Литературное чтение на родном языке (русском) 2-4 классы

Приложение к ООП НОО МАОУ СОШ №16 с.Никольское

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
2-4 класс

с. Никольское

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
 положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
 внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных
поступков, действий других людей;
 оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
 представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
 умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
 ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
 умения оценивать свое отношение к учебе;
 внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
 эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к
произведениям искусства, явлениям природы)
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
 воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
 читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
 пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
 объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
 вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
 объяснять действия персонажей;
 делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
 сравнивать героев разных произведений;
 ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
 в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность

Учащиеся научатся:
 создавать рассказ по циклу картинок;
 рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
 выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
 читать по ролям художественное произведение;
 сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
 придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
 создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
 участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
 объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
 находить сравнения в тексте произведения;
 определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
 определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
 выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
 определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
 выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
o самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
o планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
 прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
 самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
 сравнивать произведения и героев;
 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
 находить объяснение незнакомых слов в словаре;
 находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
 задавать вопросы по тексту произведения;
 сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
 обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую
позицию;
 аргументировать собственную позицию;
 получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
 умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
 ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
 умение оценивать свое отношение к учебе;
 уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
 представление об общих нравственных категориях у разных народов;
 нравственное чувство и чувственное сознание;
 умение анализировать свои переживания и поступки;
 способность к самооценке;
 эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
 бережное отношение к живой природе;
 эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
 правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
 пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
 рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
 привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
 определять и оценивать позиции литературных героев;
 выявлять тему и главную мысль произведения;
 сопоставлять героев, идеи разных произведений;
 составлять план рассказа;

определять свое и авторское отношение к героям;
формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
 составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
 ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
 делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 читать по ролям художественное произведение;
 продолжать сюжет произведения, историю героя;
 участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
 создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии
иллюстраций, по результатам наблюдений;
 выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
 выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
 находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
 определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
 использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
 соотносить свои действия с поставленной целью;
 выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
 планировать свои учебные действия;
 анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
 составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
 планировать свою читательскую деятельность;
 планировать свою деятельность при реализации проекта.



Познавательные
Учащиеся научатся:
 сравнивать произведения и героев;
 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
o свободно ориентироваться в аппарате учебника;
o находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
 сравнивать и классифицировать жизненные явления;
 выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
 находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
 сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
 ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
 находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
 извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
 знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
 сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
 работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
 осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
 овладевать диалогической формой речи;
 формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.
4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
 способность к самооценке;
 чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
 представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных
поступках;
 ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
 регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
 эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
 эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

 познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
 чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
 устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
 толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
 читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про
себя — примерно 120 слов в минуту) ;
 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием
логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного, декламировать стихотворные произведения
 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
 находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
 различать последовательность событий и последовательность их изложения;
 выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко
всему тексту и отдельным его частям;
 пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
 обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу,
открытому доступу книг в детской библиотеке;
 составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических
журналах;
 соотносить поступки героев с нравственными нормами;
 ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
 составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
 высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
 высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
 создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 читать по ролям художественное произведение;
 создавать текст на основе плана;
 придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
 писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
 участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
 создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:
 создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и
сюжета;
 создавать иллюстрации к произведениям;
 создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
 определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений,
рассказов, повестей, басен;
 выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
 вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
 определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
 различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
 находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
 делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой;
средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
 создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное
произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
 планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
 выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
o вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
 ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
 самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
 планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные
Учащиеся научатся:
 находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
 выделять существенную информацию из текстов разных видов;
 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
 устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
 осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
 сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
 строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе
анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
 работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
 точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
 оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
 владеть диалогической формой речи;
 корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
 понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
 задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Содержание учебного предмета, курса «Литературное чтение на родном языке (русском)»
2 класс

Круг чтения
Осень пришла
Вспомним лето
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков
«Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Народные песни, сказки, пословицы
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная
песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»;
ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как
проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская
колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская
сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня
«Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за
своей мукой ходил».
Зимние картины
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного
паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».

Авторские сказки
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова
«Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов
«Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов
«Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О.
Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О.
Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В.
Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев
«Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя
сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная
карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
Навык и культура чтения
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному
интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору
нужного темпа чтения.
Работа с текстом и книгой
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их
значение.
Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий
персонажей.
Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.

Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный
жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения.
Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое,
отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт,
сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения
сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных
писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим
поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в
книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста
произведения.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев,
переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.
Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.
Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя;
рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).
Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
Развитие умения выделять рифму в стихотворении.
Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма).
Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

3 класс

Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…»
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной
избушки…».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
Народные сказки
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица
Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л.
Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…»
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и
Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин
«Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей»,
«Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого
произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица
героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними
проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства
выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра;
представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением
стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой,
стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с
помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
4 класс

Круг чтения
Мифы
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка
«Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка
и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И.
Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина»,

О прошлом Родины
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев
«Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А.
Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В.
Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Навыки и культура чтения
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным
интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.
Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль
прочитанного, выражать её своими словами.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя,
формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с
заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.
Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в
мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских
периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории
персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.
Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной
передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6

2 КЛАСС

Осень пришла
Народные песни, сказки, пословицы
Зимние картины
Авторские сказки
Писатели о детях и для детей
Весеннее настроение

Название раздела

Количество часов

ИТОГО

2
2
2
5
4
2
17ч

3 КЛАСС
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Название раздела

Количество часов

Уж небо осенью дышало …
Народные сказки
Поэтические страницы
О мужестве и любви
Зимы ждала, ждала природа…
Авторские сказки
Басни
Братья наши меньшие
О совести и долге
Весна пришла
И в шутку и всерьёз
ИТОГО

2
2
1
1
1
1
2
2
3
2
1
18 ч

4 КЛАСС

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название раздела
Работа со справочными и периодическими изданиями
Мифы
Народные сказки
Былины
Авторские сказки
Басни
Прошла по земле война
Слово о родной земле
Мир детства
Удивительные приключения
ИТОГО

Количество часов
1ч
1ч
3ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
2ч
2ч
17 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».