МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МАОУ СОШ № 16
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сальцев А.А.
Приказ № 60
от « 26 » июня 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
для обучающихся 10-11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и
защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к
результатам освоения образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы
воспитания и предусматривает непосредственное применение при реализации
ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня
основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение
содержания материала в логике последовательного нарастания факторов
опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения
модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной
жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
1. формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и
мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
2. достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и
потребностям общества в формировании полноценной личности
безопасного типа;
3. взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и
среднего общего образования;
4. подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено
одиннадцатью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на
уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости
безопасно действовать».
Программа
ОБЗР
предусматривает
внедрение
практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При
этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях
должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и практические
действия обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением
новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России
(резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях;
продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;
существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности;
нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также
для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности
жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание
личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности,
овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения
безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими
документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Национальными целями развития
Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, государственной
программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.
№ 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через
приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы
взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области
безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных
предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория
безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на
изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических
и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего
комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что
позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности
личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников
построение модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины»,
является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение
знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению
конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности
безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые
обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите
Отечества; сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного поведения в
интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства; знание и понимание роли личности, общества и государства в
решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего
образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое
развитие личности, общества, государства»:
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении
национальной безопасности;
роль личности, общества
противоправной деятельности;
и
государства
в
предупреждении
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, её
задачи и примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её
военной безопасности;
роль Вооружённых Сил
национальной безопасности.
Российской
Федерации
в
обеспечении
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение
с изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение
воинского приветствия на месте и в движении; основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр); виды
маневра; походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
оборона, ее задачи и принципы; наступление, задачи и способы; требования
курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб
и тренировок; правила безопасного обращения с оружием; изучение условий
выполнения упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия; способы удержания оружия и правильность
прицеливания; назначение
и
тактико-технические
характеристики
современных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12,
пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева); перспективы и тенденции развития
современного стрелкового оружия; история возникновения и развития
робототехнических комплексов; виды, предназначение, тактико-технические
характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи; радиосвязь,
назначение и основные требования;
предназначение,
общее
устройство
и
тактико-технические
характеристики переносных радиостанций; местность как элемент боевой
обстановки; тактические свойства местности, основные её разновидности и
влияние на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств
местности; шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для
стрелка; понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры
применения, его роль в современном бою; поражающие
факторы ядерных взрывов; отравляющие вещества, их
назначение и классификация; внешние признаки
применения бактериологического (биологического)
оружия; зажигательное оружие и способы защиты от него; состав и назначение
штатных и подручных средств первой помощи; виды боевых ранений и
опасность их получения; алгоритм оказания первой помощи при
различных состояниях; условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой»
зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах; особенности прохождения службы по призыву,
освоение военноучетных специальностей; особенности прохождения
службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества, государства; соотношение понятий «опасность», «безопасность»,
«риск» (угроза); соотношение понятий «опасная ситуация»,
«чрезвычайная ситуация»; общие принципы (правила) безопасного
поведения; индивидуальный, групповой, общественно-государственный
уровень
решения задачи обеспечения безопасности; понятия «виктимность»,
«виктимное поведение», «безопасное поведение»; влияние действий и
поступков человека на его безопасность и
благополучие; действия, позволяющие предвидеть опасность; действия,
позволяющие избежать опасности; действия в опасной и чрезвычайной
ситуациях; риск-ориентированное мышление как основа обеспечения
безопасности; риск-ориентированный подход к обеспечению
безопасности личности,
общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок
действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая помощь при ушибах
переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд,
лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак
и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной
системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
история появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости; риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на
транспорте; безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине;
движение в тёмное время суток; движение с использованием средств
индивидуальной мобильности); взаимосвязь безопасности водителя и
пассажира; правила безопасного поведения при поездке в легковом
автомобиле,
автобусе;
ответственность
водителя,
ответственность
пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю; порядок
действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при
отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при
опасности возгорания; с большим количеством участников); основные
источники опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок
действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций; основные
источники опасности на железнодорожном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных
ситуаций; основные источники опасности на водном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и
чрезвычайной ситуации; основные источники опасности на авиационном
транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при
возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого и
открытого типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии;
криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы,
давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила
безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного
поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок;
взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося
человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(медицинские
и
образовательные
организации,
культурные,
торговоразвлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
отдых на природе, источники опасности в природной среде; основные
правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах; общие
правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе; особенности
обеспечения безопасности в водном походе; особенности обеспечения
безопасности в горном походе; ориентирование на местности; карты,
традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной
среде; источники опасности в автономных условия; сооружение убежища,
получение воды и питания; способы защиты от перегрева и переохлаждения в
разных природных условиях, первая помощь при перегревании,
переохлаждении и отморожении; природные чрезвычайные ситуации; общие
правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть;
избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать
воздействие опасных факторов; дождаться помощи); природные пожары,
возможности прогнозирования и предупреждения; правила безопасного
поведения, последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды; природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными геологическими явлениями и процессами: землетрясения,
извержение вулканов, оползни, камнепады;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами,
сели, лавины;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями
и процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду; причины и
источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса; чрезвычайные
ситуации экологического характера,
возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий; экологическая
грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика»;
биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм
заболеваний;
распространения
чрезвычайные
ситуации
и
способы
передачи
биолого-социального
инфекционных
характера,
меры
профилактики и защиты;
роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок;
вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные
заболевания,
неинфекционные заболевания;
самые
распространённые
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в
животе, эпилепсия и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия;
основные факторы, влияющие
психологическое благополучие;
на
психическое
здоровье
и
основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического
здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая
помощь при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая
группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические характеристики группы и особенности взаимодействия
в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции
саморегуляции;
эмоций
при
разрешении
конфликта,
способы
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и
разрешения конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа
коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению
антиобщественную деятельность.
молодёжи
в
противозаконную
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», её признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы
работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
и
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза
для будущей жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика
сообщества;
и
противодействие
вовлечению
в
деструктивные
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической направленности, их цель, причины,
последствия;
опасность вовлечения в экстремистскую
деятельность: способы и признаки;
и
террористическую
предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и
проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к
осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в
повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите
Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному
наследию и уважительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося,
готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения
в
течение всей жизни; уважение закона и правопорядка, осознание своих прав,
обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях,
связанных с безопасностью жизнедеятельности; сформированность базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам; готовность к взаимодействию с
обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья
населения; готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства; 2)
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к
своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев
Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России,
российской армии и флота; ценностное отношение к государственным и
военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской
славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации,
достижениям России в
области
обеспечения
безопасности
жизни
и
здоровья
людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского
воинства; сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других
людей, общества и государства; способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное
поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях
жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций,
перерастания их в
чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий; ответственное
отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности; понимание
взаимозависимости
успешности
и
полноценного развития и
безопасного поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню
развития общей теории безопасности, современных представлений о
безопасности в технических, естественно-научных, общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры
безопасности жизнедеятельности; понимание научно-практических основ
учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать,
безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; знание приёмов
оказания первой помощи и готовность применять их в
случае необходимости; потребность в регулярном ведении здорового образа
жизни; осознание последствий и активное неприятие вредных привычек
и иных
форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной
безопасности; готовность к осознанному и ответственному соблюдению
требований
безопасности в процессе трудовой деятельности; интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, включая
военно-профессиональную деятельность; готовность и способность к
образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, их роли в
обеспечении безопасности личности, общества и государства; планирование и
осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение представлений
о деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно
определять
актуальные
проблемные
вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет
и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного
решения в различных ситуациях; устанавливать существенный признак или
основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в
области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и
противоречия;
определять
цели
действий
применительно
к
заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом
самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной
жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации
риск-ориентированного поведения; моделировать объекты (события, явления)
в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их
различные состояния для решения познавательных задач, переносить
приобретённые знания в повседневную жизнь; планировать и осуществлять
учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи; развивать
творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области безопасности жизнедеятельности; осуществлять различные виды
деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и
применению для решения различных учебных задач, в том числе при
разработке и защите проектных работ; анализировать содержание учебных
вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать
оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных)
критериев; раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни; критически оценивать полученные в ходе
решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их
корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных
задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые
знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов информации из источников разных типов при обеспечении
условий информационной безопасности личности; создавать информационные
блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи;
самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления; оценивать
достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам; владеть навыками по
предотвращению рисков, профилактике угроз и
защите от опасностей цифровой среды; использовать средства
информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно
действовать
по
избеганию
конфликтных
ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно выявлять проблемные
вопросы, выбирать оптимальный
способ и составлять план их решения в конкретных условиях; делать
осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение; оценивать
приобретённый опыт; расширять
познания в области безопасности
жизнедеятельности на основе личных
предпочтений и за счёт привлечения
научно-практических знаний других
предметных областей; повышать
образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою
деятельность; контролировать соответствие результатов целям; использовать
приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения; принимать себя, понимая свои
недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг; принимать
мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы в конкретной учебной ситуации; ставить цели и организовывать
совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей
каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать
правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах); оценивать свой вклад и вклад каждого
участника команды в общий
результат по совместно разработанным критериям; осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи,
оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять
творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
обеспечивать:
1)
знание основ законодательства Российской Федерации,
обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних
и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной
политике в области обеспечения государственной и общественной
безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
различного характера;
2)
знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и
обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в
области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской
обороны;
3)
сформированность представлений о роли России в современном
мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской
Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации,
формирование представления о военной службе;
4)
сформированность знаний об элементах начальной военной
подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со
стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и
поражающем действии оружия массового поражения, а также способах
защиты от него;
5)
сформированность представлений о современном общевойсковом
бое; понимание о возможностях применения современных достижений
научно-технического прогресса в условиях современного боя;
6)
сформированность необходимого уровня военных знаний как
фактора построения профессиональной траектории, в том числе и
образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в
интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и
правопорядка;
7)
сформированность представлений о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного
поведения и способов их применения в собственном поведении;
8)
сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах,
в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными
способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в
экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9)
сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение
применять их на практике, знание о порядке действий в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10)
знания о способах безопасного поведения в природной среде;
умение применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных
ситуациях природного характера; сформированность представлений об
экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе,
разумного природопользования;
11)
знание основ пожарной безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе
пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной
среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
12)
владение основами медицинских знаний: владение приемами
оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в
сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять
табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
13)
знание основ безопасного, конструктивного общения, умение
различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
14)
сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в
цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать
опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности
вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
15)
сформированность представлений об опасности и негативном
влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии
в том числе экстремизма, терроризма; знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в
деструктивные
сообщества,
экстремистскую
и
террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок
действий при угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается
посредством достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации; характеризовать роль личности,
общества и государства в достижении стратегических национальных
приоритетов, объяснять значение их реализации в обеспечении комплексной
безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, приводить
примеры; характеризовать роль правоохранительных органов и специальных
служб в обеспечении национальной безопасности; объяснять роль личности,
общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности; характеризовать правовую основу защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; раскрывать
назначение, основные задачи и структуру Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); объяснять
права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности
в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять
права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны; уметь действовать при сигнале «Внимание
всем!», в том числе при
химической и радиационной опасности; анализировать угрозы военной
безопасности Российской Федерации,
обосновывать
значение
обороны
государства
для
мирного
социальноэкономического
развития
страны; характеризовать
роль
Вооружённых Сил Российской в обеспечении
национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
знать строевые приёмы в движении без оружия; выполнять
строевые приёмы в движении без оружия; иметь
представление об основах общевойскового боя; иметь
представление об основных видах общевойскового боя и
способах маневра в бою; иметь представление о походном, предбоевом и
боевом порядке
подразделений; понимать способы действий военнослужащего в бою; знать
правила и меры безопасности при обращении с оружием; приводить
примеры нарушений правил и мер безопасности при
обращении с оружием и их возможных последствий; применять меры
безопасности при проведении занятий по боевой
подготовке и обращении с оружием; знать способы удержания оружия,
правила прицеливания и производства меткого выстрела; определять
характерные конструктивные особенности образцов
стрелкового оружия на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;
иметь представление о современных видах короткоствольного
стрелкового оружия; иметь представление об истории возникновения и
развития робототехнических комплексов;
иметь представление о
конструктивных особенностях БПЛА квадрокоптерного типа; иметь
представление о способах боевого применения БПЛА; иметь представление
об истории возникновения и развития связи; иметь представление о
назначении радиосвязи и о требованиях,
предъявляемых к радиосвязи; иметь представление о видах, предназначении,
тактико-технических
характеристиках
современных
переносных
радиостанций;
иметь
представление о тактических свойствах местности и их влиянии
на боевые действия войск; иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования
окопа для стрелка; иметь представление о видах оружия массового поражения
и их
поражающих факторах; знать способы действий при применении противником
оружия
массового поражения; понимать особенности оказания
первой помощи в бою; знать условные зоны оказания
первой помощи в бою; знать приемы самопомощи в
бою; иметь представление о военно-учетных
специальностях; знать особенности прохождение
военной службы по призыву и по
контракту; иметь представления о военно-учебных заведениях; иметь
представление о системе военно-учебных центров при учебных
заведениях высшего образования.
Модуль №
3.
«Культура
безопасности
жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)»,
«культура безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»,
объяснять их взаимосвязь; приводить примеры решения задач по обеспечению
безопасности в
повседневной
жизни
(индивидуальный,
групповой
и
общественногосударственный уровни); знать общие принципы безопасного
поведения, приводить примеры; объяснять смысл понятий «виктимное
поведение», «безопасное
поведение»; понимать влияние поведения человека на его безопасность,
приводить
примеры; иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на
безопасность; раскрывать суть риск-ориентированного подхода к
обеспечению безопасности;
приводить примеры реализации рискориентированного подхода на
уровне личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрывать источники и
классифицировать
бытовые
опасности, обосновывать зависимость риска (угрозы) их возникновения от
поведения человека; знать права и обязанности потребителя, правила
совершения покупок, в том числе в Интернете; оценивать их роль в
совершении безопасных покупок; оценивать риски возникновения бытовых
отравлений, иметь навыки их
профилактики; иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях; уметь
оценивать риски получения бытовых травм; понимать взаимосвязь
поведения и риска получить травму; знать правила пожарной
безопасности и электробезопасности, понимать
влияние соблюдения правил на безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании
газового и электрического оборудования; иметь навыки поведения при угрозе
и возникновении пожара; иметь навыки первой помощи при бытовых
травмах, ожогах, порядок
проведения сердечно-лёгочной реанимации; знать правила безопасного
поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая
территория, детская площадка, площадка для выгула собак и другие);
понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на
уровень безопасности, приводить примеры; понимать риски противоправных
действий, выработать навыки,
снижающие криминогенные риски; знать правила поведения при
возникновении аварии на коммунальной
системе; иметь навыки взаимодействия с коммунальными
службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения; характеризовать изменения правил
дорожного движения в зависимости
от изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход); понимать риски
для пешехода при разных условиях, выработать навыки
безопасного поведения; понимать влияние действий водителя и пассажира на
безопасность
дорожного движения, приводить примеры; знать права, обязанности и иметь
представление об ответственности
пешехода, пассажира, водителя; иметь представление о знаниях и навыках,
необходимых водителю; знать правила безопасного поведения при
дорожно-транспортных
происшествиях разного характера; иметь навыки оказания первой помощи,
навыки пользования
огнетушителем; знать источники опасности на различных видах транспорта,
приводить
примеры; знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить
примеры влияния поведения на безопасность; иметь представление о порядке
действий при возникновении опасныхи
чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
перечислять и классифицировать основные источники опасности в
общественных местах;
знать общие правила безопасного поведения в общественных местах,
характеризовать их влияние на безопасность; иметь навыки оценки рисков
возникновения толпы, давки; знать о действиях, которые минимизируют риски
попадания в толпу, давку, и о действиях, которые позволяют минимизировать
риск получения травмы в случае попадания в толпу, давку; оценивать риски
возникновения ситуаций криминогенного характера в
общественных местах; иметь навыки безопасного поведения при проявлении
агрессии; иметь представление о безопасном поведении для снижения
рисков
криминогенного характера; оценивать риски потеряться в общественном
месте; знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек; знать
правила пожарной безопасности в общественных местах; понимать
особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в
общественных местах разного типа; знать правила поведения при угрозе
обрушения или обрушении зданий
или отдельных конструкций; иметь представление о правилах поведения при
угрозе или в случае
террористического акта в общественном месте.
11 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
выделять и классифицировать источники опасности в природной среде;
знать особенности безопасного поведения при нахождении в природной
среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в горах; иметь представление о
способах ориентирования на местности; знать разные способы
ориентирования, сравнивать их особенности, выделять преимущества и
недостатки; знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски
потеряться в природной среде; знать о порядке действий, если человек
потерялся в природной среде; иметь представление об основных источниках
опасности при автономном нахождении в природной среде, способах подачи
сигнала о помощи; иметь представление о способах сооружения убежища для
защиты от перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи, правилах
поведения при встрече с дикими животными; иметь навыки первой помощи
при перегреве, переохлаждении,
отморожении, навыки транспортировки пострадавших;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;
выделять наиболее характерные риски для своего региона с учётом
географических,
климатических
особенностей,
традиций
ведения
хозяйственной деятельности, отдыха на природе; раскрывать применение
принципов безопасного поведения (предвидеть опасность; по возможности
избежать её; при необходимости действовать) для природных чрезвычайных
ситуаций; указывать причины и признаки возникновения природных пожаров;
понимать влияние поведения человека на риски возникновения
природных пожаров; иметь представление о безопасных действиях при угрозе
и
возникновении природного пожара; называть и характеризовать природные
чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными геологическими явлениями и процессами; раскрывать
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими
явлениями и процессами; иметь представление о правилах безопасного
поведения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами; оценивать риски природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами, для своего региона, приводить примеры риск-ориентированного
поведения; называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами; раскрывать
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими
явлениями и процессами; иметь представление о правилах безопасного
поведения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами; оценивать риски природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями
и процессами, для своего региона, приводить примеры риск-ориентированного
поведения; называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных
ситуациях, вызванных опасными метеорологическими явлениями и
процессами; оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения; характеризовать
источники экологических угроз, обосновывать влияние
человеческого фактора на риски их возникновения; характеризовать
значение риск-ориентированного
подхода
к
обеспечению экологической безопасности; иметь навыки
экологической грамотности и разумного
природопользования.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ
жизни», «лечение», «профилактика» и выявлять взаимосвязь между ними;
понимать степень влияния биологических, социально-экономических,
экологических, психологических факторов на здоровье; понимать значение
здорового образа жизни и его элементов для
человека, приводить примеры из собственного опыта; характеризовать
инфекционные заболевания, знать основные способы
распространения и передачи инфекционных заболеваний; иметь навыки
соблюдения мер личной профилактики; понимать роль вакцинации в
профилактике инфекционных заболеваний,
приводить примеры; понимать значение национального календаря
профилактических
прививок и вакцинации населения, роль вакцинации для общества в целом;
объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим
показаниям»; иметь представление о чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера, действиях при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера (на примере эпидемии); приводить примеры
реализации риск-ориентированного подхода к
обеспечению
безопасности
при чрезвычайных ситуациях
биологосоциального характера; характеризовать
наиболее
распространённые
неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые,
онкологические, эндокринные и другие), оценивать основные факторы риска
их возникновения и степень опасности; характеризовать признаки
угрожающих жизни и здоровью состояний
(инсульт, сердечный приступ и другие); иметь навыки вызова скорой
медицинской помощи; понимать значение образа жизни в профилактике
и защите от
неинфекционных заболеваний; раскрывать значение диспансеризации для
ранней диагностики
неинфекционных заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;
объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое
благополучие», характеризовать их влияние на жизнь человека; знать
основные критерии психического здоровья и психологического
благополучия; характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье
и
психологическое благополучие; иметь представление об основных
направления сохранения и
укрепления психического здоровья и психологического благополучия;
характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственную
и физическую работоспособность, благополучие человека; характеризовать
роль раннего выявления психических расстройств и
создания благоприятных условий для развития; объяснять смысл понятия
«инклюзивное обучение»; иметь навыки, позволяющие минимизировать
влияние хронического
стресса;
характеризовать признаки психологического неблагополучия и
критерии обращения за помощью; знать правовые основы оказания первой
помощи в Российской
Федерации; объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая медицинская
помощь», их соотношение; знать о состояниях, при которых оказывается
первая помощь, и
действиях при оказании первой помощи; иметь навыки применения алгоритма
первой помощи; иметь представление о безопасных действиях по оказанию
первой помощи в различных условиях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая
помощь при нескольких травмах одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:
объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль общения в
жизни человека, приводить примеры межличностного общения и общения в
группе;
иметь навыки конструктивного общения; объяснять смысл понятий
«социальная группа», «малая группа»,
«большая группа»; характеризовать взаимодействие в группе; понимать
влияние групповых норм и ценностей на комфортное и
безопасное взаимодействие в группе, приводить примеры; объяснять смысл
понятия «конфликт»; знать стадии развития конфликта, приводить
примеры; характеризовать факторы, способствующие и препятствующие
развитию конфликта; иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
знать условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта;
иметь представление о способах пресечения опасных проявлений
конфликтов; раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям
насилия; характеризовать способы психологического воздействия;
характеризовать особенности убеждающей коммуникации; объяснять
смысл
понятия
«манипуляция»;
называть
характеристики
манипулятивного воздействия, приводить
примеры; иметь представления о способах противодействия манипуляции;
раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение,
убеждение, внушение, подражание и другие), приводить примеры; иметь
представление о деструктивных и псевдопсихологических
технологиях и способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
характеризовать цифровую среду, её влияние на жизнь человека;
объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след»,
«персональные данные»; анализировать угрозы цифровой среды (цифровая
зависимость, вредоносное программное обеспечение, сетевое мошенничество
и травля, вовлечение в деструктивные сообщества, запрещённый контент и
другие), раскрывать их характерные признаки; иметь навыки безопасных
действий по снижению рисков, и защите от
опасностей цифровой среды; объяснять смысл понятий «программное
обеспечение», «вредоносное
программное обеспечение»; характеризовать и классифицировать опасности,
анализировать риски,
источником которых является вредоносное программное обеспечение;
иметь навыки безопасного использования устройств и программ;
перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением
людей в цифровой среде; характеризовать риски, связанные с коммуникацией
в цифровой среде (имитация близких социальных отношений; травля; шантаж
разглашением сведений; вовлечение в деструктивную, противоправную
деятельность), способы их выявления и противодействия им; иметь навыки
безопасной коммуникации в цифровой среде;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «достоверность информации»,
«информационный пузырь», «фейк»; иметь представление о способах
проверки достоверности, легитимности
информации, её соответствия правовым и морально-этическим нормам;
раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой,
выработать навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде;
объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности
граждан и юридических лиц в информационном пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию
человека, стабильности общества и государства; объяснять смысл и
взаимосвязь понятий «экстремизм» и «терроризм»;
анализировать варианты их проявления и возможные последствия;
характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность, выработать навыки безопасных действий при их обнаружении;
иметь представление о методах и видах террористической деятельности; знать
уровни террористической опасности, иметь навыки безопасных
действий при их объявлении; иметь представление о безопасных действиях
при угрозе (обнаружение бесхозных вещей, подозрительных предметов и
другие) и в случае террористического акта (подрыв взрывного устройства,
наезд транспортного средства, попадание в заложники и другие), проведении
контртеррористической операции; раскрывать правовые основы, структуру и
задачи государственной
системы противодействия экстремизму и терроризму; объяснять права,
обязанности и иметь представление об ответственности граждан и
юридических лиц в области противодействия экстремизму и терроризму.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства
4
0
0
2
Основы военной подготовки
12
0
0
3
Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе
2
0
0
https://m.edsoo.ru/8332b07b
4
Безопасность в быту
6
0
0
https://m.edsoo.ru/8332b07b
5
Безопасность на транспорте
5
0
0
6
Безопасность в общественных местах
5
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
11 КЛАСС
№ п/п
Количество часов
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Безопасность в природной среде
7
0
0
2
Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи
7
0
0
3
Безопасность в социуме
7
0
0
4
Безопасность в информационном
пространстве
7
0
0
5
Основы противодействия экстремизму и
терроризму
6
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении национальной
безопасности
1
0
0
2
Государственная и общественная
безопасность
1
0
0
3
Роль личности, общества и
государства в предупреждении и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций
1
0
0
4
Оборона страны как обязательное
условие благополучного развития
страны
1
0
0
5
Строевые приемы и движение без
оружия (строевая подготовка)
1
0
0
6
Основные виды тактических
действий войск (тактическая
подготовка)
1
0
0
7
Требования безопасности при
обращении с оружием и
боеприпасами (огневая
1
0
0
подготовка)
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eae0fff3
8
Виды, назначение и
тактикотехнические
характеристики современного
стрелкового оружия
(огневая подготовка)
1
0
0
9
Беспилотные летательные
аппараты (БПЛА) – эффективное
средство вооруженной борьбы
(основы технической подготовки и
связи)
1
0
0
10
Предназначение, общее
устройство и тактико-технические
характеристики переносных
радиостанций (основы
технической подготовки и связи)
1
0
0
11
Свойства
местности
и
применение в военном деле
(военная топография)
1
0
0
12
Фортификационное оборудование
позиции отделения. Виды укрытий
и убежищ (инженерная
подготовка)
1
0
0
13
Оружие массового поражения
(радиационная, химическая,
биологическая защита)
1
0
0
их
14
Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская подготовка.
Тактическая медицина)
1
0
0
15
Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская подготовка.
Тактическая медицина)
1
0
0
16
Особенности прохождения
военной службы по призыву и по
контракту. Военно-учебные
заведения и военно-учебные
центры (тактическая подготовка)
1
0
0
17
Современные представления о
культуре безопасности
1
0
0
18
Влияние поведения на
безопасность.
Рискориентированный подход к
обеспечению безопасности на
уровне личности, общества,
государства
1
0
0
19
Источники опасности в быту
1
0
0
20
Профилактика и первая помощь
при отравлениях
1
0
0
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3488963
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ca989222
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ee497bff
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112
21
Безопасность в быту.
Предупреждение травм и первая
помощь при них
1
0
0
22
Пожарная безопасность в быту
1
0
0
23
Безопасное поведение в местах
общего пользования
1
0
0
24
Безопасное поведение в местах
1
0
0
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161
общего пользования
25
Безопасность дорожного движения
1
0
0
26
Безопасность дорожного движения
1
0
0
27
Порядок действий при
дорожнотранспортных
происшествиях
1
0
0
28
Безопасное поведение на разных
видах транспорта
1
0
0
29
Безопасное поведение на разных
видах транспорта
1
0
0
30
Безопасность в общественных
местах. Опасности
1
0
0
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ec659795
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c
социальнопсихологического
характера
31
Опасности криминального
характера, меры защиты от них
1
0
0
32
Опасности криминального
характера, меры защиты от них
1
0
0
33
Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или
совершении террористического
акта
1
0
0
34
Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или
совершении террористического
акта
1
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a2e1b5d5
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5
11 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Безопасность в природной среде
1
0
0
2
Выживание в автономных
условиях
1
0
0
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
[[Библиотека ЦОК
3
Природные чрезвычайные
ситуации. Природные пожары
1
0
0
4
Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
геологические явления и
процессы: землетрясения,
извержение вулканов, оползни,
сели, камнепады
1
0
0
1
0
0
6
Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
метеорологические явления и
процессы: ливни, град, мороз,
жара
1
0
0
7
Экологическая грамотность и
1
0
0
5
Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
гидрологические явления и
процессы: наводнения, паводки,
половодья, цунами, сели, лавины
разумное природопользование
8
Факторы, влияющие на здоровье
человека. Здоровый образ жизни
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4dd59356
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d331f5d5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/552ec0cd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/12845814
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6beae69f
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cf0d6e0f
9
Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями
1
0
0
10
Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями
1
0
0
11
Неинфекционные заболевания.
Факторы риска и меры
профилактики. Роль
диспансеризации для сохранения
здоровья
1
0
0
12
Психическое здоровье и
психологическое благополучие
1
0
0
13
Первая помощь пострадавшему
1
0
0
14
Первая помощь пострадавшему
1
0
0
15
Общение в жизни человека.
Межличностное общение,
общение в группе
1
0
0
16
Конфликты и способы их
разрешения
1
0
0
17
Конфликты и способы их
разрешения
1
0
0
18
Конструктивные и
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a38c6e17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ee0176
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b20971f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e
Библиотека ЦОК
деструктивные способы
психологического воздействия
https://m.edsoo.ru/738187f6
19
Конструктивные и
деструктивные способы
психологического воздействия
1
0
0
20
Психологические механизмы
воздействия на большие группы
людей
1
0
0
21
Психологические механизмы
воздействия на большие группы
людей
1
0
0
22
Безопасность в цифровой среде
1
0
0
23
Опасности, связанные с
использованием программного
обеспечения
1
0
0
24
Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде
1
0
0
25
Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде
1
0
0
26
Достоверность информации в
цифровой среде
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/738187f6
https://m.edsoo.ru/d526ac07]]
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b
27
Достоверность информации в
цифровой среде
1
0
0
28
Защита прав в цифровом
пространстве
1
0
0
29
Экстремизм и терроризм как
1
0
0
угроза устойчивого развития
общества
https://m.edsoo.ru/3906b95b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/39a257c1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/98341000000
30
Экстремизм и терроризм как
угроза устойчивого развития
общества
1
0
0
31
Правила безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта
1
0
0
32
Правила безопасного поведения
при угрозе и совершении
террористического акта
1
0
0
33
Противодействие экстремизму и
терроризму
1
0
0
34
Противодействие экстремизму и
терроризму
1
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/98341000000
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы безопасности жизнедеятельности; базовый уровень 10 класс/
Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. и др.; под редакцией
Егорова С.Н. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Основы безопасности жизнедеятельности; базовый уровень 11 класс/
Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. и др.; под редакцией
Егорова С.Н. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей по использованию учебников,
включённых в федеральный перечень, при реализации учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины»
https://uchitel.club/fgos/fgosobzh.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий: https://www.mchs.gov.ru/
Национальный антитеррористический комитет: http://nac.gov.ru/
Национальный Центр информационного противодействия терроризму и
экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ):
https://ncpti.su/
Госавтоинспекция: https://гибдд.рф/
ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности: http://обж.рф/
Единая коллекция доступа к цифровым образовательным
ресурсам:http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
http://fcior.edu.ru/