16_Музыка_5-8_кл

Приложение к Основной
образовательной программе ООО МАОУ СОШ №16 с.Никольское

Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
5-8 классы

Уровень образования:
Стандарт:
Нормативный срок обучения:
Класс:

основное общее образование
ФГОС
4 года
5-8 классы

с. Никольское

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Музыка»
Выпускник научится:
• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
• анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
• определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических,
романтических, эпических);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
• различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
• различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
• производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
• понимать основной принцип построения и развития музыки;
• анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
• понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
• определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
• понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
• распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
• узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
• различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
• называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
• узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
• определять тембры музыкальных инструментов;
• называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
• определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
• определять характерные особенности музыкального языка;

• эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
• анализировать
произведения
выдающихся
композиторов
прошлого
и
современности;
• анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
• определять характерные признаки современной популярной музыки;
• называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
• анализировать творчество исполнителей авторской песни;
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
• находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
• понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
• называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
• определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
• владеть навыками вокально-хорового музицирования;
• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
• проявлять творческую
инициативу,
участвуя
в
музыкально-эстетической
деятельности;
• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
• приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
• применять
современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
• понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
• понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
• распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской церковной
музыки;
• различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл,
сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
• активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета Музыка»
5 класс
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими
содержательными линиями: «Музыка и другие виды искусства», «Музыкальный образ и
музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом
музыки в начальной школе
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и
«Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно,
так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в
содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
“Музыка и другие виды искусства”
“Музыка и литература”
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это,
прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера.
Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а
также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные
мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных
произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из
действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или
легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и
зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности
каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры
инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино,
на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и
выразительных средств музыки и литературы.
“Музыка и изобразительное искусство”
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее
ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет,
мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»),
народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный
(живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в
своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного
содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с
изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные
характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в
изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в
музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в
искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая
мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты
Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия, 6 класс
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их
характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические,
романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник
непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и
трехчастные, вариации, рондо, Сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства
содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на
примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—
XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и
русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные
стили, жанры и характерные черты, специфика национал мили школ).

7 класс
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры парода. Музыкальный
фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов.
Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты,
основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие
(импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская
песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл,
диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор;
аккомпанемент, a capella Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас.
Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные,
современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных
инструментов, эстрадно-джазовый.
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт,
кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное
пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал,
токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя музыкальных
произведений.
Использование различных форм музицирования
содержания музыкальных образов.

и творческих заданий в освоении

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на
основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение
литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образпейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия,
баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная

симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов:
мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (17ч)
Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество
сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения
разного эмоционально- образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни
человека, многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни
разных народов определённой эпохи.
Танец. Разнообразие танцев разных времён и народов( ритуальные, обрядовые, бальные,
салонные идр.) .Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической
музыке.
Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров ( опера, балет,
соната, сюита и др.) Жанры маршевой музыки ( военный\, сказочно-фантастический , траурный,
праздничный, церемонный и др.)
Раздел 2. Музыкальный стиль камерной эпохи (18 ч)
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и
настоящего. Стиль как своебразие, присущее музыке определённого исторического периода,
национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое
миросозерцание. Обобщение взаимодействий музыки с другими видами искусства( литература,
изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип
взаимодействия формы и содержания.
Стили и направления современной популярной музыки( рэп, эстрада, авторская песня. фолкрок, джаз, и др.). Известные композиторы и исполнители- интерпретаторы.
Тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» (16 часов).

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Родство музыки и литературы. Сюжеты, темы, образы.

1

2

Вокальная музыка

3

3

Фольклор в музыке русских композиторов.

2

4

3

5

Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Вторая жизнь песни

6

Всю жизнь мою несу Родину в душе

1

7

Путешествие в музыкальный театр опера, балет, мюзикл.

3

8

Музыка в кино, театре, телевидении

1

2

16
2. «Музыка и изобразительное искусство» (19 часов)
№п\п
9

Тема
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством.

Кол-во часов
1

10

Темы, сюжеты, образы в разных видах искусства.

3

11

Звать через прошлое к настоящему

2

12

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

2

13

Характеры и портреты в музыке и изобразительном искусстве.

1

14

Волшебная палочка дирижера.

1

15

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

16

Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. 2

17

Импрессионизм в музыке и живописи.

2

18

О подвигах, о доблести, о славе.

1

19

Творческая мастерская композитора, художника, писателя.

2

Урок обобщения

1
19

Тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 6 класс
I раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
№
п\п

Тема

Кол-во
часов

2

Удивительный мир музыкальных образов.
Многообразие вокального жанра

2

3

Портрет в музыке и живописи

3

4

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

1

5

Многообразие жанров вокальной музыки

2

6

Народное искусство Древней Руси

1

7

3

8

Образы русской духовной музыки
Полифония и гармония

9

Образы скорби и печали

1

10

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

11

Джаз – искусство 20 века

1

1

1

1

«Мир образов камерной и симфонической музыки».(18ч)
12

Вечные темы искусства и жизни.

1

13

Образы камерной музыки

2

14

Инструментальная музыка

2

15

Образы симфонической музыки.

4

16

Программная музыка и ее жанры

2

17

Мир музыкального театра

3

18

Образы киномузыки

2

19

Мир образов камерной и симфонической музыки. Исследовательский
проект

1

Урок обобщения

1
35

Тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 7 класс
№
п/п
1
2
3

Тема
Стиль, как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности
композитора: Россия—Запад.
В музыкальном театре. Опера: увертюра, ария, речитатив. Ансамбль, хор,
сцена..
В музыкальном театре. Балет: сольные и массовые танцы, музыкальнохореографические сцены

Кол-во
часов
1
8
4

4

Героическая тема в русской музыке

1

5

Сюжеты и образы духовной музыки

2

6
7

Рок-опера
Музыка в драматическом спектакле

1
1
18

8

Музыкальная драматургия

2

9

Камерная музыка

3

10

Соната. Сонатная форма.

2

11

Симфоническая музыка

5

12

Инструментальный концерт

2

13

Музыка народов мира

1

14

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

1

15

Урок обобщения

1
17

Тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 8 класс
I раздел: Жанровое разнообразие музыки (16ч)
№
п\п

Тема

Кол-во
часов

2

Основные виды музыкального искусства
Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости

2

3

Песня, как самый демократический жанр музыкального искусства.

2

4

2

5

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох
Кристаллизация интонаций песни

3

6

Танец и его значение в жизни человека

3

7

Интонации и ритмы марша, потупи, движения как символы определенных
жизненных ситуаций

2

II раздел: Музыкальный стиль—камертон эпохи (18ч)

16

1

2

19

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве
прошлого и настоящего
Исполнительский стиль

10

Творчество отдельных композиторов

3

11

Направления современной популярной музыки

7

12

Обобщающий урок

1

8

4
3

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».