Приложение к Основной
образовательной программе ООО МАОУ СОШ №16 с.Никольское
Рабочая программа учебного предмета
«География»
5-9 классы
Уровень образования:
основное общее образование
Стандарт:
ФГОС
Нормативный срок обучения: 5 лет
Класс:
5-9 классы
с. Никольское
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Выпускник научится:
• выбирать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и
другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
• использовать
различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов
наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации
объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и
географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих
географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических
прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и
скорости течения водных потоков;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах
и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных
регионов и стран;
• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практикоориентированных задач;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к
разным природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий
в контексте реальной жизни;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы России и ее отдельных регионов;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;
факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и
социальных процессов или закономерностей;
• различать
(распознавать)
показатели,
характеризующие
отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой,
функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа
факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории
страны;
• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• давать характеристику рельефа своей местности;
• уметь выделять в записках путешественников географические особенности
территории
• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи
для решения учебных и практических задач по географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как
источниками географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,
оценивать границы с точки зрения их доступности;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;
• наносить на контурные карты основные формы рельефа;
• давать характеристику климата своей области (края, республики);
• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты;
• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии
человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов
России
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой
экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание учебного предмета «География», 5класс (35 часов в год)
Тема 1. Введение (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований:
описательный, картографический. Космические методы. Источники географических
знаний.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт
Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.
Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки.
Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».
Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея.
Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря.
Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски
Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке
Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в
океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана
для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части:
литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Обобщение по курсу 5 класса (3 часа).
Содержание учебного предмета «География», 6 класс (35 часов в год)
Тема 1. Земля как планета (1 час)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и
движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца,
их главные следствия. Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс,
меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические
координаты.
Тема 2. Географическая карта (11 часов)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды.
Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и
содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по
азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и
относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической
деятельности человека.Градусная сеть, система географических координат.
Тема 3. Литосфера (5 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора
– верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения
земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и
метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние
процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и
вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте.
Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод,
деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового
океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на
равнинах. Природные памятники литосферы.
Тема 4. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия
залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн,
водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды:
многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Тема 5. Атмосфера (8 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха.
Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от
высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его
возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода,
причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы.
Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря
Адаптация человека к климатическим условиям.Дни равноденствий и солнцестояний.
Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые
пояса.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и
растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных
природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана
органического мира. Красная книга МСОП.
Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных
типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные,
природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки:
литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности,
высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как
окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Обобщение по курсу 6 класса (1 час)
Содержание учебного предмета «География», 7 класс (70 часов в год).
Материки, океаны, народы и страны (65 ч)
Литосфера –подвижная твердь (6 часов).Образование и развитие Земли как
планеты.
Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста слагающих
земную кору горных пород.
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана
на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные
природные комплексы Земли.
Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение
крупнейших форм рельефа на материках и в океанах. Территориальные сочетания
минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной
коры и рельефа.
Атмосфера и климаты Земли (3часа). Перемещение поясов атмосферного давления
и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на
климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов.
Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные
климатические процессы.
Гидросфера. Мировой океан – синяя бездна(4 часа ).Распределение вод суши по
материкамв зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные
речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов
Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Географическая оболочка – живой механизм (2 часа).Зональное и азональное
распространение растительного и животного мира на материках и в океанах.
Антропогенные изменения природных ландшафтов.
Природный комплекс. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты
природного наследия человечества.
Земля – планета людей (4 часа). Появление человека на Земле. Древняя родина
человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Объекты
Всемирного наследия. Культура материальная и духовная, их взаимосвязи.
Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду,
питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия;
взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей
среде.
Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные
страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города. Основные
объекты культурного наследия человечества.
Материки планеты Земля (44 часа).
• Африка – материк коротких теней (9 часов)
• Австралия – маленький великан (6 часов)
• Антарктида – холодное сердце ( 3 часа)
• Южная Америка- материк чудес (8 часов)
• Северная Америка – знакомый незнакомец (8 часов)
• Евразия – музей природы (10 часов).
Типовая характеристика каждого материка. Типовая характеристика может
использоваться как при изучении каждого материка, так и в процессе сравнения:
— Африки;
— Австралии;
— Южной Америки;
— Северной Америки;
— Евразии;
— Антарктиды.
Особенности географического положения материков. Основные черты природы.
Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные,
природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения
материков.
Определение географических
различий
в плотности
населения,
распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и
общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание).
Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных
типов хозяйственной деятельности.
Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.
Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на
формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические
различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природнохозяйственные регионы материков.
Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран, типичных для
крупных регионов материков.
Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и
Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка
стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных
ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности
материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города.
Заключение ( 2 часа). Человек и природа. Природные ресурсы: минеральные,
земельные, водные, биологические, климатические, экологические.
Резерв учебного времени — 5 ч.
Содержание учебного предмета «География», 8 класс (70 часов в год).
Географическая карта и источники географической информации. Россия на карте
мира. (9 ч.)Характеристика географического положения России. Водные пространства,
омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на
карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве
и жизни людей.
История изучения территории России (5 ч.) История освоения и заселения территории
России в XI–XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII–XVIII вв.
История освоения и заселения территории России в XIX–XXI вв.
Рельеф и полезные ископаемые России (5 ч.). Геологическое строение территории
России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России.
Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы
образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на
территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение
профиля рельефа.
Климат России (7 ч.). Характерные особенности климата России и климатообразующие
факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон,
антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов
климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин
суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и
типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические
явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с
климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение
зенитального положения Солнца.
Гидрография
России (8 ч.). Разнообразие внутренних вод России. Особенности
российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр.
Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные
водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.
Почвы России (3 ч.). Образование почв и их разнообразие на территории России.
Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и
почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России (3 ч.). Разнообразие растительного и животного
мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
(32 ч.)
Природные зоны России (7 ч.). Природно-территориальные комплексы (ПТК):
природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование
территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и
лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.
Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.
Крупные природные районы России (12 ч.). Русская равнина (одна из крупнейших по
площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат;
влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и
ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние
теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности
расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на
заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского
государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского,
Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и
природные факторы (всхолмленность рельефа, легко размываемые грунты), и социальноэкономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными
(черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и
жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы
(равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия
территории полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны;
особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные
отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования;
богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние
континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей,
ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость
размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги;
природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в
составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и
экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физикогеографических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и
многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота,
характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа,
горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя
мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф,
континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение
и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности
природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины.
Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные
экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и
межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и
морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и
гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования,
особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова
исследования, особенности природы).
(географическое
положение,
история
Общая географическая характеристика родного края (9 ч.) Географическое положение
и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки
и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных
комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их
решения.
Заключение. Природа и человек. (2 ч.)
Содержание учебного предмета «География», 9 класс (68 часов в год).
Введение (1 час) Экономическая и социальная география. Предмет изучения.
Природный и хозяйственный комплекс.
Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (4 часа)
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования
городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России
в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество
Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России:
огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число
стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политикогеографическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и
политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление
России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ.
Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и
многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования.
Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические
районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Население России (8 часов)
Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство
населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение
населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды
миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы
расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского
расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды
городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы.
Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав
населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
Отрасли хозяйства России (20 часов) Национальная экономика. Понятие о
предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора
национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы.
Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой,
потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность.
Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка.
Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды.
Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации
производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы
размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение
основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое,
транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и
станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической
промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы
их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка,
деревообработка,
целлюлозно-бумажная
промышленность
и
лесная
химия.
Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли
растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная
организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и
пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта:
железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и
недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Экономические районы России (14 часов)
Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский
Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы —
основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.
Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между
Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение
— главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье.
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург —
многофункциональный центр района.
Калининградская область — самая западная территория России.
Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и
административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения.
Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных
ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы
региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.
Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время
наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы.
Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия
для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами.
«Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. ВолгоКамский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый
промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и
каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная
металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы
района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС
— крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития
энергоемких отраслей.
Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны.
Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от
развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота,
алмазов.
Страны ближнего зарубежья (5 часов)
Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва –
небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей
неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и
зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической
промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и
пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.
Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия
– основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль
металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший
производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа
сельскохозяйственной специализации Молдовы.
Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа.
Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики
Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация
Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.
Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы
– база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и
цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную
специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и
различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и
виноградарства.
ГЕОГРАФИЯ СВОЕГО РЕГИОНА (9 часов) Заключение (3 часа) Место России
в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы
развития.
Тематическое планирование учебного предмета «География», 5 класс
№
Название темы/ урока
1.
Тема 1. Введение.
Количество
часов
2
Из них
Практические Самостоятельные
2
0
2.
Тема 2. Земля и её
5
4
0
1
13
3
9
1
9
0
6
1
3
0
1
1
3
0
0
0
35
9
16
5
Контрольные
1
изображение
3.
Тема
3.
История
географических
открытий
4.
Тема 5. Путешествие по
планете Земля
5.
6.
Тема 4. Природа Земли
Обобщение по курсу 5
класса
Всего
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тематическое планирование учебного предмета «География», 6 класс
Тема
Общее
Из них:
количество практические самостояконтрольные
часов
тельные
Тема 1. Земля как
1
0
0
0
планета.
Тема 2. Географическая
11
6
0
1
карта.
Тема 4. Литосфера.
5
2
1
0
Тема 5. Гидросфера.
4
2
0
1
Тема 6. Атмосфера.
8
2
3
0
Тема 7. Биосфера.
2
2
2
0
Тема 8. Почва и
3
2
1
0
географическая оболочка.
Итоговое повторение.
1
0
0
1
Итого:
35
16
7
3
Тематическое планирование учебного предмета «География», 7 класс
Раздел, тема.
Общее
Из них:
количество практические
самостоятельные контрольные
часов.
1. Литосфера–
6
1
1
1
подвижная твердь.
2. Атмосфера и
3
2
0
1
климаты Земли.
3. Гидросфера.
4
1
1
0
Мировой океан–
синяя бездна.
4. Географическая
2
1
0
0
оболочка–живой
механизм.
5. Земля–планета
4
1
0
1
людей.
6. Африка–материк
9
1
3
1
коротких теней.
7. Австралия–
6
1
1
1
маленький
великан.
8. Антарктида–
3
0
0
1
холодное сердце.
9. Южная Америка–
8
1
2
1
материк чудес.
10. Северная
8
0
1
1
Америка–
знакомый
незнакомец.
11. Евразия–музей
10
2
8
1
природы.
12. Заключение.
2
1
0
0
Итого:
65
12
17
9
Резервные уроки.
5
№
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
12
.
Тематическое планирование учебного предмета география, 8 класс.
Раздел, тема.
Общее
Из них:
количес практические
самостоятельные
тво
часов.
Географическая карта и
4
2
1
источники географической
информации.
Россия на карте мира.
5
2
1
История изучения
5
2
1
территории России.
Геологическое строение и
5
2
1
рельеф.
Климат России.
7
4
1
Гидрография России.
8
3
1
Почвы России.
3
1
1
Растительный и животный
3
1
1
мир России.
Природные зоны России.
7
2
1
Крупные природные
12
1
1
районы России.
Общая географическая
9
4
9
характеристика родного
края.
Заключение. Природа и
2
0
1
человек.
Итого:
70
24
20
контрольные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
Тематическое планирование учебного предмета география, 9 класс.
№ Наименование разделов
п/п
1
Введение
Практические
работы
0
Контрольные
работы
0
4
1
3
Россия на карте мира.
8
Природные условия и ресурсы
России
Население России
8
1
1
4
Отрасли хозяйства России
20
4
1
5
14
3
1
6
Экономические районы
России
Страны ближнего зарубежья
5
1
0
7
География своего региона
9
1
0
8
Заключение
3
1
1
Итого
68
14
5
2
Всего
часов
1