16_Литература_5-9_кл

Приложение к Основной
образовательной программе ООО МАОУ СОШ №16 с.Никольское

Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
5-9 классы

Уровень образования:
основное общее образование
Стандарт:
ФГОС
Нормативный срок обучения: 5 лет
Класс:
5-9 классы

с. Никольское

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся
на территории современной России); гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира. Формирование основ правосознания для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,
процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
2

социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя
в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты

Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. В основной школе будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе
досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
При изучении предмета обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
3

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность
развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных
решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
4

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа
изменений
ситуации
для
получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
5

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности),
эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной
и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
6

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
7

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
8

13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и
сервисов) для
решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета
«Литература» являются:
•
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
•
понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
•
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений
российской и мировой культуры;
•
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
•
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
•
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные
умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе
основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в
этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
• определять тему и основную мысль произведения (5-6 кл.);
• владеть различными видами пересказа (5-6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6-7 кл.);
• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5-6
кл.); оценивать систему персонажей (6-7 кл.);
9

• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5-7 кл.); выявлять
особенности языка и стиля писателя (7-9 кл.);
• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5-9 кл.);
• объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и
эстетической проблематики произведений (7-9 кл.);
• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними (5-7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные
произведения разных жанров (8-9 кл.);
• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе -на своем
уровне);
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в
каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах)
как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы
(в каждом классе - на своем уровне); вести учебные дискуссии (7-9 кл.);
•
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения,
эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую
тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
•
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (59 класс);
• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5-9 кл.);
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (5-9 кл.) (в каждом классе - на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать,
что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных
обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать
несколько основных уровней сформированности читательской культуры
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературнохудожественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой
«первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе
буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит
с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для
формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не
является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить
содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно)
типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное
отношение к событиям и героям - качества последних только называются/перечисляются;
способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов
содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по
10

заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов
и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
• выразительно прочтите следующий фрагмент;
• определите, какие события в произведении являются центральными;
• определите, где и когда происходят описываемые события;
• опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте
героя;
слова
места;
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас
• ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
• определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся
детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что
обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения
авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока
отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным,
появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане
отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и
объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на
вопрос «Как устроен текст?» умеет выделять крупные единицы произведения, пытается
определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и
идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение
аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов
текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение
функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на
основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе
стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или
поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
• выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся
детали и т. п.;
• покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его
автора;
•
покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты
реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
• проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без
него);
• сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и
между разными произведениями);
• определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
• дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется
поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими
при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции,
признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике,
проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное
целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем
11

авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать
художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?)
произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое
построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике,
проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование
художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его
целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого;
создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию,
рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
• выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся
детали и т. п.
• определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
• определите позицию автора и способы ее выражения;
• проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
• объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
• озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет
заглавия);
• напишите сочинение-интерпретацию;
• напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе
«распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным
языком и специфическими художественными средствами1).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется
в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников,
обучающихся в 5-6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного
образования учеников 7-8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура
учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь
в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению,
а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням
читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных
испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся
основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер
соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем
достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько
качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику,
проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие
именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и
выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень
(работает в «зоне ближайшего развития»).
Обязательное содержание учебного предмета
«Литература»
(5 – 9 классы)
«Слово о полку
Игореве» (к. XII в.)
(8-9 кл.)

Русская литература
Древнерусская литература–
1-2 Русский
фольклор:
произведения на выбор, например: сказки, былины, загадки,
«Поучение»
Владимира
Мономаха, пословицы,
поговорки,
12

Д.И. Фонвизин
«Недоросль» (1778 –
1782) (8-9 кл.)

«Повесть о разорении Рязани Батыем», песня
и
др.
(10
«Житие
Сергия
Радонежского», произведений
разных
«Домострой», «Повесть о Петре и жанров, 5-7 кл.)
Февронии Муромских», «Повесть о
Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»,
«Житие протопопа Аввакума, им
самим написанное» и др.) (6-8 кл.)
М.В.Ломоносов – 1 стихотворение по
выбору, например: «Стихи, сочиненные
на дороге в Петергоф…» (1761),
«Вечернее размышление о Божием
Величии при случае великого северного
сияния»
(1743),
«Ода
на
день
восшествия на Всероссийский престол
Ея
Величества
Государыни
Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года» и др.(8-9 кл.)

Г.Р.Державин – 1-2 стихотворения по
выбору, например: «Фелица» (1782),
«Осень во время осады Очакова» (1788),
«Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794),
«Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)
И.А. Крылов – 3 басни по выбору,
например: «Слон и Моська» (1808),
«Квартет» (1811), «Осел и Соловей»
(1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814),
«Свинья под дубом» (не позднее 1823) и
др. (5-6 кл.)
А.С. Грибоедов «Горе от В.А. Жуковский - 1-2 баллады по
ума» (1821 – 1824)
выбору, например: «Светлана» (1812),
(9 кл.)
«Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по
выбору, например: «Невыразимое»
(1819), «Море» (1822) и др. (7-9 кл.)
А.С. Пушкин «Евгений
А.С. Пушкин - 10 стихотворений
Онегин» (1823 —1831)(9 различной тематики, представляющих
кл.), «Дубровский»
разные периоды творчества – по
(1832 — 1833) (6-7 кл),
выбору, входят в программу каждого
«Капитанская дочка»
класса, например: «Воспоминания в
(1832 —1836)
Царском Селе» (1814), «Вольность»
(7-8 кл.).
(1817), «Деревня» (181), «Редеет
Стихотворения: «К
облаков
летучая
гряда»
(1820),
Чаадаеву» («Любви,
«Погасло дневное светило…» (1820),
надежды, тихой
«Свободы
сеятель
пустынный…»
славы…») (1818),
(1823), «К морю» (1824), «19 октября»
«Песнь о вещем Олеге»
(«Роняет лес багряный свой убор…»)
Н.М. Карамзин «Бедная
Лиза» (1792)
(8-9 кл.)

13

Поэзия
пушкинской
эпохи,
например:
К.Н.Батюшков,
А.А.Дельвиг,
Н.М.Языков,
Е.А.Баратынский
(2-3
стихотворения
по
выбору, 5-9 кл.)

(1822), «К***» («Я
помню чудное
мгновенье…») (1825),
«Зимний вечер» (1825),
«Пророк» (1826), «Во
глубине сибирских
руд…» (1827), «Я вас
любил: любовь еще,
быть может…» (1829),
«Зимнее утро» (1829),
«Я памятник себе
воздвиг
нерукотворный…»
(1836) (5-9 кл.)

М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени» (1838
—
1840).
(9
кл.)
Стихотворения:
«Парус» (1832), «Смерть
Поэта»
(1837),
«Бородино»
(1837),
«Узник» (1837), «Тучи»
(1840), «Утес» (1841),
«Выхожу один я на
дорогу...» (1841). (5-9
кл.)

(1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И.
Пущину»
(1826),
«Няне»
(1826),
«Стансы («В надежде славы и
добра…») (1826), «Арион» (1827),
«Цветок» (1828), «Не пой, красавица,
при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На
холмах Грузии лежит ночная мгла…»
(1829), «Брожу ли я вдоль улиц
шумных…» (1829), «Кавказ» (1829),
«Монастырь на Казбеке» (1829),
«Обвал» (1829), «Поэту» (1830),
«Бесы» (1830), «В начале жизни школу
помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем
чаще празднует лицей…» (1831), «Пир
Петра Первого» (1835), «Туча» (1835),
«Была пора: наш праздник молодой…»
(1836) и др. (5-9 кл.)
«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по
выбору,
например:
«Моцарт
и
Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)
«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по
выбору,
например:
«Станционный
смотритель», «Метель», «Выстрел» и
др. (7-8 кл.)
Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан
и Людмила» (1818—1820), «Кавказский
пленник» (1820 – 1821), «Цыганы»
(1824), «Полтава» (1828), «Медный
всадник» (1833) (Вступление) и др. (7-9
кл.)
Сказки – 1 по выбору, например:
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» и др. (5 кл.)
М.Ю.Лермонтов - 10 стихотворений по
выбору, входят в программу каждого
класса, например: «Ангел» (1831),
«Дума» (1838), «Три пальмы» (1838),
«Молитва»
(«В
минуту
жизни
трудную…») (1839), «И скучно и
грустно» (1840), «Молитва» («Я,
Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
(1840), «Когда волнуется желтеющая
нива…» (1840), «Из Гёте («Горные
вершины…») (1840), «Нет, не тебя так
пылко я люблю…» (1841), «Родина»
(1841), «Пророк» (1841), «Как часто,
14

Литературные
сказки
XIX-ХХ века, например:
А.Погорельский,
В.Ф.Одоевский,
С.Г.Писахов,
Б.В.Шергин,
А.М.Ремизов,
Ю.К.Олеша, Е.В.Клюев
и др. (1 сказка на выбор,
5 кл.)

Н.В.Гоголь
«Ревизор»
(1835)
(7-8 кл.),
«Мертвые души» (1835
– 1841) (9-10 кл.)

Ф.И.
Тютчев
–
Стихотворения:
«Весенняя
гроза»
(«Люблю грозу в начале
мая…») (1828, нач. 1850х), «Silentium!» (Молчи,
скрывайся
и
таи…)
(1829,
нач.
1830-х),
«Умом
Россию
не
понять…» (1866).
(5-8 кл.)

пестрою толпою окружен...» (1841),
«Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)
Поэмы 1-2 по выбору, например: «Песня
про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника
и
удалого
купца
Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и
др.(8-9 кл.)
Н.В.Гоголь Повести – 5 из разных
циклов, на выбор, входят в программу
каждого класса, например:«Ночь перед
Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть
о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном
Никифоровичем»
(1834),
«Невский проспект» (1833 – 1834),
«Тарас Бульба» (1835), «Старосветские
помещики» (1835), «Шинель» (1839) и
др. (5-9 кл.)
Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по
выбору, например: «Еще в полях белеет
снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон»
(1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836),
«Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в
осени
первоначальной…»
(1857),
«Певучесть есть в морских волнах…»
(1865), «Нам не дано предугадать…»
(1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все
былое...») (1870) и др. (5-8 кл.)

А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот,
робкое
дыханье…»
(1850), «Как беден наш
язык! Хочу и не могу…»
(1887). (5-8 кл.)

А.А. Фет - 3-4 стихотворения по
выбору, например: «Я пришел к тебе с
приветом…» (1843), «На стоге сена
ночью южной…» (1857), «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…» (1877),
«Это утро, радость эта…» (1881),
«Учись у них – у дуба, у березы…»
(1883), «Я тебе ничего не скажу…»
(1885) и др. (5-8 кл.)

Н.А.Некрасов.
Стихотворения:
«Крестьянские
дети»
(1861),
«Вчерашний
день, часу в шестом…»
(1848),
«Несжатая
полоса» (1854). (5-8 кл.)

Н.А.Некрасов - 1–2 стихотворения по
выбору, например: «Тройка» (1846),
«Размышления у парадного подъезда»
(1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и
др. (5-8 кл.)

15

Поэзия 2-й половины XIX
в.,
например:
А.Н.Майков,
А.К.Толстой,
Я.П.Полонский и др.
(1-2 стихотворения по
выбору, 5-9 кл.)

И.С.Тургенев - 1 рассказ по выбору,
например: «Певцы» (1852), «Бежин луг»
(1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор,
например: «Муму» (1852), «Ася» (1857),
«Первая любовь» (1860) и др.;
1 стихотворение в прозе на выбор,
например:
«Разговор»
(1878),
«Воробей» (1878),«Два богача» (1878),
«Русский язык» (1882) и др. (6-8 кл.)
Н.С. Лесков - 1 повесть по выбору,
например: «Несмертельный Голован
(Из рассказов о трех праведниках)»
(1880), «Левша» (1881), «Тупейный
художник» (1883), «Человек на часах»
(1887) и др.
(6-8 кл.)
М.Е. Салтыков-Щедрин - 2 сказки по
выбору, например: «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил»
(1869), «Премудрый пискарь» (1883),
«Медведь на воеводстве» (1884) и др.
(7-8 кл.)
Л.Н. Толстой - 1 повесть по выбору,
например:
«Детство»
(1852),
«Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат»
(1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор,
например: «Три смерти» (1858),
«Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский
пленник» (1872), «После бала» (1903) и
др.
(5-8 кл.)
А.П.Чехов - 3 рассказа по выбору,
например: «Толстый и тонкий» (1883),
«Хамелеон»
(1884),
«Смерть
чиновника»
(1883),
«Лошадиная
фамилия» (1885), «Злоумышленник»
(1885), «Ванька» (1886), «Спать
хочется» (1888) и др. (6-8 кл.)
А.А.Блок - 2 стихотворения по выбору,
например: «Перед грозой» (1899),
«После грозы» (1900), «Девушка пела в
церковном
хоре…»
(1905),
«Ты
помнишь? В нашей бухте сонной…»
(1911 – 1914) и др.
(7-9 кл.)
16

Проза конца XIX –
начала XX вв., например:
М.Горький, А.И.Куприн,
Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,
И.С.Шмелев, А.С. Грин
(2-3
рассказа
или
повести по выбору, 5-8

А.А.Ахматова - 1 стихотворение по
выбору, например: «Смуглый отрок
бродил по аллеям…» (1911), «Перед
весной бывают дни такие…» (1915),
«Родная земля» (1961) и др. (7-9 кл.)
Н.С.Гумилев - 1 стихотворение по
выбору, например: «Капитаны» (1912),
«Слово» (1921). (6-8 кл.)
М.И.Цветаева - 1 стихотворение по
выбору, например: «Моим стихам,
написанным так рано…» (1913),
«Идешь, на меня похожий» (1913),
«Генералам двенадцатого года» (1913),
«Мне нравится, что вы больны не
мной…» (1915), из цикла «Стихи к
Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)
(1916), из цикла «Стихи о Москве»
(1916), «Тоска по родине! Давно…»
(1934) и др. (6-8 кл.)
О.Э.Мандельштам - 1 стихотворение
по
выбору,
например:
«Звук
осторожный и глухой…» (1908),
«Равноденствие» («Есть иволги в лесах,
и
гласных
долгота…»)
(1913),
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
(1915) и др. (6-9 кл.)

кл.)
Поэзия конца XIX –
начала XX вв., например:
К.Д.Бальмонт,
И.А.Бунин,
М.А.Волошин,
В.Хлебников и др.
(2-3 стихотворения по
выбору, 5-8 кл.)

Поэзия 20-50-х годов ХХ
в., например:
Б.Л.Пастернак,
Н.А.Заболоцкий,
Д.Хармс,
Н.М.Олейников и др.
(3-4 стихотворения по
выбору, 5-9 кл.)

Проза
о
Великой
Отечественной войне,
например:
М.А.Шолохов,
В.Л.Кондратьев,
В.О.
Богомолов, Б.Л.Васильев,
В.В.Быков,
В.П.Астафьев и др.
(1-2
повести
или
рассказа – по выбору, 6-9
кл.)

В.В.Маяковский - 1 стихотворение по
выбору,
например:
«Хорошее
отношение
к
лошадям»
(1918),
«Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на
даче» (1920) и др.
Художественная проза о
(7-8 кл.)
человеке и природе, их
взаимоотношениях,
С.А.Есенин - 1 стихотворение по
например:
выбору, например:
М.М.Пришвин,
«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914),
К.Г.Паустовский и др.
«Песнь о собаке» (1915),
«Нивы
(1-2 произведения – по
сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918),
выбору, 5-6 кл.)
«Письмо к матери» (1924) «Собаке
Проза
о
детях,
Качалова» (1925) и др. (5-6 кл.)
например:
17

М.А.Булгаков - 1 повесть по выбору,
например: «Роковые яйца» (1924),
«Собачье сердце» (1925) и др.
(7-8 кл.)
А.П.Платонов - 1 рассказ по выбору,
например: «В прекрасном и яростном
мире (Машинист Мальцев)» (1937),
«Рассказ о мертвом старике» (1942),
«Никита» (1945), «Цветок на земле»
(1949) и др.
(6-8 кл.)
М.М.Зощенко - 2 рассказа по выбору,
например: «Аристократка» (1923),
«Баня» (1924) и др. (5-7 кл.)

В.Г.Распутин,
В.П.Астафьев,
Ф.А.Искандер,
Ю.И.Коваль,
Ю.П.Казаков,
В.В.Голявкин и др.
(3-4 произведения
выбору, 5-8 кл.)

по

Поэзия 2-й половины ХХ
в., например:
Н.И.
Глазков,
Е.А.Евтушенко,
А.А.Вознесенский,
Н.М.Рубцов,
Д.С.Самойлов,А.А.
Тарковский,
Б.Ш.Окуджава,
В.С.Высоцкий,
Ю.П.Мориц,
И.А.Бродский,
А.С.Кушнер,
О.Е.Григорьев и др.
(3-4 стихотворения по
выбору, 5-9 кл.)

А.Т. Твардовский - 1 стихотворение по
выбору, например: «В тот день, когда
окончилась война…» (1948), «О сущем»
(1957 – 1958), «Вся суть в одномединственном завете…» (1958), «Я
знаю, никакой моей вины…» (1966) и
др.; «Василий Теркин» («Книга про
бойца») (1942-1945) – главы по выбору.
(7-8 кл.)
Проза
русской
эмиграции, например:
А.И. Солженицын - 1 рассказ по И.С.Шмелев,
выбору, например: «Матренин двор» В.В.Набоков,
(1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) С.Д.Довлатов и др.
–
«Лиственница»,
«Дыхание», (1 произведение – по
«Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в выбору, 5-9 кл.)
горах», «Колокол Углича» и др.
(7-9 кл.)
Проза
и
поэзия
о
подростках
и
для
В.М.Шукшин - 1 рассказ по выбору, подростков
последних
например: «Чудик» (1967), «Срезал» десятилетий авторов(1970), «Мастер» (1971) и др.(7-9 кл.)
лауреатов премий и
конкурсов
(«Книгуру»,
премия им. Владислава
Крапивина,
Премия
Детгиза,
«Лучшая
детская
книга
издательства
«РОСМЭН»
и
др.,
18

например:
Н.Назаркин,
А.Гиваргизов,
Ю.Кузнецова,
Д.Сабитова,
Е.Мурашова,
М.Аромштам,
А.Петрова,
С.Седов,
С.Востоков , Э.Веркин,
М.Аромштам,
Н.Евдокимова,
Н.Абгарян, М.Петросян,
А.Жвалевский
и
Е.Пастернак, Ая Эн,
Д.Вильке и др.
(1-2 произведения по
выбору, 5-8 кл.)
Литература народов России

Г.Тукай, М.Карим,
К.Кулиев, Р.Гамзатов и
др.(1 произведение по
выбору, 5-9 кл.)

Зарубежная литература
Гомер «Илиада» (или «Одиссея») Зарубежный
(фрагменты по выбору) (6-8 кл.)
фольклорлегенды,
баллады, саги, песни (2-3
Данте.
«Божественная
комедия» произведения по выбору,
(фрагменты по выбору) (9 кл.)
5-7 кл.)

В.Шекспир «Ромео
Джульетта» (1594
1595). (8-9 кл.)

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по
выбору) (7-8 кл.)
и 1–2 сонета по выбору, например: № 66
– «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер.
Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно
из отражений…» (пер. С. Маршака),
№116 «Мешать соединенью двух
сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее
глаза на звезды не похожи…» (пер. С.
Маршака). (7-8 кл.)
Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по Зарубежная сказочная и
выбору) ( 6-7 кл.)
фантастическая проза,
например:
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А.
(фрагменты по выбору) (6-7 кл.)
Гофман, Бр. Гримм,
Л.Кэрролл,
Л.Ф.Баум,
19

Ж-Б. Мольер Комедии - 1 по выбору,
например: «Тартюф, или Обманщик»
(1664),«Мещанин
во
дворянстве»
(1670).
(8-9 кл.)

Д.М. Барри, Д.Родари,
М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен,
К.Льюис и др. (2-3
произведения по выбору,
5-6 кл.)

И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) Зарубежная
(фрагменты по выбору) ( 9-10 кл.)
новеллистика, например:
П.Мериме,
Э.
По,
Г.Х.Андерсен Сказки - 1 по выбору, О`Генри,
О.Уайльд,
например:
«Стойкий
оловянный А.К.Дойл, Джером К.
солдатик» (1838), «Гадкий утенок» Джером, У.Сароян, и др.
(1843). (5 кл.)
(2-3 произведения по
выбору, 7-9 кл.)
Дж. Г. Байрон
- 1 стихотворение по выбору, Зарубежная
например: «Душа моя мрачна. Скорей, романистика XIX– ХХ
певец,
скорей!»
(1814)(пер.
М. века, например:
Лермонтова), «Прощание Наполеона» А.Дюма,
В.Скотт,
(1815) (пер. В. Луговского), Романс В.Гюго,
Ч.Диккенс,
(«Какая
радость
заменит былое М.Рид, Ж.Верн, Г.Уэллс,
светлых
чар...»)
(1815)
(пер. Э.М.Ремарк и др. (1-2
Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» романа по выбору, 7-9
(1816)(пер. А. Плещеева) и др.
кл)
- фрагменты одной из поэм по выбору,
например: «Паломничество Чайльд Зарубежная проза о
Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. детях и подростках,
Левика).
например:
(9 кл.)
М.Твен,
Ф.Х.Бёрнетт,
А. де Сент-Экзюпери
Л.М.Монтгомери, А.де
«Маленький
принц»
Сент-Экзюпери,
(1943) (6-7 кл.)
А.Линдгрен, Я.Корчак,
Харпер Ли, У.Голдинг,
Р.Брэдбери,
Д.Сэлинджер,
П.Гэллико,
Э.Портер,
К.Патерсон, Б.Кауфман,
Ф.Бёрнетт
и
др.(2
произведения по выбору,
5-9 кл.)
Зарубежная проза о
животных
и
взаимоотношениях
человека и природы,
например:
20

Р.Киплинг, Дж.Лондон,
Э.Сетон-Томпсон,
Д.Дарелл и др.
(1-2 произведения по
выбору, 5-7 кл.)
Современные
зарубежная
проза,
например:
А. Тор, Д. Пеннак,
У.Старк, К. ДиКамилло,
М.Парр,
Г.Шмидт,
Д.Гроссман,
С.Каста,
Э.Файн, Е.Ельчин и др.(1
произведение по выбору,
5-8 кл.)
Тематический план учебного предмета «Литература», 5 класс
№
урока

Наименование разделов, тем

Общее кол-во
часов

Литература – искусство слова. Правила для слушающего,
говорящего и для читателя.
Художественные приёмы искусства слова.
Мифы народов мира.
Устное народное творчество.
Былины.
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Малые жанры фольклора.
Русский народный театр.
Русская литература XIX века.

3
11
2
3
2
3
1
30

17-39
40
41-45
46
47-57
58-60

Русская классическая литература XIX века.
Поэтический образ Родины.
Героическое прошлое России.
Литература XX века.
Литературные сказки XIX – XX веков.
Проза русских писателей XX века.

24
1
5
25
11
3

61-63

Поэтический образ Родины.

3

64-65
66-67
68-72
74-81
82-84

Мир братьев наших меньших.
Героическое прошлое России.
Современная литература.
Покорение пространства и времени.
Новая жизнь старых героев.

2
2
6
5
3

1-2

3-5
6-7
8-10
11-12
13-15
16

21

2

85
86-88

Итоговая читательская конференция. Фольклор и литература.
Резерв.

1
3

Тематический план учебного предмета «Литература», 6 класс
№
п/.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Название раздела
Герой в мире художественного слова.
История человечества в произведениях литературы.
Былины – богатырский эпос русского народа.
А.Н. Островский «Снегурочка».
В.А. Жуковский Баллады
Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях
писателей 19 века
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», «Буран»
И.А. Крылов. Басни.
В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши»
А.С. Пушкин. Стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике. «Панорама Москвы»
И.С. Тургенев «Бежин луг».
Н.А. Некрасов. Образы детей в поэзии Некрасова
Л.Н. Толстой «Отрочество»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
А.П. Чехов Юмористический и сатирический талант.
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна»
Ж. Верн «Таинственный остров»
Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»
Двадцатое столетие. Беседа о книгах 20 века и о роли книг в
современной жизни
М. Эндэ и его «Бесконечная книга».
А.Т. Аверченко «Смерть африканского охотника».
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
М. Горький «Детство»
А.С. Грин «Гнев отца»
К. Г. Паустовский «Повесть о жизни», «Телеграмма».
Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика»
Немного о школьных инсценировках.
Великая Отечественная война в литературе. К. Симонов «Сын
артиллериста».
Песни о Великой Отечественной. Марк Лисянский «Моя Москва»
Родная природа в стихах русских поэтов.
Герой художественного произведения и автор. Контрольный тест по
литературе
Итоговая читательская конференция.
Резервные уроки
Итого:

22

Общее
кол-во
часов
1
1
2
4
3
1
3
3
2
2
2
3
1
3
2
2
1
3
3
5
1
1
3
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
3
105

Тематический план учебного предмета «Литература», 7 класс
№ п/п Наименование разделов и тем
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Общее
кол-во
часов
1
2
2
3
36
25
1
70

Введение.
Античная литература.
Фольклор.
Литература эпохи Возрождения.
Литература 19 века.
Литература 20 века.
Итоговый урок.
Итого:
Тематический план учебного предмета «Литература», 8 класс

№
п/п

Наименование разделов

1

Введение (1 час)

2
3
4
5

Устное народное творчество (3 часа)
Древнерусская литература (5 часов)
Литература XIX века (35 часов)
Литература XX века (21 час)
ИТОГО

Общее
кол-во
часов
1
3
5
35
21
70

Тематический план учебного предмета «Литература», 9 класс
№
урока

Наименование разделов, тем

Общее
кол-во
часов
1

1

Происхождение и развитие литературы .

2
3-8
9-10
11-22
23-77

Литература эпохи Средневековья.
Древнерусская литература .
Литература эпохи Возрождения.
Литература XVIII века.
Русская литература XIX века.

1
6
2
12
55

78-102

Литература XX- XXI века.

16

Русская литература 60—90 годов XX века.
Итого:

9
102

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».