16_ русский язык 5-9

Приложение к Основной
образовательной программе ООО МАОУ СОШ №16 с.Никольское

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»

Уровень образования:
основное общее образование
Стандарт:
ФГОС
Нормативный срок обучения: 5 лет
Класс:
5-9 классы

с. Никольское

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение русского языка направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объём словарного запаса и усвоенных раммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий

и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяю-

щие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный,
научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.
4.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике

и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
•
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
•
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
•
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его.
3.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности
Предметные результаты:
• представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы
речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
•
•
•
•
•
•
•
•
•

• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Основное содержание учебного предмета
Русский язык
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем
процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных
нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и
фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
•
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
•
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических
понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
•
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
•
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства
познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
•
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
•
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
•
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
•
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
•
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
•
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
•
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат,
статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официальноделового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема,
идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительновыразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог.
Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы
обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с
точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс,
окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный,
нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления
слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы
лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных пред-

ложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным,
присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом
и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;

• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их
формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
Ученик научится:
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой
план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные
высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых
средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения
и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие
по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания
текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное
употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать
прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического
ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и
как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические
обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать
повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении
изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Учебно-тематический план 5 класс
Содержание
Кол-во Кол-во кончасов
трольных
Речь и речевое общение.
5
Повторение изученного в начальных классах.
28
2
Синтаксис. Правописание: пунктуация. Речевая дея33
3
тельность
Фонетика и орфоэпия. Графика. Правописание: орфо15
2
графия
Лексика. Речевая деятельность
11
2
Морфемика. Орфография. Речевая деятельность
22
3
Морфология. Орфография. Речевая деятельность
54
Имя существительное.
20
3
Имя прилагательное.
11
1
Глагол.
23
3
Повторение и систематизация изученного.
7
1
ИТОГО
175
20

Развитие
речи
5
4
3
2
4
4
3
3
28

Содержание тем учебного курса 5 класс.
Речь и речевое общение (5 ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
Повторение изученного в начальных классах (29ч)
Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.
Синтаксис. Правописание: пунктуация. Речевая деятельность. ( 33 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор
предложения. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Диалог.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Правописание: орфография. Речевая деятельность. (15 ч)
Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.
Лексика. Речевая деятельность. (11 ч)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.
Морфемика. Орфография. Речевая деятельность. (22 ч)
Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных.
Морфология. Орфография. Речевая деятельность.
Имя существительное (20 ч)
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.
Имя прилагательное (10 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол (23 ч)
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола.
Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.
Повторение и систематизация пройденного (7 ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.
№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8-10
11-12
13
14
15
16
17
18-19
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30

Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс, 5 часов в неделю (170 часов в год)
Тема
Язык и человек
Общение устное и письменное
Читаем учебник
Слушаем на уроке
Стили речи
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Орфограмма
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Буквы и, у, а после шипящих
Разделительные Ъ и Ь
Раздельное написание предлогов с другими словами
Что мы знаем о тексте.
Обучающее изложение «Хитрый заяц»
Части речи
Глагол
-Тся и -ться в глаголах
Контрольное тестирование.
Речевая деятельность. Тема текста.
Личные окончания глаголов.
Имя существительное.
Имя прилагательное
Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».
Местоимение

31
32
33
34
35
36-37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53-54
55
56
57
58
59-60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Речевая деятельность. Основная мысль текста.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе».
Анализ диктанта
Синтаксис
Пунктуация
Словосочетание.
Разбор словосочетания
Предложение. Грамматическая основа.
Сжатое изложение
Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Сочинение «Памятный день»
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым
Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Определение
Обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Предложения с обращениями
Письмо.
Синтаксический разбор простого предложения
Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
Пунктуационный разбор простого предложения
Простые и сложные предложения.
Синтаксический разбор сложного предложения
Прямая речь. Знакомство с косвенной речью
Диалог
Речевая деятельность. Сжатое изложение.
Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация»
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Фонетика. Гласные звуки
Согласные звуки.
Изменение звуков в потоке речи
Согласные твёрдые и мягкие

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107

Повествование.
Согласные звонкие и глухие
Графика. Алфавит
Описание предмета.
Обозначение мягкости согласных с помощью ь
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Орфоэпия.
Фонетический разбор слова
Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика»
Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Контрольный диктант по разделу «Фонетика».
Слово и его лексическое значение
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слова
Контрольное тестирование.
Омонимы.
Синонимы.
Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Антонимы
Повторение изученного по разделу «Лексика».
Изложение «Первый снег».
Контрольный диктант по теме «Лексика».
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов
Окончание
Основа слова
Сочинение «Один из удачно проведённых вечеров…»
Корень слова.
Рассуждение.
Суффикс.
Приставка
Выборочное изложение «Последний лист орешника» Контрольное изложение.
Чередование звуков.
Беглые гласные
Варианты морфем
Морфемный разбор слова
Правописание гласных и согласных в приставках
Буквы з и с на конце приставок.

108
109
110
111
112
113
114

115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125-126
127
128
129
130
131
132
133
134
135-136
137-138
139
140
141
142
143
144

Буквы о-а в корне – лаг - - -лож-.
Буквы о-а в корне - раст- - -росБуквы ё-о после шипящих в корне
Буквы и-ы после ц
Повторение по разделу
«Морфемика. Орфография».
Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень».
Контрольный диктант по разделу
«Морфемика. Орфография».
Имя существительное
Имя существительное как часть речи
Доказательства в рассуждении. Контрольное сочинение.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имена существительные собственные и нарицательные
Речевая деятельность. Сжатое изложение «Перо и чернильница».
Род имён существительных
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
Три склонения имён существительных
Падеж имён существительных
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
Изложение с изменением лица. Контрольное изложение.
Множественное число имён существительных.
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Морфологический разбор имени существительного
Повторение пройденного по теме «Имя существительное»
Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Описание животного.
Прилагательные полные и краткие
Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Наводнение».
Морфологический разбор имени прилагательного
Речевая деятельность. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений.
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

145
146
147
148
149
150
151
152-153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Глагол как часть речи.
Не с глаголами
Рассказ
Неопределённая форма глагола
Правописание –тся и –ться.
Виды глагола
Буквы е – и в корнях с чередованиями
Невыдуманный рассказ (о себе).
Время глагола
Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Морфологический разбор глагола Повторение изученного по теме «Глагол».
Контрольное тестирование.
Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
Употребление времён Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку».
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Анализ диктанта.
Разделы науки о языке
Орфограммы в приставках и в корнях слов Орфограммы в окончаниях слов
Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Итоговая контрольная работа.
Повторение и систематизация изученного за учебный год

Тематическое планирование по русскому языку, 6 класс, 6 часов в неделю, 204 часа в год

№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16
17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27
28
29
30-31

Тема урока
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Фонетика. Орфоэпия.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.
Контрольный словарный диктант.
Проверочная работа по темам «Фонетика». «Морфемика»
Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в окончаниях слов
Проверочная работа по теме «Части речи»
Словосочетание.
Простое предложение. Знаки препинания.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.
Прямая речь. Диалог.
Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение»
Входной контроль (контрольный тест). Работа над ошибками.
Текст, его особенности.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
Начальные и конечные предложения текста.
Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи.
Официально-деловой стиль речи.
Слово и его лексическое значение.
Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»
Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)
Общеупотребительные слова.
Профессионализмы.
Диалектизмы.
Сжатое изложение

32-33
34
35
36
37-38
39-40
41
42-43
44
45
46
47-48
49
50-51
52
53-54
55
56-57
58
59
60
61
62-63-64
65
66
67-68
69
70-71-72
73
74
75-76-77

Исконно русские и заимствованные слова.
Новые слова (неологизмы)
Устаревшие слова.
Словари.
Семинар «Как это по-русски?»
Обобщающие уроки по теме «Лексика»
Контрольная работа по теме «Лексика»
Фразеологизмы.
Источники фразеологизмов.
Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».
Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи»
Морфемика и словообразование.
Описание помещения.
Основные способы образования слов в русском языке.
Практикум по словообразованию
Этимология слов.
Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование»
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-.
Буквы а и о в корнях -гор- -- гар-.
Буквы а и о в корнях -зор- -- зар-.
Буквы ы и и после приставок.
Гласные в приставках пре- и при-.
Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Сложносокращённые слова.
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Контрольный словарный диктант.
Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»
Контрольный диктант по теме «Словообразование»
Контрольный тест
Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

78
79
80
81-82
83
84
85
86
87

Разносклоняемые имена существительные.
Буква е в суффиксе -ен- существительных на
-мя.
Русские имена
Несклоняемые имена существительные.
Род несклоняемых имён существительных.
Имена существительные общего рода.
Морфологический разбор имени существительного.
Сочинение-описание впечатлений.
Проверочная работа по теме «Имена существительные»

88-89
90-91
92
93-94
95
96-97-98
99
100-101
102-103
104-106
107
108
109
110
111
112
113
114-115
116
117
118-119
120

Не с именами существительными.
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Проверочная работа по теме «Гласные в суффиксах существительных»
Обобщающие уроки по теме «Имя существительное»
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.
Описание природы.
Степени сравнения имён прилагательных.
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
Сочинение-описание местности
Относительные прилагательные.
Выборочное изложение
Притяжательные прилагательные.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Не с прилагательными.
Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.
Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант.
Описание игрушки

121
122-123
124
125-126
127
128
129
130
131
132
133
134-135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145-146
147
148
149
150
151
152-154
155
156-157
158
159

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных»
Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное». Контрольный тест
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Публичное выступление на тему «Народные промыслы».
Имя числительное как часть речи.
Простые и составные числительные.
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Порядковые числительные.
Разряды количественных числительных.
Числительные, обозначающие целые числа.
Дробные числительные.
Собирательные числительные.
Употребление числительных в речи
Проверочная работа по теме «Имя числительное»
Морфологический разбор имени числительного.
Обобщающий урок по теме «Имя числительное».
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
Публичное выступление на тему «Береги природу!»
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения.
Возвратное местоимение себя.
Рассказ по рисункам
Вопросительные местоимения.
Относительные местоимения
Неопределенные местоимения.
Отрицательные местоимения.
Притяжательные местоимения.
Рассуждение. Сочинение-рассуждение.
Указательные местоимения.
Текст и план текста

160
161
162
163
164-165
166
167-169
170
171
172
173
174-176
177
178
179-180
181-183
184
185-186
187
188-189
190
191
192
193
194-195
196
197
198
199
200
201

Определительные местоимения.
Местоимения и другие части речи.
Морфологический разбор местоимения.
Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»
Обобщающие уроки по теме «Местоимение».
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.
Сочинение по рисункам и данному началу
Повторение: способы образования глаголов
Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы переходные и непереходные
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.
Изложение.
Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Сочинение по рисункам.
Употребление наклонений.
Контрольный словарный диктант.
Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов»
Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола.
Рассказ на основе услышанного.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Проверочная работа по теме
Обобщающие уроки по теме «Глагол»
Контрольная работа по теме «Глагол»
Разделы науки о языке. Орфография.
Пунктуация.
Лексика и фразеология.
Словообразование
Морфология. Синтаксис

202
203-204
205-206

Итоговый контроль.
Подведение итогов контрольной работы.
Резервные уроки
Тематическое планирование по русскому языку, 7 класс, 4 часа в неделю (136 часов в год)

№ п/п

Разделы программы. Темы, входящие в разделы

23

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Русский
язык как развивающееся явление
Повторение пройденного в V—VI классах (9 ч +2 ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Лексика и фразеология
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Текст
Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов
Контрольное тестирование по теме «Повторение пройденного в V—VI классах»
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие (24 ч + 5 ч)
Причастие как часть речи
Публицистический стиль
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Описание внешности человека
Действительные и страдательные причастия
Краткие и полные страдательные причастия
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия прошедшего времени

24

Изложение с изменением формы действующего лица (упр. 100)

25

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

страдательных причастий настоящего времени

34
35
36
37
38
39
40

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия прошедшего времени
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных
Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», упр.
130)
Морфологический разбор причастия
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы» (упр. 145 – 146)
Повторение по теме «Причастие»
Контрольный диктант по теме «Причастие»

41

Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

26
27
28
29
30
31
32
33

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Деепричастие (8 ч + 2 ч)
Деепричастие как часть речи
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Раздельное написание не с деепричастиями
Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида
Сочинение-рассказ на основе
картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины
(упр. 187)
Сочинение-рассказ на основе
картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины (упр.
187)
Морфологический разбор деепричастия
Повторение по теме «Деепричастие»
Наречие (24 ч + 6 ч)
Наречие как часть речи
Наречие как часть речи
Смысловые группы наречий
Смысловые группы наречий
Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег», упр. 211)
Степени сравнения наречий
Морфологический разбор наречия

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» (упр. 217)
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е
Одна и две буквы Н в наречиях на -о и –е
Описание действий
Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям (упр. 240)
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Буквы о и а на конце наречий
Контрольное изложение (подробное) с элементами сочинения (упр. 248)
Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья» (упр. 249)
Дефис между частями слова в наречиях
Дефис между частями слова в наречиях
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад
Повторение по теме «Наречие»
Тестирование по теме «Наречие»
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте
Категория состояния (4 ч + 2 ч)
Категория состояния как часть речи
Категория состояния как часть речи
Морфологический разбор категории состояния.
Подготовка к контрольному изложению (сжатому) с описанием состояния
природы (К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля», упр. 281)
Написание контрольного изложения (сжатого) с описанием состояния природы (К. Г. Паустовский «Обыкновенная
земля», упр. 281)
Повторение по теме «Категория состояния». Сочинение на лингвистическую тему (упр. 282)
Служебные части речи. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Самостоятельные и служебные части речи
Предлог (9 ч + 2 ч)
Предлог как часть речи
Употребление предлогов
Непроизводные и производные предлоги
Непроизводные и производные предлоги

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128

Простые и составные предлоги
Морфологический разбор предлога
Подготовка к контрольному сочинению в форме рассказа-репортажа на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина
«Детская спортивная школа», упр. 307) по данному началу
Написание контрольного сочинения в форме рассказа-репортажа на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина
«Детская спортивная школа», упр. 307) по данному началу
Слитно и раздельное написание производных предлогов
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Союз (11 ч + 1 ч)
Союз как часть речи
Простые и составные союзы
Союзы сочинительные и подчинительные
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Морфологический разбор союза
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Книга — наш друг и советчик» (упр. 343)
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
Повторение сведений о предлогах и союзах
Диктант по теме «Предлог. Союз»
Частица (16 ч + 3 ч)
Частица как часть речи
Разряды частиц. Формообразующие частицы
Смысловые частицы
Смысловые частицы
Смысловые частицы
Раздельное и дефисное написание частиц
Подготовка к контрольному сочинению в форме рассказа с использованием сюжета картины (К. Ф. Юон «Конец зимы.
Полдень», упр. 382)
Написание контрольного сочинения в форме рассказа с использованием сюжета картины (К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», упр. 382)
Морфологический разбор частицы
Отрицательные частицы не и ни
Отрицательные частицы не и ни
Различение частицы не и приставки неРазличение частицы не и приставки неСочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 402)
Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни
Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни
Повторение по теме «Частица»

129
130
131
132
133
134
135
136

Диктант по теме «Частица»
Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте
Междометие (2 ч)
Междометие как часть речи
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в VI—VII классах (7 ч + 1 ч)
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи Сочинение на предложенную тему (упр. 428)
Фонетика. Графика. Лексика и фразеология Синтаксис. Пунктуация
Морфемика. Словообразование Морфология. Орфография
Итоговое контрольное тестирование за курс 7 класса
Тематическое планирование по русскому языку, 8 класс, 3 часа в неделю (105 часов в год)
Название темы

1
2
3, 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-16
17, 18
19, 20
21, 22
23
24
25, 26
27
28
29
30
31
32

Русский язык в семье славянских языков
Разновидности речи
Изложение без концовки. Анализ изложения
Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями
Употребление в тексте частицы ни
Употребление дефиса
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи
Диктант по теме «Повторение»
Типы речи
Способы и средства связи предложений в тексте
Словосочетание
Предложение (общая характеристика)
Интонация простого предложения
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения
Тире между подлежащим и сказуемым
Правильное согласование главных членов предложения
Второстепенные члены предложения, их функции. Определение
Дополнение
Обстоятельство
Порядок слов в предложении
Диктант с дополнительными заданиями по теме «Второстепенные члены предложения»
Репортаж
Репортаж-повествование

33
34
35
36,37
38-40
41,42
43
44, 45
46
47
48
49
50-52
53-55
56, 57
58
59, 60
61
62, 63
64-68
69, 70
71, 72
73, 74
75-79
80-83
84
85, 86
87, 88
89
90
91
92, 93
94-96
97, 98
99-100
101
102

Сочинение в жанре репортажа
Репортаж-описание
Виды односоставных предложений
Определённо-личное предложение
Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение
Безличное предложение
Назывное предложение
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме
Сочинение по картине.
Статья
Статья
Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод.
Понятие однородности членов предложения
Средства связи между однородными членами предложения
Однородные и неоднородные определения
Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница»
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Диктант по теме: «Однородные члены предложения»
Обращение
Предложения с вводными конструкциями
Вставные конструкции
Тест по теме: «Знаки препинания при вводных конструкциях»
Понятие обособления второстепенных членов предложения
Обособленные определения и приложения
Обособленные обстоятельства.

Тест по теме: «Знаки препинания при обособленных членах предложения»
Уточняющие члены предложения
Тест по теме «Уточняющие члены предложения»
Портретный очерк
Портретный очерк.
Сочинение в жанре портретного очерка
Урок-деловая игра «Мы делаем газету»
Прямая речь и её оформление
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной
Цитаты и их обозначение
Итоговый контрольный тест с дополнительными заданиями и его анализ
Подведение итогов за год. Викторина «Юные знатоки русского языка»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».