорости ее
протекания от температуры тела;
- приводит примеры диффузии в окружающем мире;
- наблюдает процесс образования кристаллов;
18

3.

Агрегатные
состояния
вещества
Взаимодействие
тел
Механическое
движение.
Равномерное и
неравномерное
движение
Скорость.
Единицы

2
21 ч

-проводит и объясняет опыты по обнаружению сил взаимного
притяжения и отталкивания молекул;
-наблюдает и исследует явления смачивания и несмачивания
тел, объясняет данные явления на основании знаний о
взаимодействия молекул
Объясняет свойства газов, жидкостей и твердых тел
Приводят примеры проявления и применения свойств газов,
жидкостей и твердых тел в природе и технике

1

- Определяет траекторию движения тела;
- переводит основную единицу пути в км, мм, см;
- различает равномерное и неравномерное движение;
- доказывает относительность движения тела

1

- Рассчитывает скорость тела;
- выражает скорость в км/ч, м/с;
- анализирует таблицу скоростей движения некоторых тел;
- определяет среднюю скорость движения заводного
автомобиля
- Представляет результаты измерений и вычислений в виде
таблиц и графиков
-Приводит примеры проявления явления инерции в быту;
-объясняет явление инерции;
-проводит исследовательский эксперимент по изучению
явления инерции
-Описывает явление взаимодействия тел;
- объясняет опыты по взаимодействию тел и делает выводы
-Устанавливает зависимость изменения скорости движения тел
от его массы;
-работает с текстом учебника, выделяет главное,
систематизирует и обобщает полученные сведения
-Взвешивает тело на учебных весах и с их помощью
определяет массу тела;
-применяет и вырабатывает практические навыки работы с
приборами, работает в группе

Расчет пути и
времени движения
Инерция

1

Взаимодействие
тел
Масса тела.

1

Лабораторная
работа №3
«Измерение массы
тела на рычажных
весах»
Плотность
вещества
Расчет массы и
объема тела по его
плотности
Сила

1

Явление
тяготения.

1

Сила тяжести.

1

1

1

1
1

1

- Определяет плотность вещества;
-анализирует табличные данные
- Применяет полученные знания к решению задач, анализирует
результаты
- Графически, в масштабе изображает силу и точку ее
приложении;
-анализирует опыты по столкновению шаров, сжатию
упругого тела и делает выводы
-Приводит примеры проявления тяготения в окружающем
мире;
-работает с текстом учебника, систематизирует и обобщает
сведения о явлении тяготения, делает выводы
- Находит точку приложения и указывает направление силы
19

4.

Сила,
возникающая при
деформации.
Упругая
деформация. Закон
Гука.
Вес тела. Связь
между силой
тяжести и массой
Динамометр.

1

Графическое
изображение силы.
Сложение
сил,
действующих по
одной прямой.
Трение.
Сила
трения.
Трение
скольжения,
качения, покоя.
Подшипники.
Решение задач по
теме «Силы»
Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов
Давление.
Давление твердых
тел.
Давление газа.

1

тяжести;
-работает с текстом учебника, систематизирует и обобщает
сведения о явлении тяготения, делает выводы
- Приводит примеры видов деформации, объясняет причины
возникновения силы упругости

1

-Графически изображает силу упругости, показывает точку
приложения и направление ее действия

1

- Рассчитывает вес тела;
- определяет вес тела по формуле

1

- Градуирует пружину;
-получает шкалу с заданной ценой деления;
-измеряет силу с помощью силомера, медицинского
динамометра, работает в группе
- Графически изображает силу и точку ее приложения в
выбранном масштабе
- Экспериментально находит равнодействующую двух сил;
-анализирует результаты опытов и делает выводы;
-рассчитывает равнодействующую
-Измеряет силу трения;
-называет способы увеличения и уменьшения силы трения;
-Применяет знания о видах трения и способах его изменения
на практике

1

1
1

1

-Применяет знания из курса математики, географии, биологии
к решению задач

18ч

2

2

Закон Паскаля.

2

Давление
в
жидкости и газе.
Расчет давления
жидкости на дно и
стенки
сосуда.
Сообщающиеся
сосуды
Атмосферное

3

2

- Приводит примеры, показывающие зависимость
действующей силы от площади опоры;
-вычисляет давление по формуле;
-проводит исследовательский эксперимент по определению
зависимости давления от действующей силы и делает выводы
- Отличает газы по их свойствам от твердых тел и жидкости;
-анализирует результаты эксперимента по изучению давления
газа, делает выводы
-Объясняет причину передачи давления жидкостью или газом
во все стороны одинаково;
-анализирует опыт по передаче давления и объясняет его
результаты
-Выводит формулу для расчета давления жидкости на дно и
стенки сосуда;
- работает с текстом учебника и составляет план проведения
опытов

- Вычисляет массу воздуха;
20

давление.
Опыт
Торричелли.
Барометр-анероид.

5.

Изменение
атмосферного
давления
с
высотой.
Манометр. Насос.
Архимедова сила.
Условия плавания
тел.
Водный
транспорт.
Воздухоплавание.
Учебный
проект по теме
«Откуда
появляется
архимедова сила».
Решение задач
Работа и
мощность.
Энергия
Механическая
работа.
Работа
силы,
действующей по
направлению
движения тела.
Мощность.

Простые
механизмы.
Условия
равновесия
рычага.
Момент
силы. Равновесие
тела
с
закрепленной
осью
вращения.
Виды равновесия
«Золотое правило»
механики.
КПД
механизма.

2

3

2

-сравнивает атмосферное давление на различных высотах от
поверхности земли;
-объясняет влияние атмосферного давления на живые
организмы;
-применяет знания из курсов географии при объяснении
зависимости давления от высоты над уровнем моря,
математики для расчета давления
-Вычисляет атмосферное давление;
-объясняет измерение атмосферного давления с помощью
трубки Торричелли
- Доказывает, основываясь на основе Паскаля, существование
выталкивающей силы, действующей на тело;
-приводит примеры, подтверждающие существование
выталкивающей силы;
-выводит формулу для определения выталкивающей силы;
-анализирует опыты с ведерком Архимеда;
-объясняет причины плавания тел.

13 ч
2

1

3

3

-Вычисляет механическую работу;
-определяет условия, необходимые для совершения
механической работы

-Вычисляет мощность по известной работе;
-приводит примеры единиц мощности различных приборов и
технических устройств;
-выражает мощность в различных единицах;
-проводит исследование мощности, технических устройств,
делает выводы
- Применяет условия равновесия рычага в практических целях:
подъем и перемещение груза;
-определяет плечо силы;
-решает графические задачи

-Приводит примеры применения неподвижного и подвижного
блоков на практике;
-сравнивает действие подвижного и неподвижного блока;
-работает с текстом учебника;
21

Потенциальная
энергия поднятого
тела,
сжатой
пружины.
Кинетическая
энергия
движущегося тела.
Превращение
одного
вида
механической
энергии в другой.
Закон сохранения
полной
механической
энергии. Энергия
рек и ветра.
Обобщение
и
повторение

3

-анализирует опыты, делает выводы
- Приводит примеры тел, обладающих потенциальной,
кинетической энергией;
- работает с текстом учебника;
- приводит примеры: превращения энергии из одного вида в
другой; тел, обладающих одновременно и потенциальной и
кинетической энергией;
- участвует в обсуждении презентаций и докладов

7ч.

22

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»,
8 КЛАСС

Содержание курса Основные виды учебной деятельности учащихся
Тепловые явления Освоить о механических, тепловых явлениях; величинах,
характеризующих эти явления; законах, которым они
(11 ч)

Изменение
агрегатных
состояний
вещества (12ч)

подчиняются; методах научного познания природы и
формирование на этой основе представлений о физической
картине мир
Уметь описывать и объяснять физические явления:
теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение.
Описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать
простые измерительные приборы для изучения физических
явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости; применять полученные знания для
объяснения разнообразных природных явлений и процессов
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы .
Проиводить примеры практического использования физических
знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях
Решать задачи на применение изученных физических законов
Осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных
источников.
Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей, самостоятельности в приобретении
новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием
информационных технологий.
Применять для решения практических задач повседневной
жизни, для обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
Знать и понимать смысл явлений конденсация, кипение,
плавление, кристаллизация,влажность воздуха.
Уметь описывать и объяснять физические явления: испарение,
конденсацию, кипение, плавление
Описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать
простые измерительные приборы для изучения физических
явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости; применять полученные знания для
объяснения разнообразных природных явлений и процессов
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы .
Проиводить примеры практического использования физических
знаний о тепловых явлениях
Решать задачи на применение изученных физических законов
Осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных
23

источников.
Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей, самостоятельности в приобретении
новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием
информационных технологий.
Применять для решения практических задач повседневной
жизни, для обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
Использовать
физические
приборы
и
измерительные
инструменты для измерения физических величин, массы, силы,
давления, температуры, влажности воздуха.
Знать и понимать электрический заряд, сила электрического
Электрические
тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
явления (25 ч)
работа и мощность электрического тока, сохранения энергии в
тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для
участка электрической цепи, Джоуля-Ленца.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы .
Проиводить примеры практического использования физических
знаний о электромагнитных явлениях
Решать задачи на применение изученных физических законов
Освоить
электромагнитных
явлениях;
величинах,
характеризующих эти явления; законах, которым они
подчиняются
Осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных
источников.
Уметьописывать
и
объяснять
физические
явления:,
электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов,
взаимодействие магнитов.
Использовать
физические
приборы
и
измерительные
инструменты для измерения физических величин
расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,
температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения,
электрического сопротивления, работы и мощности
электрического тока.
Электромагнитные Знать и понимать смысл понятий взаимодействие, магнитное
поле.
явления (6 ч)
Проиводить примеры практического использования физических
знаний о электромагнитных и квантовых явлениях
Решать задачи на применение изученных физических законов
Осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных
источников.

24

Световые явления Знать и понимать смысл понятий свет, линза, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы
(9 часов)

Повторение (7 ч)

Представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:
угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла
падения света.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы .
Проиводить примеры практического использования физических
знаний о квантовых явлениях
Решать задачи на применение изученных физических законов
Осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных
источников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»,
9 КЛАСС

1.Законы взаимодействия и движения тел.

24(17)

№1№2

2.Механические колебания и волны.

9

№3

3.Электромагнитное поле.

16

№4

4.Строение атома и атомного ядра.

11(7)

№5

Обобщающее повторение – 8 часов

8(4)

№6

№5

68

10

5

Итого: 5 тем

№1
№4

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».