Приложение к ООП НОО МАОУ СОШ №16 с.Никольское
Рабочая программа
по модулю «Основы мировых религиозных культур»
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
(Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур. Учебник для 4 класса
Рекомендовано Министерством Просвещения РФ)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
о мировых религиях;
об основателях религий мира,
о священных книгах религий мира;
о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
названия мировых религий,
имена основателей религий мира,
названия основных праздников религий мира,
особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
работать с различными источниками информации;
осуществлять творческую деятельность;
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности
России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее
осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия
и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание учебного предмета
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора,
Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства.
Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в
христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор.
Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре
христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной
культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России.
Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник
Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке.
Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства.
Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам:
ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва
(мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных
ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира.
Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам,
Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
№
п/п
№
в
теме
Тематическое планирование по основам мировых религиозных культур
1 час в неделю, 34 часа
4 класс
Содержание
Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения)
материала
предметные
метапредметные
Деятельность
учащихся
личностные
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
1.
1.
Россия – наша
Родина.
Восстановление
целостного
представления о
нашей Родине
России.
Формирование
представления о
духовном мире
людей и
культурных
традициях.
Формирование познавательных
УУД: самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постанова
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных
УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем и
учениками
Формирование основ
гражданской
идентичности
личности, осознания
своей национальной
и этнической
принадлежности.
Россия, Родина,
патриот,
Отечество,
столица,
президент, гос-ые
символы;
духовный мир
человека,
культурные
традиции.
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов)
2.
1.
Культура и
религия
Формирование
первоначального
представления о
мировых религиях
и традиционных
религиях народов
России.
Формирование познавательных
УУД: осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
в устной и письменной форме.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование
образа мира как
единого и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
Религия, ритуал.
Традиционные
религии России:
христианство,
ислам, буддизм,
иудаизм.
3.
2.
Культура и
религия
Формирование
понимания связи
между культурой
и религией.
4.
3.
Возникновение
религий.
Древнейшие
верования
Формирование
знаний о
древнейших
верованиях и
возникновении
веры в Единого
Бога.
Формирование коммуникативных
УУД: понимание возможности
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с собственной
ученика, способности
ориентироваться на позицию
партнёра в общении и
взаимодействии.
Формирование познавательных
УУД: структурирование знаний.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено, и
что еще нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных
УУД: понимание возможности
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с собственной
ученика, способности
ориентироваться на позицию
партнёра в общении и
взаимодействии.
Формирование познавательных
УУД: установление причинно –
следственных связей, построение
логической цепи рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных
УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для
к истории и культуре
всех народов.
Культура и
религия.
Культурный
человек, культура
поведения.
Формирование
Пантеон
образа мира как
Многобожие.
единого и
Завет. Храм
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
к истории и культуре
всех народов
5.
4.
Возникновение
религий.
Религии мира и
их основатели
6.
5.
Священные
книги религий
мира. Веды,
Авеста,
Трипитака
решения различных
коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание,
владеть диалогической формой
речи
Формирование
Формирование познавательных
знаний о
УУД: установление причинно –
возникновении
следственных связей, построение
религий мира и Их логической цепи рассуждений.
основателях.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено, и
что еще нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных
УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание,
владеть диалогической формой
речи
Формирование
Формирование познавательных
представления о
УУД: осознанное и произвольное
Священных
построение речевого высказывания
книгах религий
в устной и письменной форме.
мира: Ведах,
Формирование регулятивных УУД:
Авесте,
целеполагание как постановка
Трипитаке.
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных
УУД: умение учитывать разные
мнения и стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
Иисус Христос,
христианство.
Аллах, Мухаммад,
ислам. Нирвана,
Будда, буддизм
Формирование
Веды, Типитака,
образа мира как
Танах.
единого и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
к истории и культуре
всех народов.
7.
6.
Священные
книги религий
мира. Тора,
Библия, Коран
Формирование
представления о
Священных
книгах религий
мира: Торе,
Библии, Коране.
Формирование познавательных
УУД: осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
в устной и письменной форме.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено, и
что еще нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных
УУД: умение учитывать разные
мнения и стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
8.
7.
Хранители
предания в
религиях мира
Формирование
представления о
преданиях в
религиях мира и
их хранителях.
9.
8.
Добро и зло.
Понятие греха,
раскаяния и
воздаяния.
Формирование
знания о
возникновении в
мире зла.
Формирование познавательных
УУД: самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных
УУД: умение формулировать
собственное мнение и позицию
Формирование познавательных
УУД: подведение под понятие,
выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено, и
что еще нужно усвоить, осознания
качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных
УУД: умение учитывать и
Тора, Библия,
Коран.
Формирование
образа мира как
единого и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
к истории и культуре
всех народов.
Предания, жрецы,
раввин,
священнослужите
ли: епископ,
священник,
диакон. Умма,
имам, хафиз.
Сангха, лама.
Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений о
нравственных
нормах, социальной
Грех,
грехопадение,
покаяние,
воздаяние. Добро,
зло, традиция.
10. 9.
Добро и зло.
Понятие греха,
раскаяния и
воздаяния.
Формирование
понятий «грех»,
«раскаяние и
воздаяние».
11. 10.
Человек в
религиозных
традициях мира
Формирование
первоначального
представления о
религиозных
традициях мира,
об отечественных
религиозно –
культурных
традициях как
духовной основе
многонациональн
ого,
многоконфессион
ального народа
России.
координировать в сотрудничестве
отличные от собственной позиции
других людей.
Формирование познавательных
УУД: построение логической цепи
рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение
необходимых дополнений и
корректив в план, и способ
действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его
результата.
Формирование коммуникативных
УУД: умение учитывать и
координировать в сотрудничестве
отличные от собственной позиции
других людей.
Формирование познавательных
УУД: построение логической цепи
рассуждений.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение
необходимых дополнений и
корректив в план, и способ
действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его
результата
Формирование коммуникативных
УУД: умение задавать вопросы,
необходимые для организации
собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.
12. 11.
Священные
сооружения
Формирование
представления об
Формирование познавательных
УУД: анализ объектов с целью
справедливости и
свободе.
Формирование
бережного
Нирвана. Грех,
грехопадение,
покаяние,
воздаяние. Добро,
зло, традиция
Формирование
Молитва,
образа мира как
таинства, намаз,
единого и
мантра
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
к истории и культуре
всех народов
Храм, икона,
синагога, мечеть
архитектурных
особенностях,
устройстве и
назначении
священных
сооружений в
иудаизме и
христианстве.
13. 12.
Священные
сооружения
Формирование
представления об
архитектурных
особенностях,
устройстве и
назначении
священных
сооружений в
исламе и
буддизме.
14. 13.
Искусство в
религиозной
культуре
Формирование
знания об
особенностях
искусства в
религиозных
культурах
выделения признаков
(существенных, и несущественных).
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных
УУД: умение с учётом целей
коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно
передавать партнёру необходимую
информацию как ориентир для
построения действия.
Формирование познавательных
УУД: анализ объектов с целью
выделения признаков
(существенных, и несущественных).
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделения и осознания
учащимся того, что уже усвоено, и
что еще нужно усвоить, осознания
качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных
УУД: умения с учетом целей
коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно
передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для
построения действия.
Формирование познавательных
УУД: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий.
отношения к
материальным и
духовным
ценностям.
Воспитание доверия
и уважения к
истории и культуре
всех народов.
Развитие этических
чувств как
регуляторов
морального
поведения
Минарет, ступа,
пагода
Воспитание доверия
и уважения к
истории и культуре
всех народов.
Искусство. Икона,
каллиграфия,
арабески.
15. 14.
Искусство в
религиозной
культуре
16. 15.
Творческие
работы ученика
17. 16.
Творческие
работы ученика
христианства и
ислама.
Формирование
знания об
особенностях
искусства в
религиозных
культурах
иудаизма и
буддизма.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено, и
что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных
УУД: умение учитывать разные
мнения и стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
Закрепление и
расширение
знаний об
отечественных
религиозно –
культурных
традициях как
духовной основе
многонациональн
ого,
многоконфессионого народа
России.
Формирование познавательных
УУД: поиск и выделение
необходимой информации;
применение методов
информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных
средств; рефлексия способов и
условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования —
предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его
временных характеристик;
планирования — определение
последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление
плана и последовательности
действий.
Формирование коммуникативных
УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели,
Семисвечник,
способы
изображения
Будды
Формирование
образа мира как
единого и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
к истории и культуре
всех народов.
18. 17.
19. 18.
20. 19.
21. 20.
История религий Формирование
знания о
в России
появлении
христианства на
Руси, об
исторической
роли
Православной
церкви в
становлении
российской
государственност
и.
История религий Формирование
в России
знания о
появлении на
территории
России ислама,
буддизма,
иудаизма и их
роли в
становлении
российской
государственност
и.
Религиозные
Формирование
знания о
ритуалы.
религиозных
Обычаи и
ритуалах, обычаях
обряды
и обрядах в
Религиозные
традиционных
ритуалы.
религиях России.
Обычаи и
обряды
функций участников, способов
взаимодействия.
Формирование познавательных
УУД: смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор
вида чтения в зависимости от цели.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено, и
что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных
УУД: умение учитывать разные
мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию
Формирование познавательных
УУД: самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Воспитание доверия
и уважения к
истории и культуре
всех народов.
Митрополия,
Патриарх, монах,
монастырь, Синод.
Староверы,
старообрядцы.
Православие,
католическая
церковь,
протестанты.
Воспитание доверия
и уважения к
истории и культуре
всех народов.
Ритуалы, обряды.
Таинства:
Евхаристия,
крещение, брак,
брак. Намаз,
шахада. Мантра,
зурхачин
22. 21.
Паломничества
и святыни.
Формирование
представления о
главных святынях
мировых религий.
23. 22.
Праздники и
календари
Праздники и
календари
Формирование
представления о
главных
праздниках в
традиционных
религиях России
24. 23.
Формирование коммуникативных
УУД: умение учитывать разные
мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию.
Формирование познавательных
УУД: синтез — составление целого
из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих
компонентов.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение
необходимых дополнений и
корректив в план, и способ
действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его
результата.
Формирование коммуникативных
УУД: умение формулировать
собственное мнение и позицию.
Формирование познавательных
УУД: самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение
необходимых дополнений и
корректив в план, и способ
действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его
результата.
Формирование коммуникативных
УУД: умение учитывать разные
мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию.
Воспитание доверия
и уважения к
истории и культуре
всех народов.
Развитие этических
чувств как
регуляторов
морального
поведения.
Паломничество,
мощи. Хадж.
Накхор.
Формирование
образа мира как
единого и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
к истории и культуре
всех народов
Песах, Шавуот
Суккот Ханука.
Пурим, Дончод,
Сагаалган.
Рождество,
Крещение
(Богоявление)
Пасха,
Пятидесятница
(Троица). Курбан
– байрам, Ураза –
байрам, Мавлид.
25. 24.
Религия и
мораль.
Нравственные
заповеди в
религиях мира.
26. 25.
Религия и
мораль.
Нравственные
заповеди в
религиях мира.
27. 26.
Милосердие,
забота о слабых,
взаимопомощь.
Формирование
понимания
значения
нравственности,
веры и религии в
жизни человека и
общества.
Формирование познавательных
УУД: формулирование проблемы.
Формирование регулятивных УУД:
коррекции — внесение
необходимых дополнений и
корректив в план, и способ
действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его
результата.
Формирование коммуникативных
УУД: умение договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения
интересов.
Формирование
нравственных
понятий
«милосердие»,
«забота о слабых»,
«взаимопомощь».
Формирование познавательных
УУД: синтез — составление целого
из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих
компонентов
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных
УУД: умение использовать речь для
регуляции своего действия.
Формирование
образа мира как
единого и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
к истории и культуре
всех народов.
Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений о
нравственных
нормах, социальной
справедливости и
свободе.
Воспитание
доброжелательности
и эмоционально –
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей; развитие
начальных форм
регуляции своих
эмоциональных
состояний.
Заповеди, притча,
бодхисатва.
Милосердие,
сострадание,
милостыня.
28. 27.
Семья.
Формирование
понятия «семья»,
знаний об
отношении
традиционных
религий к семье.
29. 28.
Долг, свобода,
ответственность,
труд.
Формирование
понимания долга,
свободы,
ответственности и
труда в разных
религиозных
культурах страны.
Формирование познавательных
УУД: подведение под понятие,
выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД:
целеполагание как постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно
и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных
УУД: умение продуктивно
разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его
участников.
Формирование познавательных
УУД: выдвижение гипотез и их
обоснование.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования —
предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его
временных характеристик.
Формирование коммуникативных
УУД: умение адекватно
использовать речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание,
владеть диалогической формой
речи.
Воспитание
уважительного
отношения,
бережного хранения
семейных традиций.
Семья
Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений о
нравственных
нормах, социальной
справедливости и
свободе.
Формирование
мотивации к труду,
работе на результат.
Долг, свобода,
ответственность,
труд.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
30. 1.
Любовь и
уважение к
Отечеству.
Формирование
понимания любви
и уважения к
Формирование познавательных
УУД: преобразование модели с
целью выявления общих законов,
Формирование основ Государство,
гражданской
гражданин,
идентичности
мораль,
Отечеству,
патриотизма в
разных религиях
страны.
31. 2.
Подготовка
творческих
проектов.
Закрепление
знаний,
понимания
ценностей:
Отечество, семья,
религия – как
основы
религиозно –
культурной
традиции
многонациональн
ого народа России
определяющих данную предметную
область.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено, и
что ещё нужно усвоить, осознания
качества и уровня усвоения.
Формирование коммуникативных
УУД: умение допускать
возможность существования у
людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и
взаимодействии
Формирование познавательных
УУД: выбор оснований и критериев
для сравнения, сериации,
классификации объектов;
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
прогнозирования —
предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его
временных характеристик;
планирования — определение
последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление
плана и последовательности
действий.
Формирование коммуникативных
УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем и
личности, осознания патриотизм,
своей национальной народ.
и этнической
принадлежности.
Формирование
образа мира как
единого и
целостного при
разнообразии
культур,
национальностей,
религий, воспитание
доверия и уважения
к истории и культуре
всех народов
сверстниками — определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия.
32. 3.
33. 4.
34. 5.
Выступление
учащихся со
своими
творческими
работами
Выступление
учащихся со
своими
творческими
работами
Презентация
творческих
проектов
Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю
буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и
общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д.
Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,
«С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание
Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой
друг», и т.д.
Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни,
кухня народов России и т.д.).