РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1-4 класс
(«Школа России»)
2018-2019 учебный год
с.Никольское
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира. Освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и
др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.)
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета.
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по
усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных
учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения,
выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника,
рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над
другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я
его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре)
при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к обучению по окружающему
миру, быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому
этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности
разных народов);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным; первоначальное
представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; этические нормы (сотрудничество,
взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не
мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
1.Человек и природа
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и
живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад,
листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,
газами.
Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений).
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдения за погодой своего края. Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на
карте).Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы,
звери; их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере
насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения: - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияния человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга в России, ее
значение, отдельные представители растений, и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные
экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
2. Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и ее
каждого члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре
народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная
учѐба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика и ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль
денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования
транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.
Государственная символика России, Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I, - медный всадник, разводные мосты
через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору), Святыни городов России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии
народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре,
истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;
музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих
в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран. Народов, религий на земле. Знакомство с несколькими странами:
название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию
человечества – долг всего общества и каждого человека.
3. Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня: личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера
телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).
Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при
обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей –нравственный долг каждого человека.
№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, 66 часов в год (2 часа в неделю)
Тема
Количество часов
Школьник и его жизнь в школе. Задавайте вопросы
Название родной страны. Что такое Родина?
Россия- многонациональная страна. Что мы знаем о народах России?
Москва –столица России. Что мы знаем о Москве?
Родной город, село. Проект «Моя малая Родина».
Солнце-ближайшая к нам звезда. Что у нас над головой?
Полезные ископаемые родного края. Что у нас под ногами?
Растения, их разнообразие. Части растений. Что общего у разных растений?
Растения и их разнообразие. Что растёт на подоконнике?
Культурные растения. Что растёт на клумбе?
Растения и их разнообразие. Что это за листья?
Дикорастущие растения. Что такое хвоинки?
Насекомые. Кто такие насекомые?
Рыбы. Кто такие рыбы?
Птицы. Кто такие птицы?
Звери. Кто такие звери?
Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Правила пользования транспортом. Что вокруг нас может быть опасным?
Земля-планета, общее представление о форме и размерах земли. На что похожа наша планета?
Родной город, село. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта
«Моя малая Родина»
Семья – самое близкое окружение человека. Как живёт семья? Проект «Моя семья».
Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Правила обращения с электричеством. Откуда в наш дом приходит электричество?
Средства связи: почта. Как путешествует письмо?
Вода. её распространение в природе. Куда текут реки?
Состояния воды. Откуда берутся снег и лёд?
Условия необходимые для жизни растений. Как живут растения?
Животные, условия необходимые для их жизни. Как живут животные?
Бережное отношение человека к животным. Как зимой помочь птицам?
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Откуда берётся и куда девается
мусор?
Охрана природных богатств. Откуда в снежках грязь?
Зависимость жизни человека от природы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и
куда?» Презентация проекта «Моя семья».
Классный школьный коллектив, совместная учёба, отдых. Когда учиться интересно?
Школьник и его жизнь в школе. Проект «Мой класс и моя школа».
Смена времени суток. Когда придёт суббота?
Смена времён года. Когда наступит лето?
Природные зоны России. Где живут белые медведи?
Общее представление о многообразии стран. Где живут слоны?
Отлёт перелётных птиц. Где зимуют птицы?
Жизнь и быт людей. Когда появилась одежда?
Человек – создатель. Когда изобрели велосипед?
Профессии людей. Когда мы станем взрослыми?
Многообразие видов деятельности людей. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Солнце – ближайшая к нам звезда. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Смена дня и ночи. Почему Луна бывает разной?
Примеры явлений природы. Почему идёт дождь и дует ветер?
Чередование труда и отдыха в режиме дня. Почему звенит звонок?
Природа – это весь многообразный мир. Почему радуга разноцветная?
Уход человека за домашними животными. Почему мы любим кошек и собак?
Многообразие и полезные свойства домашних животных. Проект «Мои домашние питомцы»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Система органов человека и их роль в жизнедеятельности организма. Зачем мы спим ночью?
Система органов человека и их роль в жизнедеятельности организма. Почему нужно есть много овощей и
фруктов?
Система органов человека и их роль в жизнедеятельности организма. Почему нужно чистить зубы и мыть
руки?
Средства связи: почта, телеграф, телефон. Зачем нам телефон и телевизор?
Наземный транспорт. Зачем нужны автомобили?
Наземный транспорт. Зачем нужны поезда?
Водный транспорт. Зачем строят корабли?
Воздушный транспорт. Зачем строят самолёты?
Правила пользования транспортом. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Правила пользования транспортом. Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Многообразие видов деятельности людей. Зачем люди осваивают космос?
Зависимость жизни человека от природы. Почему мы часто слышим слово «экология»?
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование, Окружающий мир 2 класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год
№
1
2
3
4
5
Тема урока
Название родной страны. Государственные символы страны. Родная страна. Знакомство с целями задачами раздела и
урока. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации:
герб, флаг, гимн. Россия - многонациональная страна. Государственный язык.
Родной город и село. Занятия людей. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные
занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город. Проект «Родной город». Подготовка
к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределений заданий, обсуждение способов и сроков
работы.
Знакомство с природными объектами и изделиями. Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы
рукотворного мира. Наше отношение к миру.
Природа - источник удовлетворения потребности людей. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы
живём?» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Неживая и живая природа. Знакомство с целями и задачами раздела. Живая и неживая природа. Признаки живых
Количество
часов
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
существ в отличие от неживой природы. Связи между живой и неживой природой.
Примеры явлений природы. Явления природы. Что такое явление природы. Явления неживой и живой природы.
Сезонные явления. Измерение температуры воздуха. Воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения
температуры. Виды термометров.
Примеры явлений природы. Что такое погода. Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для
обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.
Осень. Осенние месяцы. В гости к осени (экскурсия). Наблюдения за осенними явлениями неживой и живой природе.
Признаки осени. В гости к осени (урок). Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
Солнце-ближайшая к нам звезда. Звёздное небо. Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.
Полезные ископаемые родного края. Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Про воздух. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.
Вода. Свойства воды. Про воду. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и
человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека
Растения и их разнообразие. Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные
и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.
Животные и их разнообразие. Какие бывают животные. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери,
земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.
Зависимость жизни человека от природы. Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком.
Необходимость сохранения «невидимых» нитей.
Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных
растений. Легенды о растениях.
Дикие и домашние животные. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и
домашних животных. Разнообразие домашних животных.
Культурные растения. Комнатные растения. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее
часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
Роль животных в природе и жизни людей. Животные живого уголка. Животные живого уголка: аквариумные рыбки,
морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животного живого уголка. Роль содержания
животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.
Домашние животные. Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак
в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.
Красная книга России и её значение. Необходимость оснащения Красной книги. Красная книга России и региональные
Красной книги. Сведения о некоторых растениях и животных. Внесенных в Красную книгу России (венерин башмачок,
лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль. Зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих
растений и животных.
1
1
1
1
1
1
.1
1
.1
1
.1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Красная книга России и её значение. Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». Что
угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с
материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.
Роль животных в природе и жизни людей. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Проверка
знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Многообразие видов деятельности людей. Что такое экономика. Экономика и её составные части: сельское хозяйство,
промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между остальными частями экономики. Экономика
родного края. Деньги.
Природа – источник удовлетворения потребностей людей. Из чего что сделано. Использование природных материалов
для изготовления предметов. простейшие производственные цепочки: во что превращается как рождается книга, как
делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.
Многообразие видов деятельности людей. Как построить дом. Представление о технологии строительства городского и
сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.
Транспорт города и села. Телефоны экстренной службы. Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальные
представления об истории развития транспорта.
Человек создатель и носитель культуры. Культура и образование. Учреждения культуры (музей, театр, цирк,
выставочный зал, концертный зал. библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет,
консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамер.
Профессии людей. Все профессии важны. Проект «Профессии». Разнообразие профессий, их роль в экономике и в
жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,
обсуждение способов сроков работы.
Зима. Зимние месяцы. В гости к зиме (экскурсия). Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.
Признаки зимы. Погода зимой. В гости к зиме (урок). Зимние явления в неживой и живой природе.
Родной город и село. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Проверка знаний и
умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Родной город и село. Красная книга. Профессии людей. Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или
возьмём под защиту», «Профессии». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной
оценки своих достижений.
Тело человека. Системы органов. Строение тела человека. Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и
внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.
Режим дня второклассника. Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим
питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.
Дорога от дома до школы. Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы
светофора, дорожные знаки перехода улицы). Практическая работа
Правила безопасного поведения на дорогах. Школа пешехода. Основные правила безопасности пешехода.
Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Домашние опасности. Правила безопасного поведения в 1
быту.
Правила противопожарной безопасности. Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по
1
телефону.
Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в воде и в лесу. 1
Дорога от дома до школы. Телефоны экстренной помощи. Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с
1
незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга», и
аналогичных.
Правила безопасной жизнедеятельности. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
1
безопасность». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Семья – самое близкое окружение человека. Наша дружная семья. Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как
1
единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.
Семья ребёнка и семейные традиции. Родословная. Проект «Родословная». Подготовка к выполнению проекта:
1
знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.
Школьник и его жизнь в школе. В школе. Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика
1
общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.
Правила поведения в школе и на уроке. Правила вежливости. Правила этики в общении. Формулы приветствия и
1
прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.
Друзья и взаимоотношения между ними. Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях.
1
Культура поведения в общественных местах. Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах (в 1
театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).
Правила взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
1
«Общение». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах земли. Посмотри вокруг. Знакомство с целями и задачами
1
раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.
Ориентирование на местности. Компас. Что такое ориентирование местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, 1
солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться
компасом.
Ориентирование на местности. Компас. Что такое ориентирование местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, 1
солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться
компасом.
Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.
1
Водоёмы и их разнообразие. Водные богатства. Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы,
1
пруды. Водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.
Весна. Весенние месяцы. В гости к весне (экскурсия). Наблюдения над весенними явлениями природы.
1
Признаки весны. В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе.
1
Карта России. Россия на карте. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила
1
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
показа объектов на настенной карте.
Города России. Проект «Города России». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника,
1
распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.
Москва – столица России. И центр управления страной. Путешествие по Москве. Москва – столица нашей Родины.
1
Первоначальные сведения об истории основании города. План Москвы. Герб Москвы. Основные
достопримечательности столицы.
Достопримечательности Москвы. Московский Кремль. Московский Кремль – символ нашей Родины.
1
Достопримечательности Кремля и красной площади.
Санкт-Петербург и его достопримечательности. Город на Неве. Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и
1
план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания.
Географическая карта. Материки и океаны. Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их
1
изображение на карте.
Материки и океаны, их названия и расположение на глобусе и карте. Путешествие по материкам. Особенности природы 1
и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.
Общее представление о многообразии стран. Страны мира. Проект «Страны мира» Физические и политические карты.
1
Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с
материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.
Лето. Летние месяцы. Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе, разнообразие растений и животных,
1
доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.
Лето. Признаки лета. Летние явления природы.
1
Бережное отношение человека к природе. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
1
Тематическое планирование, Окружающий мир 3 класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год
Тема урока
№
Количество часов
1.
Природа-источник удовлетворения потребностей людей. Раздел «Как устроен мир» Природа
1
2
Зависимость жизни человека от природы. Человек
1
3
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Проект «Богатства, отданные людям»
1
4
Взаимоотношения человека с другими людьми. Общество
1
5
Охрана природных богатств. Что такое экология
1
6
Природа в опасности! Проверочная работа.
1
7
Природа - это весь многообразный мир. Раздел «Эта удивительная природа» Тела, вещества, частицы
1
8
Знакомство с природными объектами и изделиями. Разнообразие веществ
1
9
Воздух – смесь газов. Воздух и его охрана
1
10 Свойства воды. Вода
1
11 Круговорот воды в природе. Превращения и круговорот воды
1
12 Бережное отношение к природным богатствам. Берегите воду!
1
13 Почва, её состав, значение.
1
Что такое почва
14 Растения, их разнообразие. Разнообразие растений
1
15 Условия, необходимые для жизни растения. Солнце, растения и мы с вами
1
16 Части растения. Размножение и развитие растений
1
17 Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Охрана растений
1
18 Животные, их разнообразие. Разнообразие животных
1
19 Особенности питания разных животных. Кто что ест?
1
20 Проект «Разнообразие природы родного края»
1
21 Размножение животных. Размножение и развитие животных
1
22 Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных
1
23 Грибы: съедобные и ядовитые. В царстве грибов
1
24 Великий круговорот жизни. Проверочная работа.
1
25 Человек – часть природы. Раздел «Мы и наше здоровье» Организм человека
1
26 Гигиена систем органов.
1
Органы чувств
27 Первая помощь при легких травмах. Надежная защита организма
1
28 Система органов. Опора тела и движение
1
29 Правила питания. Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
1
30 Система органов. Дыхание и кровообращение
1
31 Экстренная помощь. Умей предупреждать болезни
1
32 Здоровый образ жизни
1
33 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
1
34 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».
1
35 Правила безопасной жизнедеятельности. Раздел «Наша безопасность» Огонь, вода и газ
1
36 Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Чтобы путь был счастливым
1
37 Дорожные знаки
1
38 Проект «Кто нас защищает»
1
39 Сохранение и укрепление здоровья. Опасные места
1
40 Правила поведения в природе. Природа и наша безопасность
1
41 Экологическая безопасность. Проверочная работа.
1
42 Влияние человека на природу. Раздел «Чему учит экономика» Для чего нужна экономика
1
43 Природа – источник удовлетворения потребностей людей. Природные богатства и труд людей — основа экономики
1
44 Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Полезные ископаемые
1
45 Многообразие растений и их полезные свойства. Растениеводство
1
46 Роль животных в жизни людей. Животноводство
1
47 Охрана природных богатств. Какая бывает промышленность
1
48 Проект «Экономика родного края»
1
49 Что такое деньги?
1
50 Государственный бюджет
1
51 Семейный бюджет
1
52 Экономика и экология
1
53 Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа.
1
54 Россия – многонациональная страна. Раздел «Путешествие по городам и странам» Золотое кольцо России
1
Россия – многонациональная страна. Раздел «Путешествие по городам и странам» Золотое кольцо России
1
56 Россия – многонациональная страна. Раздел «Путешествие по городам и странам» Золотое кольцо России
1
57 Проект «Музей путешествий»
1
58 Общее представление о многообразии стран. Наши ближайшие соседи
1
59 Общее представление о многообразии стран. На севере Европы
1
60 Общее представление о многообразии стран. Что такое Бенилюкс
1
61 Общее представление о многообразии стран. В центре Европы
1
62 Общее представление о многообразии стран. По Франции и Великобритании (Франция)
1
63 Общее представление о многообразии стран. По Франции и Великобритании (Франция)
1
64 Общее представление о многообразии стран.
1
65 Общее представление о многообразии стран. По знаменитым местам мира
1
66 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
1
67 Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
1
68 Повторение и обобщение изученного в 3 классе. Проверочная работа.
1
55
Тематическое планирование, Окружающий мир 4 класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Тема урока
Изучение схемы строения Солнечной системы. Мир глазами астронома.
Анализирование схем вращения Земли. Планеты Солнечной системы.
Формирование представлений о звездах, созвездиях. Звездное небо – Великая книга Природы.
Формирование представлений о географической карте и глобусе. Мир глазами географа.
Формирование представления об истории как науке. Мир глазами историка.
«Век», «тысячелетие», «летоисчесление». Когда и где?
Взаимосвязь человека и окружающей среды. Мир глазами эколога.
Объекты Всемирного природного и культурного наследия. Сокровища Земли под охраной человечества
Международная Красная книга. Сокровища Земли под охраной человечества
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.
Умение характеризовать водные объекты. Моря, озера и реки России.
Природные зоны России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь.
Природные зоны России. Тундра.
Природные зоны России. Леса России.
Особенности труда и быта людей. Лес и человек.
Природные зоны России. Зона степей.
Природные зоны России. Пустыни.
Природные зоны России. У Черного моря.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»
Наш край. Презентация пректов.
Особенности поверхности родного края. Поверхность нашего края.
Особенности поверхности родного края. Поверхность нашего края (экскурсия)
Водоёмы родного края. Водные богатства нашего края.
Полезные ископаемые родного края. Наши подземные богатства.
Почва. Плодородие как главное свойство почвы. Земля – кормилица.
Разнообразие растений. Экскурсия в лес и на луг.
Природные сообщества. Жизнь леса.
Природные сообщества. Жизнь луга.
Природные сообщества. Жизнь в пресных водах.
Природные сообщества. Экскурсия к водоёму.
Использование человеком богатств природы. Растениеводство в нашем крае.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68
Условия, необходимые для жизни животных. Животноводство в нашем крае.
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны».
Первые коллективы людей. Начало истории человечества.
Страны и народы мира. Мир древности: далекий и близкий.
Страны и народы мира. Средние века: время рыцарей и замков.
Страны и народы мира. Новое время: встреча Европы и Америки.
Человек – создатель и носитель культуры. Новейшее время: история продолжается сегодня.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.
Древняя Русь. Во времена Древней Руси.
Древняя Русь. Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Древняя Русь. Трудные времена на Русской земле.
Древняя Русь. Русь расправляет крылья.
Древняя Русь. Куликовская битва.
Иван Третий.
Московское государство. Мастера печатных дел.
Московское государство. Патриоты России.
Российская империя. Петр Великий.
Российская империя. Михаил Васильевич Ломоносов.
Российская империя. Екатерина Великая.
Российская империя. Отечественная война 1812 года.
Российская империя. Страницы истории XIX века.
Российская империя. Россия вступает в XX век.
СССР. Страницы истории 1920-1930-х годов.
Великая война и великая Победа.
СССР. Великая война и великая Победа.
СССР. Страна, открывшая путь в космос.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права
человека.
Российская Федерация. Мы – граждане России.
Российская Федерация. Славные символы России.
Государственные и всенародные праздники России. Такие разные праздники.
Народы, населяющие Россию. Путешествие по России.
Россия – многонациональная страна. Путешествие по России.
Народы, населяющие Россию. Путешествие по России.
Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.
Презентация проектов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список литературы
А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Москва «Просвещение»
А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Москва «Просвещение»
Е.М.Тихомирова Тесты по предмету «Окружающий мир 1-2 часть» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1 класс. В 2 – х
частях». Москва,2015
А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Москва «Просвещение»
А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Москва «Просвещение»
Е.М.Тихомирова Тесты по предмету «Окружающий мир 1-2 часть» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс. В 2 – х
частях». Москва,2015.
Плешаков А. А. «Окружающий мир», 3 класс, 2017 г.
Плешаков А. А. «Окружающий мир», 4 класс, 2017 г.
Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела,
темы
Дата проведения по
Причина корректировки
плану
Корректирующие
мероприятия
Дата проведения по
факту